«Сюрприз» для налогоплательщика

Законотворцы (по всей видимости, в рамках проводимой административной реформы) готовят очередной «сюрприз» для налогоплательщиков. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров». Этот документ разрабатывает созданная летом 2004 г. межведомственная рабочая группа.

Позиция государства

Из сопроводительных материалов к законопроекту следует, что данная законодательная инициатива направлена на формирование эффективной системы разрешения споров между гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и государством посредством совершенствования административных процедур и судебных механизмов.

Как следует из пояснительной записки, цель законопроекта — законодательное закрепление возможности самостоятельного осуществления органами исполнительной власти своих властных и контрольно-надзорных функций без обращения в суд, когда фактически нет спора о праве. Придание решению органа исполнительной власти характера исполнительного документа согласуется, по мнению разработчиков, с конституционным принципом разделения властей.

Что будет?

Предполагается замена всех норм, регулирующих порядок взыскания обязательных платежей исключительно в судебном порядке, нормами, устанавливающими внесудебный(административный) порядок взыскания налогов, сборов и налоговых санкций.

Например, новая редакция статьи 31 Налогового Кодекса РФ будет предоставлять налоговым органам право взыскивать обязательные платежи и санкции самостоятельно, т.е. без обращения в суд с соответствующим иском. Для этого предлагается исключить из НК пункт 7 ст. 114, согласно которому взыскание с налогоплательщика налоговых санкций допускается только в судебном порядке.

Налоговый орган будет самостоятельно доказывать факт правонарушения, рассматривать доводы налогоплательщика, выносить решение о привлечении к ответственности и исполнять его в соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве». Таким образом, законопроект предлагает считать налогоплательщика недобросовестным с момента вынесения налоговым органом соответствующего решения, что означает отказ от принципа презумпции невиновности и снимает с налоговых органов обязанность доказывать вину налогоплательщика в судебном порядке.

Комментарий юриста

Предлагаемый законопроект, в случае его принятия, безусловно, нарушит существующий в настоящее время баланс между интересами государства, граждан и юридических лиц в области налоговых правоотношений, и, соответственно, существенно ухудшит положение налогоплательщиков, что придаст существующей налоговой системе РФ и методам налогового регулирования более выраженную фискальную направленность. Получается, что интерес госбюджета продолжает превалировать над интересами предпринимательского сообщества и рядовых налогоплательщиков.

PS. Юридическое агентство «Эталон-Сервис» в январе 2005 года планирует провести очередной семинар для руководителей предприятий и бухгалтеров, который будет посвящен последним изменениям в законодательстве о налогах и сборах.

ООО «Юридическое агентство «Эталон-Сервис»:

г. Иваново, ул. Ярославская, 20. Тел. 30-75-10, 45-45-66.

(Материал подготовлен специалистами юридического агентства «Эталон-Сервис»)

21 Декабря 2004, 13:18 +39

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...