Там хорошо, где нас нет?

В каждой области бизнес и власть общаются по-своему. Одни создают для защиты интересов свои предпринимательские объединения, как у нас в области, другие – для откровенного разговора с чиновниками собирают целые съезды. На прошлой неделе в Ярославле прошел третий съезд местных предпринимателей. Главной его целью было, как сказано в программке, “содействие созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и привлечение потенциала малого и среднего бизнеса к решению экономических вопросов региона”. Из гостей на съезде были и ивановцы: представители некоммерческого партнерства по поддержке предпринимателей “Центр” - Василий Скворцов (“Black&White”) и Алексей Ваганов (“Кенгуру”) - да автор этих строк.

Те же проблемы, только в профиль

Все, о чем так долго говорили на съезде ярославские чиновники и предприниматели, еще раз доказало, что проблемы во взаимоотношениях власти и бизнеса разных регионов почти одни и те же, отличаются лишь подходы и пути решения.

Ярославские власти очень сильно переживают из-за того, что торговая сфера в областном центре растет как на дрожжах, а производственная - практически не развивается. Неправда ли, есть что-то общее с Ивановом?

Еще одна тревожная, по мнению ярославцев, тенденция: представителей малого бизнеса в регионе становится не больше, а меньше, что для такой экономически развитой области как минимум странно. К примеру, в 1998 году здесь насчитывалось порядка 8,5 тыс. предпринимателей, чей бизнес можно было назвать малым. На сегодняшний день “малых бизнесменов” всего 8400.

“В регион рвутся пришлые франчайзеры, сетевики, среди них московские, такие как “Метро”, и даже ивановская сеть “Кенгуру”, – посетовал на съезде председатель координационного совета по малому предпринимательству при губернаторе Ярославской области Лев Молев. Услышать такое про родную область, честно говоря, было очень приятно. Наверное, так бывает приятно футбольному болельщику, когда любимая команда, от которой многого никто и не ждет, вдруг удачно бьет по воротам противника.

Впрочем, в Ярославле уже знают, чем ответить на наши случайные “голы”. “Пора создавать свои торговые сети и распространять их по соседним областям, тем более что потенциальные ресурсы для этого в Ярославле есть, - заявил Л.Молев. - Пора поддерживать своих новичков!”. И тут же предложил давать бюджетные гарантии выдаваемых в банке кредитов для стартующего бизнеса на срок от 3 до 5 лет. При этом специальная госкомиссия должна одобрить бизнес-план. Если предприниматель кредит не вернет, до 75% займа банку возмещает область. Молев также полагает, что “необходимо из областного бюджета хотя бы частично компенсировать выплату процентных ставок по кредитам при закупке современного технологического оборудования”.

А еще ярославские власти жалуются на то, что область предоставляет серьезные льготы промышленникам, а отдачи от них не видит практически никакой: новых собственных производств в регионе нет. Предприниматели в свою очередь парируют, ссылаясь на огромный пакет документов: мол, чтобы открыть производство, в различных инстанциях необходимо получить до 100 согласований, пройти через 46 контролирующих органов. Нужно упростить эти процедуры, взяв на вооружение систему “одного окна”. Так, говорят, и проблема взяточничества перестанет существовать: брать будут меньше и реже.

Кстати, тему “подарков” должностным лицам обсуждали на съезде очень живо. Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын сообщил собравшимся, что даже после открытия “телефона доверия”, по которому можно было рассказывать о случаях чиновничьего мздоимства, не выявлено ни одного конкретного факта взяточничества. Власть такое положение дел удивляет. А бизнес – нет. Ярославские предприниматели же считают, что с этой добровольно-принудительной процедурой зарегистрировать предприятие, решить текущие проблемы можно куда быстрее, да и размеры “платежей” “вполне приемлемы”. Бюрократы в России были, есть и будут, а значит, малому бизнесу и в дальнейшем придется проходить через административные барьеры, раздавая взятки. Не подмажешь – не поедешь...

На сегодняшний день самым больным вопросом предпринимательства стала приватизация муниципального имущества. Тут все то же самое, что и в Иванове: бизнес всерьез опасается, что останется на улице, а местная власть, по сути расписываясь в собственной беспомощности, кивает на федеральных законодателей, которые и приняли закон о приватизации недвижимости муниципалитетов. В Ярославле предприниматели даже собирались саботировать аукционы. Однако А. Лисицын считает, что приватизация имущества в области проходит в соответствии с законодательством и без напряжения. По его словам, он не знает о протестах бизнесменов против такой приватизации.

Как было сказано на съезде, торгово-промышленная палата по этому поводу дважды обращалась в Госдуму с требованием изменить условия проведения аукционов по продаже муниципальной недвижимости, предоставив арендаторам преимущественное право на выкуп. Напомню, что то же самое пытаются сделать и наши законодатели. Однако результатов пока нет – ни у нас, ни у соседей-ярославцев. Тем не менее ярославское бизнес-сообщество и власть готовы вместе попытаться решить эту проблему.

Верным путем идете, товарищи!

Хотя проблем у ярославских предпринимателей более чем достаточно, местный бизнес все же ждет светлое будущее. Так считает доктор географических наук, доцент МГУ Наталья Зубаревич, которая специализируется на изучении региональных экономик.

И если власти в приходе сетевых компаний видят проблему, то Н. Зубаревич отмечает, что движение крупных торговых сетей в провинцию – не что иное, как показатель глобализации экономики: “От этого процесса регионы никуда не денутся, он будет продолжаться и дальше. И это хорошо, это прямой показатель устойчивой местной экономики. Раньше регионы работали на Москву, ресурсы концентрировались в столице, теперь начался так называемый процесс возврата, но уже не ресурсов, а инноваций. “Штаб-квартира” бизнеса – Москва - начинает инвестировать в ближайшие к ней регионы с развитыми городами. Главное - продлить это движение, тогда регионы станут качественными участниками рынка. Ярославль – в числе первых получателей выгод от этого процесса, потому что Ярославская область входит в число VIP-регионов, наиболее близких к Москве, и, пользуясь своим территориальным положением, может извлечь максимум. Одна из главных задач властей в существующих условиях – смягчить проблемы малого бизнеса”.

Итак, Ярославская область сейчас имеет все возможности для максимального привлечения инвестиций. За какую соломинку в таком случае хвататься ивановским бизнесменам, чтобы не остаться на задворках процесса?

Наша область, по словам Зубаревич, также входит в число VIP-регионов, но у соседей гораздо больше преимуществ - практически по всем экономическим показателям. Не случайно Ярославская область входит в “десятку” лучших регионов России по уровню жизни, там не прекращается постоянный и умеренный рост доходов населения.

По словам Н. Зубаревич, золотым дном пристоличных регионов может стать строительство гостиничных комплексов, сфера услуг и туризм: “То, как местный бизнес встроится в эти процессы, зависит уже от каждого конкретного региона. Хочу отметить, что крупный промышленный бизнес в регионы не пойдет. Внешний инвестор придет в регионы, скорее, с филиалами, перевалочными пунктами - оптовыми базами”.

P.S. Уже под «занавес» съезда и предприниматели, и чиновники ратовали за то, чтобы чаще встречаться, не оставлять принятые резолюции только на бумаге, меньше говорить и больше делать для развития бизнеса. А один из предпринимателей даже вручил губернатору А.Лисицыну педали газа и тормоза, чтобы тот ежегодно вручал их «наиболее отличившимся» чиновникам.

Татьяна Белова

17 Февраля 2005, 12:17 +46

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...