Стыдно - сиди голодный, или Можно ли заработать творчеством на жизнь?

Его работы можно увидеть на персональных выставках. Исключение - День города, когда на набережной "цветет" художественная торговля. Правило - с весны по лето он живет в Плесе и встречает экскурсионные теплоходы, курсирующие по Волге.

Александр Тимофеев предлагает пассажирам необычные работы: стеклокерамические картины, или скорее картинки, так как наиболее ходовой - "малый формат" (примерно 20х15 см), по 500-600 рублей штука. Есть в его коллекции и декоративные панно, и тематические подборки, и абстракция, но, по наблюдениям художника, "потребитель" предпочитает не только низкую цену, но и предметные сюжеты, поскольку психологически не готов тратить деньги на непонятное изображение. Для таких покупателей в "продажной" коллекции Александра Тимофеева имеются всяческие цветы, яблоки, совершенно изумительные ...рыбы разных расцветок и даже что-то похожее на яичницу-глазунью. Красиво.

...Весна. Иваново. При мне идут переговоры о том, чтобы разместить тимофеевские работы в одном из магазинов "Серебряного города": чтобы украсить его интерьер и, конечно, продать, так как они соответствуют характеру и ассортименту салона плетеной мебели. Чувствуется, что Александр Иванович не очень верит в успех этого мероприятия: есть опыт работы с московскими галереями народного творчества, ларечками и магазинчиками - картины продаются "не очень". Хотя цены в столице совсем другие: за что в Плесе можно выручить 500 рублей (и что в Иванове продать почти невозможно), в Москве уходит по $150. Даже персональная выставка, организованная в областном художественном музее, не принесла ожидаемого коммерческого эффекта - было продано всего несколько работ, да и то, кажется, иностранцам.

Это отнюдь не означает, что художественное качество работ заслуженного художника России Александра Тимофеева оставляет желать лучшего: еще в советские времена коллеги-витражисты называли Александра Ивановича "профессором стекла и академиком витража".

Технология, по которой работает Александр Тимофеев, уникальна - это его "ноу-хау". Берется обыкновенная керамическая плитка, на ней плавится цветное стекло по заранее сложенному сюжету. Он, сюжет, получается замысловатее, если уже на расплавленную массу наложить еще слой и обжечь вторично. Оригинально смотрится стеклокерамическая картина с внутренними трещинками, что получилось - как это часто случается в творчестве - чисто случайно (на более жесткой импортной плитке). Работает Тимофеев в энергоуниверситете: печи у него свои, о помещении договорился с ректором ИГЭУ Владимиром Нуждиным.

По словам Александра Ивановича, с материалами сегодня намного проще, чем раньше, когда приходилось ездить за техническим цветным стеклом в Брянскую область на завод. Теперь стекло можно купить в магазине, да и запасы с прежних времен у Александра Тимофеева еще не иссякли - память о тех временах, когда он выполнял крупные госзаказы, проектировал и монтировал витражи, например, в киноцентре "Современник", ДК "Текстильщик", в бывшем баре-ресторане "Витязь" и нынешнем "Сосны", в "заведениях" Костромы, Углича.

...Традиционно каждый находит в работах художника то, что созвучно именно ему. Поэтому нет смысла описывать тимофеевскую стеклокерамику и рассказывать, "что хотел сказать автор". Приведу лишь высказывание искусствоведа и друга Юрия Ермилова: "Эти вещи способны организовать или реорганизовать любое пространство". Причудливые вазы, стеклопластика в виде небольших работ и масштабных панно производят неизгладимое впечатление. Все работы удивительно жизнерадостны, теплы и солнечны - это тоже особенность материала и способа "изготовления", если можно так выразиться: работа со стеклом требует и отточенности движений ремесленника, и творческого чутья, когда прямо у печи из стекла и огня рождается Картина. Это тепло, независимо от цветового решения, конкретного изображения или абстрактного рисунка, буквально заряжает положительной энергией и, как утверждают друзья и коллеги Александра Тимофеева, передают его личное обаяние, энергию и удивительное жизнелюбие. В общем, это надо видеть и ощущать (если честно тянет даже потрогать).

Но, к сожалению, разговор не о художественных достоинствах работ, а о том, как они продаются и как ощущает себя художник, повидавший и социалистический "распредел", и "свободный" рынок.

- Раньше у каждого предприятия были деньги, которые они тратили на оформительские работы или наглядную агитацию. По-моему 2% средств, затраченных на строительство объекта, выделялись на художественное оформление. Это обязательно, могло быть и больше. Сейчас промышленность "лежит", заказов нет, мы, по большому счету, без работы, - говорит Александр Тимофеев, показывая в своей мастерской и "свежие" работы, сделанные к новому сезону, и те, что остались на память о советских временах (например, набор бело-голубых ваз на хоккейную тему).

- Промышленных заказов нет, но, наверное, есть частные?

- Прожить на них трудно, да и заказами не назовешь. Живу "от Плеса до Плеса" - летний сезон весь год кормит, - плюс пенсия. В последнее время, можно сказать, "душат теплом": прислали вот счет на сумму 700 рублей за месяц. Мастерская - "нежилое помещение", вот и берут, как с предпринимателей. А пока дом два года передавали с баланса на баланс (от "Автокранов" муниципалитету), накопились долги - около семи тысяч. Их я заплатить не в состоянии. Еще нужно платить за аренду помещения и аренду земли, за которую платят только художники, занимающие мансарды, а жильцы - нет.

