Танец-драма

11 декабря – Международный день танго

Татьяна Хейфец

У нас о таком празднике и не слыхали – День танго. В конце концов, где мы, а где Аргентина? Однако интерес к этому танцу испытывают не только на его жаркой южно-американской родине – аргентинское танго давно завоевало мир. Уверена, любой, кто увидит красиво танцующую пару, останется прикованным к месту до конца зрелища – танго гипнотизирует, завораживает, манит…

 

Намек на непристойность

Кто бы мог подумать, что танец, являющийся сегодня признаком высокой культуры, 130 лет назад считался неприличным. Одна из популярных (хотя и оспариваемых) версий его рождения отправляет нас в притоны окраин Буэнос-Айреса, где жгучий танец танцевали мужчины с девушками легкого поведения, а еще чаще друг с другом (своеобразный поединок за даму). Связывают возникновение танца и с африканскими рабами, ввезенными в Аргентину в середине девятнадцатого века и внесшими свой вклад в местную культуру. Само слово «танго» изначально использовалось на одном из Канарских островов для обозначения «собрания негров для танцев, игры на барабанах», кстати, эти барабаны назывались «танго». Массивный поток мигрантов в Аргентину из разных стран на стыке XIX и XX веков, внес свою лепту – сегодня мир знает несколько разновидностей танго.

Так или иначе, этот танец - уникальный сплав традиций, фольклора и чувств разных народов – сначала пробивал себе путь сквозь тернии пуританского сознания высшего общества, в том числе аргентинского. Романтично-авантюрный Париж сдался танго почти без боя в 1910 году, после чего танец начал свое триумфальное шествие по Европе и Америке. Вскоре в европейских салонах танго обрело шик, лоск, отточенность поз, легкость скольжения. Но сохранило свою суть, которую Борхес обозначил как «вертикальное выражение горизонтального желания».

Новая волна танго захлестнула мир после Второй мировой войны. Ее связывают с творчеством Астора Пьяццолы, подарившего танго новое звучание. Хотя на его родине - в Аргентине, где танго сродни религии, фанаты старого аргентинского танго критиковали и бойкотировали его музыку, а порой даже приставляли к его виску пистолет. «Я забрал у них старое Танго, - говорил Пьяццола, - и они ненавидят меня за это. В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго - вещь неприкосновенная». Однако сегодня Пьяцолла, чье музыкальное наследие состоит почти из восьми сотен произведений, - такое же национальное достояние, как и Карлос Гардель (см. ниже).

С тех пор, как танго начали танцевать во всех ресторанах и ночных клубах, а эмигранты из Аргентины заработали кучу денег, обучая экзотическому танцу всех желающих, танго сильно изменилось. Впрочем, в танго не существует единой хореографии, он основан на импровизации. А разработанные на «экспорт» академические основы танго в каждой из стран приобрели свой неповторимый колорит и особенности.

 

Столица Танго

Буэнос-Айрес никому не уступит лавры столицы танго. В этом городе все дышит танцем. Даже фирменные блюда ресторанов носят названия вроде «Жемчужина Танго», а найти отель, где для постояльцев отеля проводятся бесплатные уроки танцев, - пара пустяков.

Дом самого знаменитого музыканта золотого века Танго Карлоса Гарделя стараниями властей Буэнос-Айреса и поклонников не просто превращен в музей Танго, он сохранил дух той эпохи. Перед входом в бар Chanta Cuatro, на том углу, где когда-то размещался один из любимых ресторанов Гарделя, установлен памятник певцу. В руке у статуи Гарделя часто дымится зажженная рукой заботливого почитателя сигарета, а мемориальное место на кладбище всегда украшено цветами.

Каждый год Буэнос-Айрес проводит фестиваль Танго, на который приезжают как любители, так и профессионалы со всего мира. Причем, мероприятие организовывает Министерство культуры Аргентины… На всевозможные выставки, концерты, милонги, различные конференции, лекции, показы фильмов, презентации книг, мастер-классы и конкурс с участием лучших танцевальных пар  билеты распространяются бесплатно (!).

При таком подходе совсем не удивительно, что в одном из самых престижных районов столицы Аргентины установлен памятник Танго. На строительство этого гигантского бандонеона (главный инструмент танго-оркестра) из нержавеющей стали высотой в 3,5 метра и весом в 2 тонны ушло более 11 тысяч долларов и шесть с половиной лет.

 

Спортивный интерес

Нам больше знаком бальный вариант танго, который мы наблюдаем на конкурсах и всевозможных концертах. Его главное отличие от аргентинского — отсутствие импровизации. Все движения соответствуют определенным правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго от аргентинского отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему четкости. Аргентинское танго более плавно и мелодично.

Преподаватели танцевальных клубов видят в танго характер жесткий, нервный, бескомпромиссный. Так уж сложилась спортивная традиция. «Я называю этот танец голодным и злым, - говорит руководитель танцклуба «ЛеДи» Елена Добрякова. – Когда объясняю философию танго танцорам, говорю, что они – мужчина и женщина, которые сильно сдерживают свои эмоции, хотя и нравятся друг другу».

При этом все опытные танцоры отмечают, что танго – особый танец европейской программы, сильно выделяющийся на фоне вальсов и фокстротов. Он гораздо ближе латино-американской эстетике (раньше он и относился к латине), поэтому во время конкурса, например, на него нужно успеть настроиться.

При помощи аргентинского танго можно передать целую гамму чувств, однако чаще его называют танцем страсти, в котором главная роль принадлежит мужчине. Хотя женская покорность – скорее удачный стилистический ход. Танец держится на импровизации и умении партнеров почувствовать друг друга. Соединение крупных движений, широких переходов и очень мелких технически трудных движений ногами, вращений, быстрой смены положений тела, выразительного обыгрывания пауз – все это создает неповторимый рисунок танца. Не случайно каждое танго – это отдельная история, рассказанная двоими. Даже люди, которые встали в пару в первый раз (возможно, и в последний), должны ощутить нечто, что позволит им стать единым целым и «написать» свою легенду на паркете.

