СП под угрозой «опошления»?

Время печали для любителей совместных покупок еще не пришло, обнадеживают эксперты

В лексиконе ивановцев фраза: «Я покупаю в СП…» уже становится привычной.  Достаточно ввести в любой поисковой системе словосочетание «совместные покупки», добавив в конце название своего города, и результат поиска в итоге позволит вам не только найти подобный сервис, но и выбрать тот, что больше по сердцу.

Однако в ближайшее время этой «народной коммерческой забаве», судя по сводкам с законодательных полей, может придти конец.  

Нынешний год с самого начала оказался не слишком благоприятным для ивановцев, делающих покупки онлайн за границей. Так, в январе появилась информация, что крупные интернет-магазины Theoutnet.com и Net-a-porter.com, входящие в швейцарскую Richemont, а также принадлежащие Amazon Shopbop.com и East Dane, прекратили доставку товаров в Россию. Причиной были названы новые правила оформления посылок, якобы введенные на отечественной таможне. Правда, потом таможенные службы, Минсвязи и иностранные компании экспресс-доставки вроде бы договорились о новых условиях работы, а крупнейшие иностранные почтовые службы согласились возобновить доставку посылок в нашу многострадальную. Но, как оказалось, эти неурядицы были лишь прелюдией к главной неприятности.

Ход таможней

В начале марта Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект по регулированию беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых международными почтовыми отправлениями. Еще в январе Минэкономразвития согласовало с Минфином порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок в 150 евро. Этот документ был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 27 февраля 2014 года.

Согласно ему, ставка пошлины с зарубежных посылок останется неизменной — 30%. Но если раньше таким сбором облагались международные отправления стоимостью свыше 1000 евро и весом не более 31 кг, то теперь порог беспошлинного ввоза будет снижен до 150 евро и 10 кг, соответственно. Стоит ли уточнять, что, как только эта норма будет окончательно принята Госдумой и вступит в силу, такой вид коммерческой международной активности, как совместные покупки, рискует накрыться медным тазом. 

Представители налоговых служб заявляют, что ничего  страшного в этом нет: мол, доморощенные коммерсанты, пользуясь лазейкой в законодательством, под видом СП совершают полноценные (и зачастую – весьма масштабные) оптовые закупки у иностранных поставщиков. При этом не платят каких-либо налогов и не регистрируются  в качестве ИП. 

Официальные интернет-магазины тоже вздыхают с облегчением (говорят, именно  Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и инициировала разработку таможенных нововведений. В состав АКИТ входят сайты La Moda, eBay, Kupi.Vip, Эльдорадо и еще 14 крупнейших интернет-ритейлеров страны). По словам  представителей интернет-ритейлеров, «серые» продавцы, - это мелкие импортеры, которые закупают товары у иностранцев как физические лица и отнимают у законопослушных магазинов солидный кусок рынка. Снижение же порога беспошлинного ввоза будет для их бизнеса губительным.

Однако рядовые потребители вещевых благ высказывают по этому поводу свое категорическое «фи». 

Дешевле и сердитее

«Я закупаюсь за границей, в том числе и через СП, в среднем раз в пару месяцев, - делится наболевшим предприниматель Сергей. - В основном делаю заказы в США. И в порог 150 евро порой не укладываюсь. У меня двое детей. И покупать им всю одежду и обувь в Иванове я считаю просто непозволительной роскошью. Предпочитаю выбирать более качественные товары по более гуманным ценам за рубежом».

Похожим образом рассуждают многие участники СП: им эта схема дает возможность обойти наценки отечественных розничных магазинов и приобретать понравившиеся вещи удаленно - по вменяемой цене. И то, является означенная схема «серой»  ли «серобуромалиновой», их совершенно не волнует.

Главная претензия, предъявляемая при этом местной рознице (включая «легальные» интернет-магазины), - совершенно неадекватное ценообразование. «Скажем, джинсы Levi’s в США стоят 50 долларов, а у нас в это же время — 150, - удивляются эксперты. – Или возьмем популярные куртки фирмы Canada Goose. Зайдем на Taobao.com (зарубежный интернет-магазин, ориентированный на конечного потребителя и работающий по системе C2C («потребитель для потребителя») и найдем там такую куртку за 5 тысяч рублей. Заходим на Avito и находим там бэушную куртку за 15 тысяч, а в Москве в «Европейском» — за 40. Вопрос, как это может быть? Цены в российских и зарубежных онлайн-магазинах  несопоставимы даже с учетом оплаты международной доставки…».

