Субъект все берет на себя

Особенность должности начальника главного финансового управления, по образному определению вице-губернатора Юрия Токаева, заключается в том, чтобы «денег не давать». Судя по тому, что Александр Грузнов занимает должность облначфина уже при третьем губернаторе, он находит баланс между «давать» и «не давать». Сегодня, когда у него на столе лежит проект федерального бюджета на 2005 год и в самом разгаре верстка областного финансового документа, Александр Павлович уже определился с принципами, по которым будут распределяться средства. Без принципов нынче никак нельзя: в 2005 году с федерального на региональный уровень передаются такие расходные полномочия, что мало не покажется.

- Особенно отличаются непорядочностью при сбрасывании полномочий Минсельхоз и МЧС, - жалуется финансист, вспоминая, как в прошлом году была брошена на произвол судьбы ветеринарная сеть области. – Со следующего года мы опять будем сами выплачивать детские пособия (120-130 млн рублей), содержать начальное и среднее профессиональное образование (235 млн рублей), медико-социальные экспертизы (7 млн рублей), обеспечивать летний отдых детей (30 млн рублей). Но главная головная боль - обеспечение закона о ветеранах, выплатам труженикам тыла и репрессированным – от 1,5 до 3 млрд рублей. Положение усугубляется переходом на денежную форму выдачи компенсаций. Мы должны будем выплачивать в среднем 250 рублей на человека, хотя сейчас фактически эти расходы, особенно в городах, больше. Что делать, пока не знаю – вопрос нужно прорабатывать с федеральными органами. Поэтому и озвучивают такой большой разброс в суммах. Наверняка возникнет вопрос по льготам на оплату жилья и коммунальных услуг селянам. На федеральном уровне эти льготы отменены. Регион имеет право, но не обязан предоставлять их. Есть предварительная договоренность с губернатором, что в Ивановской области этих льгот не будет. Окончательное решение примут депутаты Законодательного собрания.

- Монетизация льгот «подкосит» бюджеты и в другом смысле. Для муниципального ЖКХ получать субсидии выгоднее, чем собирать деньги с населения, лучше получить из бюджета – рубль в рубль. Поэтому многие главы районных администраций против монетизации льгот: деньги выдадут, а льготник за квартиру может не заплатить.

- Кроме льгот, в федеральном бюджете уже заложено повышение зарплат бюджетникам в 1,2 раза. На это область должна найти еще 500 млн рублей. В итоге областные расходы возрастут как минимум на 2 млрд рублей. Максимумом - на 4 миллиарда (для сравнения – консолидированный бюджет области на этот год составляет примерно 8 млрд рублей). Это я еще не беру в расчет, что нужно проводить административную реформу, выборы и т.п.

- Что же Федерация берет на себя?

- Организацию воинского учета и призыва (17 млн), ЗАГСы (9 млн), ПТУ и школы в колониях (0,4 млн), льготы донорам (4,5 млн). Как видите, забирают десятки, сбрасывают сотни миллионов - суммы просто несопоставимы. Слава Богу, изменять систему финансирования пожарных и милиции решили постепенно, чтобы не парализовать эти службы.

- Часть расходных полномочий область, наверное, передает «дальше» - муниципалитетам?

- Нет, муниципальные образования будут заниматься только жизнеобеспечением. Наоборот, субъект все берет на себя: передают расходы и с федерального уровня, и с муниципального.

- Как финуправление собирается выходить из ситуации? Вряд ли мы получим гораздо больше доходов, чем в этом году.

- Боле, того 1,5% от налога на прибыль пойдет в федеральный бюджет. Мотивировка - снижение ЕСН с 35,8% до 26% должна принести нашему региону дополнительные 142 миллиона. Конечно, доходы немного увеличатся: растут объемы производства, цены, фонд заработной платы, а значит, и отчисляемые налоги. По предварительным прикидкам, сами мы сможем найти около 1 млрд рублей. Где взять остальные, думаем, работаем с федеральными органами. Имеем в виду, что в федеральном бюджете предусмотрены определенные резервы на сбалансированность бюджетов, поскольку правительство понимает, что регионы самостоятельно все не осилят. Какая-то часть средств будет распределена на стадии принятия бюджета, какая-то – уже на стадии исполнения. Будут смотреть, кто какие меры принимает. Помогать будут тем, кто расходует деньги, как положено.

- Значит, если мы будем направлять деньги на исполнение своих обязательство, но средств хватать не будет, помощь обязательно будет оказана?

- Здесь важно понимать: регионы не бросили на произвол судьбы, но рассчитывать на то, что все равно помогут, тоже не стоит. Нужна напряженная работа: правильное распределение имеющихся ресурсов, режим жесткой экономии, увеличение собираемости налогов.

