Строительный комплекс: пока жив

Правительственный час в Ивановской областной думе 18 июня был посвящен состоянию строительного комплекса региона в условиях кризиса. Доклад руководителя комплекса строительства и развития инфраструктуры правительства Ивановской области Андрея Чужбинкина представлял собой своеобразный «моментальный снимок» ситуации, которая последние 10 месяцев меняется постоянно и, к сожалению, не в лучшую сторону. Так или иначе, депутаты ИОД получили информацию о том, что происходит в отрасли сегодня (вернее, то, как ее оценивает исполнительная власть региона), и о том, что правительство намерено предпринимать по поддержке отрасли на плаву. Денег нет За первые 5 месяцев 2009 года в Ивановской области было введено 71,4 тысячи кв.м жилья (с учетом индивидуальных домов). До конца года, согласно прогнозам властей, должно быть введено 175 тысяч кв.м. Это больше, чем в 2008 году, когда было введено 170,8 тысячи кв.м. На первый взгляд этот прогноз грешит излишним оптимизмом, но если вспомнить, что тот же Чужбинкин в начале 2009 года говорил о необходимости «усилить работу» с владельцами построенных, но не введенных в эксплуатацию индивидуальных домов и коттеджей, то можно предположить, что чиновникам удастся «выжать» к концу года желаемый результат. Как отметил Андрей Чужбинкин, на сегодняшний день можно выделить несколько проблем, касающихся строительства, в том числе дорожного, и жилищно-коммунального хозяйства. Первая и весьма серьезная – это незавершенность разработки в большинстве муниципальных образований Ивановской области документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Напомним, что с 1 января 2010 года в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при отсутствии этих документов выделение земельных участков под застройку будет невозможно. Разработку же этих документов осложняет не только нехватка времени, но и средств в бюджетах муниципальных образований. Вторая проблема – это недостаток площадок под новое строительство, обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Третий вопрос, серьезно осложняющий жизнь строителям, - это снижение покупательского спроса на жилую недвижимость, связанное с тем, что большинство банков ужесточили условия выдачи кредитов на покупку жилья, а в ряде случаев вообще за- крыли такие кредитные программы. В результате проблемы возникли как у потенциальных покупателей, так и у застройщиков, в большинстве своем не имеющих достаточных оборотных средств и также вынужденных работать на заемные деньги. Что касается дорожного хозяйства области, то здесь основной проблемой стало существенное сокращение финансирования из федерального бюджета объектов строительства автодорог. Федеральные субсидии на эти цели с начала 2009 года сократились на 135 млн рублей. Расходы из областного бюджета на эти цели также были урезаны – в общей сложности на 442 млн рублей (34% от первоначального объема финансирования). В результате на 90% уменьшен объем работ по реконструкции автодороги Ковров – Шуя – Кинешма в Вичугском районе (с 363,5 млн до 35 млн рублей), не будут выполняться работы по устройству наружного освещения на дороге Иваново – Родники в Ивановском районе. Серьезным препятствием, сдерживающим строительный процесс, Андрей Чужбинкин считает несовершенство федерального законодательства, регламентирующего размещение государственного и муниципального заказа. Напомним, что закон жестко ограничивает требования, которые заказчик может предъявить участникам тендера, и в результате нередко выигрывают компании, предложившие самую низкую стоимость, но не имеющие возможности обеспечить необходимое качество работ. На данном этапе можно лишь минимизировать обозначенные проблемы путем скрупулезной подготовительной работы, но лишь при наличии у заказчика подготовленных специалистов, считает Чужбинкин. Одним из действенных способов недопущения на торги недобросовестных подрядчиков, по его мнению, является использование условий обеспечения контракта (банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передача в залог заказчику денежных средств). Кроме того, отметил Чужбинкин, в госструктурах и муниципалитетах необходимо усилить подготовку профессионалов, занимающихся вопросами документации для проведения торгов. Попытки спасти Меры по поддержке строительной отрасли, которые предпринимают как областное, так и федеральное правительства, на фоне проблем кажутся недостаточными. Их действенность сможет подтвердить лишь практика, пока же можно лишь ограничиться их перечислением. «Правительством