- Раньше было лучше? Вы не стояли на набережной в Плесе...

- Никогда не стоял. Был Художественный совет при Союзе художников, который и занимался тем, что обеспечивал их работой, чтобы они имели возможность творить и не думать о куске хлеба. Член Союза мог зарабатывать до 500 рублей в месяц, не-член - 250 (и то при наличии высшего образования). Например, я, сделав витраж, полгода мог спокойно заниматься творчеством.

- То есть, членство в Союзе художников давало материальные выгоды?

- И это тоже. Таким художникам отдавались лучшие заказы. Я сам был председателем комиссии по распределению этих заказов. Приходит "привлекательный" заказ (витраж, мозаика, роспись) -эскизы выполняют только члены Союза. Со стороны могли привлекаться только художники-исполнители. Но лично я делал все от начала до конца сам: когда начинаешь воплощать эскиз в материале, то цвета нужного не окажется, то так, как задумал, просто невозможно сделать - нужен творческий подход.

- Кстати, о творчестве...

- Выставки были периодическими: областные, зональные, республиканские, всесоюзные. Только если ты попал на эти выставки или сделал три монументальные работы, можно было изъявить желание вступить в Союз художников. С хорошими художниками заключался договор с тем, чтобы к выставке они представили достойную работу. Если она действительно оказывалась таковой, выплачивался гонорар. То есть, ты и творишь, и деньги за это получаешь.

- Коммерческие секреты по выживанию в новых условиях имеются?

- Никаких секретов нет. И раньше поощрялось, когда художник приносил заказ в Союз - ему отдавалось право выбора, какую работу по его выполнению (или весь целиком) он хочет сделать. А сейчас каждый сам по себе и кормится, как может.

- Живописи полно везде и в разных вариантах. Вы со своей стеклокерамикой отличаетесь нестандартностью. Ажиотажа не ощущается. Мнение художника - почему?

- Живописи действительно много - достаточно взглянуть на то, что предлагают на Центральном рынке. Ради интереса я вышел как-то туда со стеклокерамикой: за два дня один человек подошел поинтересоваться ценой. Когда я сказал "500 рублей", он чуть в обморок не упал. Видимо, это не востребовано "широкими массами": за тысячу можно купить большущую картину, а я принес что-то маленькое, да еще непонятно, что нарисовано, да и нарисовано ли вообще. А предлагать свои вещи по цене "самодеятельности" - себя не уважать. Был такой показательный случай: семейная пара собиралась за границу, жена приглядела мою маленькую работу за 600 рублей и послала мужа ее купить. Так он на эти деньги приобрел две большие картины.

- Получается, Плес для вас - основная "торговая точка"?

- Получается, да. Да и там берут, в основном, москвичи, которые хоть что-то в искусстве понимают, посещают выставки.

- Есть такой миф: искусство ради искусства. Я так поняла, что ни тогда, ни сейчас в реальной жизни такого нет?

- Каждый нормальный художник всегда делал то, что хотел. Только если он хотел заработать - делал одно, "для души" и самовыражения - другое. То, что я пишу для себя, никогда не продашь.

- Отдельный вид творчества - творчество на продажу?

- Конечно. Невольно рассчитываешь на покупателя с минимумом художественного вкуса.

- Коллеги с пониманием относятся к таким способам зарабатывать деньги? Ведь есть принципиальные: этого я ни за какие деньги не буду делать - стыдно.

- Стыдно - сиди голодный. Тем более, что, делая на продажу и продавая свои работы, лично я не поступаюсь какими-либо принципами.

...Несмотря на ностальгию по советским временам, Александр Тимофеев вряд ли желает их возвращения. А что касается коммерческого успеха произведений искусства, то, надо признать, современные художники в большинстве своем - не самый востребованный "товар". Во всяком случае, в провинции.

Между тем, Тимофеевых можно назвать художественной династией: сыновья Александра Ивановича, Олег и Михаил, тоже "пошли по художественной части", окончив ивановское художественное училище (Тимофеев-старший учился в знаменитой московской "Строгановке"). Казалось бы, им - молодым и активным - должно быть проще, чем отцу, привыкшему к госзаказам. Да, с одной стороны, Олег достиг большего. Почти весь год он проводит за границей, где проходят его персональные выставки, участвует в коллективных, выставляется в Центральном доме художников (ЦДХ). Но при всей этой активности продает ровно столько, чтобы "хватало на жизнь". Так что и в этом случае говорить о коммерческом успехе в полном смысле этого слова тоже не приходится. Разве что считать успехом то, что в Иванове у Олега Тимофеева есть подражатели, т.е. он относится к "модным" авторам.

Михаил Тимофеев пока склонен зарабатывать на жизнь компьютерным дизайном, а не кистью - и в этом есть своя логика. В конце концов, спрос рождает предложение, не так ли?

Работы, а также координаты Александра Тимофеева - на сайте www.stekloart.ivanovo.ru

Елена НОВГОРОДОВА

09 Июня 2003, 19:18 +126

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...