- Несмотря на это, я смотрю, вы настроены очень оптимистично. Надеетесь, что все можно будет решить в рабочем порядке?

- Да. Главное – правильно распределить средства.

- «Правильно» и с точки зрения кинешмских властей, которые считают себя обеспеченными бюджетными деньгами ниже нормы и пытаются судиться с законодателями?

- С их стороны это глупость. Денег всегда не хватает - начиная с государства и заканчивая семьей. То, что мы имеем, распределяется по единой методике.

- То есть, даже если ивановские ветераны получают меньше, чем положено по федеральным нормативам, средства распределяются справедливо?

- Полной справедливости достичь невозможно. Естественно, каждый район требует особого к себе отношения: один всех дальше, другой работает на мазуте, а не на дешевом газу и т.п. Не так-то плохо Кинешма и живет, просто у нее амбициозные руководители. Вместо судов они бы лучше интересовались, что творится в финуправлении. Сейчас мы распределяем субсидии и рассматриваем вопрос о том, чтобы направить им около 30 млн, которые снимут все проблемы. Муниципальным образованиям области будет оказана помощь в общем размере 200 млн рублей. Тем, кто соблюдал областное законодательство и целево тратил деньги – дадим больше. Они не просят, а мы дадим, потому что практикуем единый подход ко всем. А пугать нас судами – бесполезное дело.

- План доходов на 2004 год перевыполняется. По вашим прогнозам, мы избавимся от дефицита бюджета в этом году?

- Дефицит - не проблема. Главное – помочь муниципалитетам, покрыть задолженность по ветеранским льготам. Мы выполним эти обязательства, даже если придется сохранить дефицит. Найти деньги на покрытие дефицита не проблема – банки дадут.

- То есть, проблема с кредитованием решилась, ведь еще недавно денег никто не давал?

- Решилась. У области хорошая кредитная история – кредиты мы возвращаем, проценты платим. В одном Внешторгбанке нам открыта кредитная линия на 300 млн рублей. Но за то, что мы наберем в этом году, придется расплачиваться в будущем. А в будущем вы видите, какой бюджет складывается. Вот и лавируем.

- …И не первый год говорите о повышении собираемости налогов. Какие-то конкретные меры приняты?

- Вы наверняка слышали о возбуждении уголовных дел против текстильщиков, уклоняющихся от уплаты налогов – вот и меры.

- Эти уголовные дела – наверное, следствие прихода на пост вице-губернатора Юрия Токаева, который славится своим жестким отношением у «уклонистам»?

- При всем моем уважении к Юрию Алимбековичу, не надо приписывать это ему – работа началась задолго до его прихода. Хотя позиция Токаева мне меня очень устраивает.

- Да, я вижу, как вы буквально расцветаете, когда он говорит, что нужно «экономить» и «наводить порядок»…

- До сих пор я всегда боролся в одиночку, поэтому, когда вижу, что он меня поддерживает – это приятно.

- В таком случае как вам лекция по проектному управлению?

- Слова новые и умные, но система – известная. К сожалению мы не можем работать по принципам коммерческой организации (хотя бы потому, что не получаем никакой прибыли), и думаю, бизнес-подход здесь не сработает.

- Что касается экономии, полагаю, в этом году существенно сэкономим на инвестициях, так как у многих объектов нет документации, а без нее денег давать «не велено»?

- Да, решение состоялось: документация принимается до 1 сентября, кто не успел подать - в этом году пусть на финансирование не рассчитывает. По адресным инвестиционным программам, в основном, документация имеется. А вот субвенции на капвложения муниципальным образованиям – здесь проблемы по многим объектам. Поскольку все в работе, точную цифру экономии не могу сказать, но миллионов 30-40 наберется.

- Как выдумаете, что при принятии бюджета в ЗС вокруг чего возникнут самые ожесточенные споры?

- Вокруг инвестиционных программ. Почему нет проектно-сметной документации по многим объектам? Потому что они внесены в список по предложению депутатов. Наш подход – выдержать по финансированию уровень этого года. не больше, но и не меньше. Но пока проект бюджета разрабатывается на уровне финуправления. Потом недовольные пойдут к губернатору. В ЗС опять каждый будет лоббировать свое. Причем я уже примерно знаю, какой депутат что лоббирует. Я понимаю, что легче принимать решения здесь, в кабинете, а не видеть разрушенные объекты и выслушивать просьбы о помощи. Понимаю и то, что бюджет будет выборным – мне-то все равно, а депутаты и губернатор Владимир Тихонов (как и любой на его месте) будут иметь свой интерес.

Елена НОВГОРОДОВА

07 Сентября 2004, 11:39 +51

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...