Ивановской области проведена организационная работа с застройщиками, направленная на их участие в конкурсных процедурах, проводимых Минобороны и Минрегионразвития в целях приобретения жилья для военнослужащих, уволенных и увольняемых из Вооруженных сил РФ», - отметил Чужбинкин. По итогам запроса котировок Минобороны выкупило 138 квартир в микрорайоне Московский на общую сумму 224,3 млн рублей. Второе направление, по которому из федерального бюджета выделяются средства на покупку нового жилья – это расселение граждан из аварийного жилого фонда. Тендеры по этой программе выиграли три застройщика: СУ-155, «Облстройзаказчик» и «Славянский дом и К» (здесь надо учесть, что федералы требуют, чтобы степень готовности жилья предлагаемого к выкупу, составляла не менее 70 %). Жилье будет закуплено в трех городах области – Иванове, Шуе и Вичуге. В 2009 году продолжается реализация подпрограмм по господдержке ипотечного кредитования и обеспечения жильем молодых семей. Общий объем финансирования из бюджетов всех уровней составит 22,22 млн и 53,5 млн рублей соответственно. Предполагается, что в этом году с помощью господдержки свои жилищные условия смогут улучшить около 150 молодых семей. Отметим, однако, что в действительности возможность участия в подпрограмме ограничена, в первую очередь платежеспособностью самих молодых семей. По мнению областных властей, стимулированию роста предложения на рынке недвижимости, увеличению объемов жилищного строительства будет способствовать реализация подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В этом году за счет бюджетов всех уровней будет построена ливневая канализация и автодорога в микрорайоне Московский в Иванове (общий объем финансирования – 99,11 млн рублей). Кроме того, в 2009-2010 годах будет осуществляться строительство межквартальных автодорог в районе коттеджного поселка южнее деревни Беляницы Ивановского района (в 2009 году объем финансирования составит 69,87 млн рублей). Также, как отметил Андрей Чужбинкин, сейчас оформляется документация на предоставление бюджету Ивановской области кредита из федерального бюджета на строительство автодороги Владимир – Кострома на участке восточного обхода города Иванова на сумму 104,4 млн рублей. Кроме того, правительство пытается привлечь инвесторов к ремонту и восстановлению автомобильных дорог. А.Чужбинкин в качестве примера привел договоренность по восстановлению 76,4 км дорог в Шуйском и Савинском районе на общую сумму 157 млн рублей после завершения строительства газопровода Починки – Грязновец. В долгах и сокращениях Как и в других отраслях экономики, в строительстве в последние месяцы нередкими стали сокращения и долги по зарплате. По данным, озвученным Андреем Чужбинкиным, на 1 июня из 1474 человек, предполагаемых к сокращению, фактически были уволены 794 человека, из них трудоустроены 210, переучены 62, 381 человек признан безработным. Причем, как отмечают чиновники, в основном сокращения коснулись предприятий по производству стройматериалов. В дорожной отрасли ситуация также напряженная. Число дорожных организаций в регионе сокращается. Из 51 организации дорожной отрасли в отношении 5 начата процедура банкротства (Лежневское, Палехское, Шуйское, Верхнеландеховское ДРСУ, а также ОГУП «Дорспец-Центр»). Правда, в этом году по сокращению штатов уволены всего 34 дорожника (около 1% от всех работающих в отрасли). В ближайшее время встанет проблема трудоустройства выпускников строительных специальностей, оканчивающих в этом году ИГАСУ и профучилища. Правда, по прогнозам Чужбинкина, трудности с трудоустройством возникнут в первую очередь у молодых специалистов со средним образованием, прежде всего у каменщиков. Здесь, пообещал чиновник, для решения вопроса власти будут подключать комплекс социальной сферы. Что касается долгов по зарплате, то, по данным комитета Ивановской области по труду, на 1 июня задолженность по зарплате в строительных организациях региона составляла 3 млн 349 тысяч рублей. Всего долги перед работниками на 1 июня были у четырех предприятий: ОАО «Гаврилово-Посадское ДРСУ» (259 тысяч рублей перед 26 чел.), ОАО «Заволжское ДРСУ» (74 тысячи рублей, 53 чел.), ОГУП «Дорснаб» (1 млн 435 тысяч рублей, 47 чел., причем идет рост задолженности), ОГУП «Ивоблстройзаказчик» (1,5 млн рублей, 159 чел.). Впрочем, несколькими днями ранее на заседании профильной межведомственной комиссии директор последнего предприятия заявил, что долги по зарплате уже погашены.
24 Июня 2009, 15:38 +58

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...