Строчка в счете – дырка в бюджете

За что мы платим – это вопрос, который интересуют всегда, вне зависимости от того, какую сумму приходится выложить. Естественно, чем больше сумма, тем интереснее, «что конкретно имели в виду» те, кто прислал вам счет. Наиболее «загадочные» платежи, к которыми сегодня сталкивается каждый горожанин – это квартплата. Если подвергнуть тщательному анализу счет, приходящий ежемесячно квартиросъемщику, то можно увидеть, что половину суммы составляет плата за отопление, четверть – за водоснабжение и канализацию, и еще четверть – за так называемое «техническое обслуживание». Что это такое, за что мы, в сущности, платим, и как эту оплаченную услугу получить - попробуем разобраться. Как сообщили нам в областном управлении жилищно-коммунального хозяйства, плата за техническое обслуживание муниципального жилищного фонда рассчитывается по достаточно сложной схеме. В основу тарифа заложены расходы МУПов (у нас их три) и МПЖХ: затраты на технику безопасности, затраты на аварийное обслуживание, услуги сторонних организаций, затраты на освещение мест общего пользования, заработная плата и отчисления на социальные нужды и т.д. Затраты, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Полученная сумма затрат делится на количество квадратных метров муниципального жилого фонда. Средняя полная себестоимость содержания одного квадратного метра муниципального жилищного фонда в Иванове составляет 5,95 рублей. В эту цифру включены затраты на содержание конструктивных элементов, лифтового хозяйства, уборка лестничных клеток, техническое обслуживание внутридомового инженерного оборудования и т.д. Однако население города платит только за ту услугу, которая ему предоставляется с учетом уровня платежа населения, составляющего в 2005 году 87,1%, с применением поправочного коэффициента в зависимости от степени благоустройства (понижающий или повышающий). Кроме прав у собственников жилья есть и обязанности - утепление окон и дверей на осенне-зимний период (Жилищный кодекс, раздел II , гл.5, ст. 30), поддержание помещение в надлежащем состоянии, соблюдение права и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Так или иначе, счета на техническое обслуживание жилья получают все. Большая часть жителей их даже оплачивает. Что касается состава этой услуги, понятие «техническое обслуживание» определено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, принятыми 27 сентября 2003 года. Эти правила разработаны в соответствии с законом РФ «Об основах жилищной политики» с изменениями и дополнениями. Если верно выражение, что правила существуют для того, чтобы их нарушать, то «Правила и нормы…», о которых идет речь – лишнее тому подтверждение. Если судить по этому документу, то техническое обслуживание должно включать в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. В понятие «техническое обслуживание» входят также общие и частичные осмотры крыш, панелей полносборных зданий и межпанельных стыков, дымоходов и дымовых труб, перил и ограждающих решеток на окнах лестничных клеток, системы отопления в квартирах, на чердаках, в подвалах, на лестницах, мусоропроводов, электропроводки (за исключением квартир) светильников во вспомогательных помещениях (на лестницах, в вестибюлях, подвалах и т.д.). Общие осмотры должны проводиться два раза в год – весной и осенью. Один раз в год в ходе весеннего осмотра нас как нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений должны проинструктировать о порядке содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности. После сильных ливней, ураганов, снегопадов, а также в случае аварий на внешних коммуникациях и т.д. без всякого нашего напоминания должны проводиться внеплановые осмотры. Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий – журналах, паспортах, актах. При проведении осмотров обслуживающие организации обязаны устранять незначительные неисправности водопровода, канализации, электротехнических устройств, протечки кровли и т.д. Что касается сезонной эксплуатации, то при подготовке к весне обслуживающие организации обязаны проводить ремонт оборудования детских и спортивных площадок, консервацию систем центрального отопления и т.