Так фабрика или музей?

Опыт создания фабричного музея на Большой Костромской льняной мануфактуре

Недавно при обсуждении стратегии развития Ивановской области до 2020 года вновь зашла речь о том, как объединить две составляющих экономики области – текстиль и туризм. В частности, было предложено создать в некоторых фабриках, интересных с точки зрения архитектуры, музейные комплексы.

Отношение к этой идее разное. А между тем пример фабричного музея есть у нас под боком – в Костроме на Большой костромской льняной мануфактуре (входящей в состав ивановской компании – ассоциации ТДЛ).

 Марина Москалева (текст)

Мария Сибирякова (фото)

 Вообще, музеи в зданиях фабрик – не новость. В этом качестве используются знаменитые лондонские доки, фабрики польской Лодзи и финского Тампере. Кстати, Иваново, Лодзь и Тампере называют Манчестерами – соответственно, русским, польским и финским.

В Тампере, который очень похож на Иваново географически (центр с двумя озерами и протокой напоминает нашу площадь Пушкина), в зданиях фабрик размещаются офисы, магазины, рестораны, выставочные залы, музеи. Например, музей шпионажа, музей Муми-троллей. В Лодзи в одном из огромных фабричных зданий (наш БИМ мог бы легко поместиться внутри) работает большой музей текстильной промышленности. Причем «народная тропа» туда не зарастает.

 Кострома

А что же Кострома? Большая костромская льняная мануфактура (БКЛМ) – сама по себе раритет: 28 зданий фабрики являются памятниками архитектуры.

Первые из них были построены в 1866 году, когда купцы Третьяковы, Коншин и Кашин создали Товарищество «Новая костромская льняная мануфактура», объединяющее прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

На территории БКЛМ расположен и первый в Костроме высотный дом (1896 года), включенный в областную книгу рекордов Гиннеса. На шести его этажах располагалась «Сборная» – общежитие для семейных рабочих на 210 комнат. Помещения площадью 19 кв. метров когда-то предоставлялись одной семье, а затем, когда коллектив мануфактуры разросся – двум семьям. Это было самое благоустроенное общежитие для рабочих в России.Музей БКЛМ располагает целым рядом интересных экспонатов. Как рассказывает заместитель генерального директора БКЛМ Виктор Афанасин, материалы начали собирать лет 25 назад, но открылся музей накануне празднования 140-летия предприятия - в 2006 году.

Основа экспозиции – это документы, старые фотографии, архивные материалы. Большой интерес туристов вызывает и огромная тканетека. К сожалению, ткани, которые выпускались мануфактурой до революции, никто специально не собирал. Но начиная с 20-х годов ХХ века формировались довольно полные коллекции. В разные годы БКЛМ выпускала и плательные ткани, и гобелены, и брезент с парусиной.

У музея налажены связи с турагентствами, летом БКЛМ посещают участники волжских круизов, зимой – школьники и студенты. По подсчетам Виктора Афанасина, - до 5000 туристов в год. Правда, билет на экскурсию стоит всего 20 рублей, но зато туристы посещают не только музей, но и магазин БКЛМ.  Бывают здесь и иностранные гости. Например, когда мы беседовали с Виктором Афанасиным, ожидался приезд датчан.

 Главный герой

Экскурсии Виктор Афанасин проводит по-разному: детям зачитывает отрывок сказки Андерсена о льне, интеллигенции рассказывает о развитии науки на предприятии, женщинам позволяет подольше полюбоваться тканями.

Но все же центральный персонаж экскурсии – это Павел Михайлович Третьяков, широко известный в России купец и меценат.

Интересы у него были разноплановыми: он занимался строительством, был одним из основателей Купеческого банка в Москве. А два его главных детища – это БКЛМ и Третьяковская галерея.  Виктор Афанасин предполагает, что и внимание к Костроме у Третьяковых началось с живописи. В 1962 году бат Павла Третьякова - Сергей Михайлович купил полотно с изображением Ипатиевского монастыря в Костроме. А через четыре года напротив Ипатия заработали производственные корпуса мануфактуры. Начинали основатели «Товарищества» с уставного капитала в 270 тысяч рублей, в 1891 году он составлял уже 1 млн 200 тысяч рублей, а в 1904 году – 2 млн 400 тысяч рублей.

Первоначально станки на 4 800 веретен были закуплены у англичан. Затем в Костроме начали производить оборудование самостоятельно. Большую роль в этом сыграл русский умелец Семен Тарасович Веселов, пришедший на фабрику 12-летним мальчишкой и здесь же закончивший двухклассную школу. Станки, разработанные на фабрике, позволяли вырабатывать пряжу от 4 номера до 108 (то есть от мешковины до батиста). На международной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году эти станки были удостоены золотой медали. А Семена Веселова Павел Третьяков упомянул в своем духовном завещании, выделив ему 5000 рублей (в целом работники мануфактуры получили от него в наследство 168 тысяч рублей). Сейчас Виктор Афанасин переписывается с праправнуком Семена Веселова, привлекая его к работе музея.

Долгое время основу ассортимента предприятия составляла пряжа, но с 1880 года владельцы начали развивать ткачество. В этом деле они также достигли больших высот. Мануфактура стала поставщиком двора его императорского величества (1899), получила гран-при на международных выставках в Париже (в 1900 году) и в Турине (в 1911). Ткань, которая принесла эти победы, можно увидеть в музее.

По версии журнала «Вестник мануфактурной промышленности» от 1900 года, это была крупнейшая льняная мануфактура в Европе, здесь одновременно крутились 52 тысячи веретен. Существовала и собственная социальная политика: были построены школа, магазин общества потребителей, детские ясли.

В 1893 году после того, как Третьяков передал свою знаменитую картинную галерею (1892) в дар Москве, было принято решение о присвоении ему дворянского звания. Но он отказался, сохранив верность купеческому сословию. И гордился более всего званием почетного гражданина города Москвы.

 Забавные детали

Разумеется, судьбой и работой Павла Третьякова содержание экскурсии на БКЛМ не исчерпывается. Вам расскажут еще много интересного.

Например, вы узнаете, за что на рабочих мануфактуры накладывались штрафы и как они использовались, как выглядела зарплата ткача (19 рублей ассигнациями) и что можно было купить на эти деньги.

Или о том, как льняную отрасль в Советской России спасло заступничество Дзержинского (эту историю Виктор Афанасин особенно любит рассказывать туристам с теплохода «Феликс Дзержинский»).

Или о работе комбината во время Великой отечественной войны, когда основу ассортимента составлял брезент для нужд фронта.

Не менее захватывающей оказывается и экскурсия в ассортиментный кабинет, где представлена сегодняшняя продукция комбината и в производственные цеха.

Сейчас на предприятии развернута выставка льнов производства разных стран, а также экспозиция, посвященная  разработке госстандартов по производству льна в СССР. Эта разработка проходила именно в Костроме. 

Как говорят на БКЛМ, работа музея не входит в противоречие с интересами производства. Туристы посещают территорию предприятия, сам музей и один из цехов. Маршрут выстроен так, что помехи в работе туристические группы не создают. Разве что удивляются, как это работники предприятия трудятся за такие маленькие деньги…

20 Сентября 2013, 11:08 +1320

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...