По мнению некоторых, из этого следует, что лоббируемые АКИТ поправки дают исключительные привилегии гигантам российской интернет-торговли, которым порядком поднадоели зарубежные конкуренты. «Теперь же у отечественных продавцов появится возможность диктовать цены и опустошать и без того неглубокие карманы наших соотечественников», - сетует один из поклонников СП.  – Хотя, возможно, если бы я сам работал в ритейле, я бы рассуждал иначе».

 

Не все потеряно?

Впрочем,  оптимисты от СП утверждают, что рано посыпать голову пеплом. Так, Казахстан упрямо не хочет снижать порог беспошлинного ввоза международных отправлений с 1000 до 150 евро. И значит, теоретически заказные посылки из-за рубежа  могут сначала прибывать в Казахстан (то есть на территорию Таможенного Союза (ТС)), успешно там растаможиваться по старым ценам и уже затем переправляться в РФ конечному адресату. Как это осуществить технически – другой вопрос. Но вряд ли подобные трудности когда-либо останавливали наших хитроумных коммерсантов.

Более того, в интернете  уже появляются сайты, содержащие рецепты, «как избежать уплаты таможенной пошлины  на законных основаниях». В частности, приводится в пример будто бы совершенно легальная схема «дропшиппинга» (от англ. Drop shipping – прямая поставка). И вероятно, число таких решений будет в случае необходимости лишь умножаться. Ну, а пока суд да дело, руководство eBay Россия рассылает сообщения с заверениями, что порог беспошлинной торговли остается на уровне 1000 евро и 31 кг в месяц, а дата вступления в силу изменений этого лимита не определена (если это вообще произойдет). Компании экспресс-доставки также работают в прежнем режиме. Единственный момент: с января 2014-го нужно предоставлять паспортные данные получателя (в электроном виде) для таможенного оформления посылки, если доставка идет через экспресс-канал (FedEx, UPS, DHL, TNT, SPSP  и др). Мол, заказывайте и покупайте. По крайней мере, до тех пор пока у вас есть такая возможность…

Для справки: Что за зверь такой «СП»?

В Иванове одним из сайтов, где СП-движение «расцвело махровым цветом», является  местная интернет-барахолка ivbb.ru. Однако если покопаться поглубже, то буйные ростки СП можно обнаружить и в социальных сетях, и на разнообразных форумах.

Говорят, вся эта история началась когда-то с молодых мам, которым обычно некогда бегать по магазинам. Кроме того, появление ребенка всегда влечет за собой дополнительные расходы. И вот мамочки приспособились заказывать памперсы, детское питание и всяческие умильные «костюмчики» через мировую сеть (напрямую у производителей или в зарубежных магазинах, где закупается и российская розница для перепродажи). Причем не каждая по отдельности и по чуть-чуть, а сразу большую партию на группу единомышленниц. При этом товар оптом приобретался вдвое, а то и втрое дешевле, чем в розничной торговле.

«Строго говоря, СП - это не интернет-магазин, а вполне легальная возможность группе граждан договориться между собой, чтобы «обойти» розничную надбавку в цене, - говорит ивановская домохозяйка Ирина. - Теперь уже список вещей, которые приобретаются таким образом, поражает воображение. По сути, это выбор настоящего гипермаркета. Схема вкратце такова: люди объединяются, выбирают интересующий их товар, собирают деньги на его приобретение, делают заказ в фирму, оплачивают счет или выкупают за наличный расчет свой заказ и делят между собой то, что заказали».

При совершении СП основной заработок получают их организаторы или кураторы. Это находчивые индивидуумы, которые на различных сайтах и у различных фирм находят интересный и востребованный товар, выясняют условия поставок оптом, подготавливают прайсы и проводят закупку.

«В общем-то, «проработав» однажды конкретного поставщика (им, по сути, может являться любой известный и не очень бренд), организатору остается только следить за изменением цен, предлагать товар участникам форумов, принимать и формировать заказы и заявки по ним, - секретничает один из таких сетевых организаторов. - Ну, а после этого - собирать деньги, оплачивать счета, получать товар и раздавать его тем, кто сделал заказ.

Стоит ли уточнять, что заказ в рамках СП делается только по предоплате – благо, количество «электронных кошельков» в стране неумолимо растет».

Выгода организатора заключается в небольшой накрутке на цену товара. Как правило, она составляет от 5% до 25% от стоимости товара. Сама же стоимость вещи и расходы на ее доставку ложатся на плечи покупателей. Накрутка обычно делается в зависимости от цены товара: чем он дешевле, тем выше процент, но при этом организатор, естественно, всегда остается в плюсе. 

 

15 Марта 2014, 11:18 +540

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...