д. Готовя жилой фонд к зиме, те же обслуживающие организации должны отремонтировать и утеплить оконные и дверные блоки в помещениях общего пользования, заменить разбитые стекла, утеплить входные двери, установить на них пружины. Кроме того, отплачивая техническое обслуживание, мы вправе ожидать, что жилищная организация будет заниматься: - содержанием лестничных клеток (плановые и внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт); - обслуживанием мусоропровода, лифтов, входных дверей, организацией дежурства в подъездах, оборудованием помещений для консьержек с установкой телефона; - обеспечением исправного состояния строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках, требуемого санитарного состояния, температурно-влажностного режима, освещенности, уборки; - содержанием подвалов и технических подполий; - ремонтом в подъездах (раз в три-пять лет, в зависимости от классификации зданий и физического износа). - уборкой придомовой территории. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода фундаментов, подвалов и стен зданий, заданный температурно-влажностный режим внутри здания, исправное состояние стен для восприятия нагрузок, устранение повреждений по мере выявления, теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Устранение повреждений фундаментов и стен должно проводиться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками). Внешний вид стен – тоже забота обслуживающей организации. В рамках технического обслуживания должна проводиться отделка фасадов. При этом устраняются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов. При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Техническое обслуживание жилых домов является наиболее сложным для МПЖХ, ЖРЭУ, которые несут за него ответственность. Именно с техническим обслуживанием связано наибольшее количество судов. И это понятно, ведь даже при элементарной промочке жильцам наносится ущерб в несколько тысяч рублей. Кстати, о том, как защищать свои права в этой сфере. Если техническое обслуживание вашего дома находится не на должном уровне, прежде всего вы должны обратиться в обслуживающую организацию (ЖРЭУ) с письменным заявлением, в котором изложены ваши претензии. Заявление должно быть написано в двух экземплярах. Один остается в обслуживающей организации. Второй – с визой о том, что заявление принято – у вас на руках. Следующий этап – это составление акта о состоянии дома и придомовой территории. Составить его должны жилищные организации (за редким исключением, они не спешат этого делать). Еще один вариант – обратиться в общественную организацию по защите прав потребителей коммунальных услуг (ПКБУ), находящуюся по адресу – пл. Революции, 2, к. 406. как рассказала нам Светлана Гуртова, возглавляющая эту организацию, представители ПКБУ тоже имеют право составлять акты о состоянии жилого фонда. - Мы связываемся по телефону с обслуживающей организацией, сообщаем о том, когда и где будет составляться такой акт, и, как правило, представители этих организаций выходят с нами на осмотр, - отметила Светлана Владимировна. Имея на руках заверенную копию заявления и акт о состоянии дома, вы можете считать, что прошли этап предсудебной подготовки. С этими документами вы можете браться за составление искового заявления и обращаться в суд. - В нашей практике немало выигранных судов по поводу некачественного технического обслуживания, - сказала нам Светлана Гуртова, - лучше, если защищать свои права вы будете не в одиночку, а вместе с соседями. Так, у меня на памяти суд, когда жители дома №93 по улице Шувандиной требовали привести в порядок подъезд, фундамент, стены, входную дверь. Все их требования были удовлетворены судом. Подобная ситуация была и с домом №37 по ул. Профессиональная. Сейчас идет суд, где истцами выступают жители дома №78-а по ул. 1-я Полетная. Они требуют ремонта инженерных коммуникаций, системы холодного водоснабжения, газоснабжения, электропроводки, проведения работ по устранению грибка. Как правило, судебные тяжбы продолжаются недолго: возможно мировое соглашение, тогда удается уложиться в одно судебное заседание. В крайнем случае бывает два-три заседания, причем суды, как правило, поддерживают жильцов. Защищать свои права таким способом мы пока не привыкли. Возможно потому, что суммы, которые нам приходится выкладывать за квартиру, еще не для всех достигли критической черты. Среди чиновников всех уровней считается хорошим тоном стыдить жильцов: мол, все бы вам требовать чего-то, все бы чего-то ждать от государства, могли бы и сами отремонтировать подъезд, привести в порядок подвал и т.д. Если следовать этой логике, то, отдав деньги за пошив в ателье, нам следовало бы заняться шитьем самостоятельно (не баре!). Желающих платить за неоказанную услугу становится все меньше. Не случайно специалисты прогнозируют, что судебных разбирательств подобного рода будет больше.
25 Июля 2005, 16:02 +76

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...