Страдания по рекламе

Участникам рынка во избежание штрафов посоветовали больше изучать закон

Отечественное законодательство, регулирующее рекламную сферу, продолжает оставаться одним из наиболее часто меняющихся (причем в сторону ужесточения) и доставляющих массу проблем участникам этого рынка и их клиентам . О самых болезненных моментах реализации этого законодательства шла речь на семинаре «Реклама и закон: как избежать штрафов», состоявшемся в рамках фестиваля «Рекламная Фишка-2013».

Проблемы, рассмотренные на семинаре, одинаково волнуют как рекламодателей, так и рекламораспространителей, и носят сугубо практический характер. Главная из них обозначена уже в названии семинара. Напомним, что сегодня минимальный штраф на юридическое лицо за нарушение закона «О рекламе» составляет 100 тыс. рублей, максимальный – 500 тыс. рублей.

Практической направленностью был обусловлен и выбор спикеров: в их качестве  выступили представители УФАС по Ивановской области и специалисты юридической фирмы «Консалт» Сорокины и Партнеры. Для многих участников семинар стал редкой возможностью получить консультацию у «антимонопольщиков», поэтому основная его часть проходила в режиме «вопрос-ответ». При этом выяснилось, что некоторые участники рынка по-прежнему имеют весьма смутное представление о нормах закона «О рекламе».

«Значительное число нарушений, выявляемых в Ивановской области, - это нарушения его формальных требований, например, отсутствие и неправильный размер предупреждения о противопоказаниях в рекламе медицинских услуг, - отметила заместитель руководителя Ивановского УФАС Татьяна Михеева. - И это, на мой взгляд, связано с низким уровнем правовой грамотности лиц, работающих на этом рынке. Они все также ленятся читать закон (все требования там изложены достаточно четко) и консультироваться у специалистов. Между тем, административные санкции, предусмотренные КоАП, не разграничивают виды нарушений. Так что и за неэтичную рекламу, и за отсутствие полного наименования юрлица в рекламе финансовых услуг штраф будет начинаться от 100 тыс. рублей».  

Только за прошлый год Ивановское УФАС возбудило 72 дела об административных правонарушениях, связанных с законом «О рекламе». Общая сумма собранных в итоге штрафов составила 1 млн 199 тыс. рублей.

 

На топе

Впрочем, судя по приведенной статистике, рекламодатели и рекламораспространители Ивановской области в соблюдении законодательства мало отличаются  от своих коллег из других регионов. «Первые места в рейтинге наиболее частых нарушений и у нас, и по стране занимают реклама финансовых услуг, реклама медицинских услуг, реклама алкогольной продукции и недостоверная реклама, - уточнила Татьяна Михеева.

При этом в рекламе финансовых услуг чаще всего по-прежнему не указывают наименование организационно-правовой формы юрлица и умалчивают об условиях, которые могут повлиять на расходы заемщиков или доходы вкладчиков. В рекламе медицинских услуг забывают (или не хотят) ставить  предупреждение о противопоказаниях и плохо знают список услуг, которые являются медицинскими (например, не считают европейский массаж медицинской услугой). Честно говоря, не могу понять, почему именно эти услуги часто хотят замаскировать подо что-то другое.

В реклама алкогольной продукции чаще всего стараются сделать помельче предупреждение о вреде чрезмерного употребления. Плюс в последнее время такая реклама вновь стала появляться в периодических печатных изданиях (только недавно мы возбудили несколько таких дел), что строго запрещено законом». 

«Кстати, если раньше мы сами мониторили нарушения, то теперь большинство дел нами рассматривается по заявлениям, поступившим от граждан, например, от конкурентов, - признаются сотрудники УФАС. – Это могут быть и анонимные заявления, и даже просто телефонные звонки. Но мы все их обязаны проверить. И если есть признаки нарушения – возбуждаем административные дела».

О неэтичном и недостоверном

Случаи появления неэтичной рекламы в Ивановской области, по словам представителей УФАС, - большая редкость, в отличие от других регионов.  

У нас в погоне за креативностью, как правило,  не додумываются до двусмысленных слоганов наподобие «Отказали в кредите? Мы даем!» на фоне обнаженных женских ног. 

Иначе обстоят дела с так называемой недостоверной рекламой. «По стране такой рекламы в 2012 году было выявлено 8%, у нас - 13,56%, а в этом году – уже 18,6%, - отмечает Татьяна Михеева -  Недостоверная  - это достаточно широкое понятие: скажем, кто-то заявляет о возможности предоставления кредита, хотя никаких кредитов не дает. Или, например, был случай, когда один автосалон указал в рекламе, что является дилером такого-то завода. На салон  пожаловались конкуренты, и выяснилось, что он к названному заводу не имеет никакого отношения. Попросту говоря, речь идет об обмане потребителей».

Важно, что, согласно пояснениям юристов, ответственность за недостоверную рекламу рекламораспространитель может переложить на рекламодателя. Но лишь при условии, что сможет подтвердить получение от рекламодателя такой недостоверной информации. «При рассмотрении дел мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда рекламораспространители никак не оформляют свои отношения с рекламодателем, - сетует Татьяна Михеева -  Нет ни подписанных договоров, ни должным образом утвержденных рекламных макетов, видео- и аудиороликов, статей. А когда обе стороны приходят на заседание комиссии в УФАС, то начинается «пинг-понг». Рекламораспространители говорят, что недостоверную рекламу получили от рекламодателя. А тот заявляет, что не имеет к ней никакого отношения и не знает, почему она вообще вышла. Без оформленных документов ему это сходит с рук. И тому в нашей практике есть масса примеров»

«Кстати, если рекламораспространитель печатает или выпускает в эфир рекламу, которая явно нарушает закон «О рекламе», он будет признан виновным, даже если у него есть все необходимые документы, - поясняют представители юридической фирмы «Консалт».  – Например, в случае, если в рекламе указывается только одно из условий кредита...»

***

Отметим, что приведенными примерами проблемы соблюдения рекламного законодательства, конечно же, не исчерпываются. Опять же, изменения в этой сфере происходят достаточно часто. Об очередных вступающих в силу ужесточениях  представители Ивановского УФАС расскажут на брифинге 16 октября. Так что главный совет участникам рекламного рынка от спикеров семинара – не только сделать закон «О рекламе» своей настольной книгой, а консультации у специалистов – обычной практикой, но и постоянно отслеживать все законодательные метаморфозы. В том числе по публикациям в нашем издании.

В вопросах и ответах

Избранные места из общения с участниками семинара «Реклама и закон: как избежать штрафов»

- Для признания рекламы неэтичной достаточно обращения в УФАС одного гражданина или нужно обращение какой-либо общественной организации? Насколько субъективно может быть рассмотрение такого дела?

Т.Михеева: Для того, чтобы УФАС рассмотрело дело, достаточно любого заявления. Субъективность в таких случаях неизбежна. Однако в своих решениях мы не стремимся доходить до абсурда и далеко не каждое заявление признаем обоснованным.

- Если реклама признается ненадлежащей, это всегда приводит к наложению штрафа?

Т.Михеева: Да, в этом случае административное производство возбуждается в обязательном порядке.

 - Учитывается ли при наложении штрафа фактор малозначительности нарушения?

Т.Михеева: Юрлиц, которые не являются профессиональными  участниками рынка, мы на первый раз обычно не штрафуем – штраф в этом случае накладывается на должностное лицо и составляет значительно меньшую сумму. Но если нарушитель – профи, то ни о какой малозначительности речи идти не может. Если уж вы работаете на этом рынке, то должны знать действующее законодательство.

 Зарубить на рекламном носу

При рекламе финансовых услуг

- необходимо указание: для юрлица - наименование, включая юридическую форму (ЗАО, ООО и др.), для ИП - ФИО полностью;

Не допускается:

- использование "слепых", излишне мелких шрифтов;

- наличие гарантий, обещаний в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), если такая эффективность (доходность) не может быть определена на момент заключения договора;

- умалчивание условий, влияющих на сумму доходов или расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

«Указание об отсутствии комиссий тоже считается одним из условий кредитования со всеми вытекающими», - поясняют представители юридической фирмы «Консалт».

Реклама лекарственных средств, медуслуг (в т.ч. методов лечения, медтехники) должна сопровождаться предупреждением:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

- необходимости ознакомления с инструкцией по применению;

- получения консультации специалистов.

Предупреждение должно занимать не менее 5% рекламной площади.

Уточним, что такие косметические процедуры, как все виды массажа (от общего до массажа рук или век), пирсинг, перманентный татуаж, косметологическая чистка лица, эпиляция, депиляция и проч., являются медицинскими услугами. Их реклама также должна сопровождаться предупреждением. 

Понятие и полный перечень медицинских услуг находятся в номенклатуре,  утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

«В случае возникновения сомнений следует обратиться к ней», - советуют представители УФАС.  

Реклама алкогольной продукции в периодических печатных изданиях запрещена. 

16 Октября 2013, 09:28 +477

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...