 

Это вам не Буэнос-Айрес…

К сожалению, культура аргентинского танго пока не привита текстильному краю. Милонги (танцевальные вечеринки) почти не проводятся, фестивалей танго нет, студий тоже. Единственное место, где можно познакомиться с темпераментным танцем, - «Танцевальная школа танго», которой руководит семейная династия Слесаренко. По словам Игоря Слесаренко, каждый год в школу приходит около ста человек, но это не значит, что все остаются. Спрос умерен, и потребность в танго испытывают чаще семейные пары. Люди хотят не только научиться двигаться на танцплощадке, но и пообщаться в новой для них обстановке. Аргентинское танго дает такую возможность, позволяя партнерам раскрыться по-новому.

Правда, проявить свое мастерство танцорам особо негде, если не считать тех танцевальных «пати», которые периодически проводятся самой школой танго. На столичные фестивали и мастер-классы по танго руководители и участники школы не выезжают… Конечно, приобрести необходимую музыку сегодня не проблема, найти танцевальную обувь – тоже. И все же атмосфера, новая информация – не последнее дело в обучении танго.

В бальные коллективы тоже иногда обращаются взрослые пары с просьбой поставить танцевальный номер (допустим, к свадьбе) или научить танцевать какой-то танец. Нельзя сказать, что танго выбирают часто. Опять же, аргентинскому танго здесь не научат.

Если в Иванове, интерес к танго нельзя назвать повышенным, то в крупных городах танго-студии и соответствующие мероприятия пользуются большим интересом. Некоторые даже говорят о всплеске популярности аргентинского танца в последние годы. Основная танго активность отмечается в столицах – в Москве и Петербурге проходит несколько международных фестивалей, регулярно устраиваются семинары пар с мировой известностью. Получив всю информацию в интернете, можно отправиться, например, на Московский международный фестиваль аргентинского танго «Ночи милонгеро» или в Питер на «Аргентинские каникулы». Увидев танго в исполнении звезд, услышав профессиональный танго оркестр, вы сами захотите посетить уроки танца. Организаторы фестивалей учитывают как разовое посещение любого занятия (300 - 1200 рублей в Москве), так и курс из 10 уроков (€ 250).  Посетив любой урок, вы поймете, почему танго – самый мощный бренд Аргентины, и почему есть люди, которые посвящают этому искусству всю свою жизнь.

Шесть ночей танго

Президент крупного танго фестиваля о любимом танце

Если бы люди вдруг потеряли способность говорить, их спасло бы танго. В этом уверен большой любитель и популяризатор аргентинского танго в России Александр Вистгоф. Он - член аргентинской Ассоциации преподавателей, танцоров и хореографов аргентинского танго - основал в Москве танцевальную школу «Ла Милонга», первый российский фестиваль аргентинского танго, открыл первый Московский культурный центр, посвященный только аргентинскому танго. Накануне «профессионального» праздника президент фестиваля «Ночи милонгеро» дал нам интервью.

- Александр, что значит танго для вас лично?

- Это значительная часть моей жизни, моя работа. Это танец, который позволяет мне, танцуя, чувствовать женщину, выражаться в танце. Танго помог понять мне, кто я, он познакомил меня с большим количеством людей, с которыми я теперь с удовольствием общаюсь. Благодаря танго я встретил свою супругу.

- Судя по тому, сколько вы организовали танго мероприятий, это танцевальное направление пользуется популярностью у россиян? Что, по-вашему, влияет на интерес к этому танцу?

- Да, танго пользуется у нас любовью. Влияет то, что это танец для взрослых людей, для тех, кто хочет проводить свой досуг эмоционально насыщенно. Велика и социальная роль танца: танго помогает людям больших городов знакомиться, общаться, строить отношения, создавать семьи. И, наконец, сейчас он популярен во всем мире. В Россию приезжает много танго шоу и танцоров, поэтому люди к ним тянутся и тоже хотят танцевать.

- По вашему опыту, кто чаще выбирает танго?

- В танго приходят, в основном люди с высшим образованием и те, кто испытывает потребность в эмоциональном досуге, кто не получает достаточно эмоций во время работы. Допустим, к нам не приходят художники и артисты, а приходят менеджеры, юристы, компьютерщики, работники офиса и т.п. Люди ищут отдушину в жизни.

- Развито ли это направление в регионах, или танго – для столичных жителей?

- В последние лет пять танго заметно развивается в регионах, не только в Москве и Питере. Во многих городах есть школы танго, правда, крупных городах.

- Для кого организуется фестиваль «Ночи милонгеро»?

- Для тех, кто танцует аргентинское танго, просто танцует для себя, не собирается соревноваться. Для кого это досуг, встречи с друзьями, общение, желание научиться чему-то новому.

- Главное, что показывает история вашего фестиваля?

- Главное то, что это праздник, и люди к нему готовятся, воспринимают фестиваль как большое радостное событие. Их привлекает возможность потанцевать всласть, пусть устать, но получить заряд энергии и узнать много нового относительно следующего танцевального года. Для самого танго это продвижение, ведь на фестивале много информации и для тех, кто танцует, и для тех, кто еще не знает ничего о танго. Мы приглашаем всех.

- Чем отличается этот фестиваль от других?

- Это первый фестиваль танго в Москве и самый крупный в России. Он признается как одно из главных событий танго-года. Наш фестиваль ориентирован на то, чтобы люди могли днем учиться, а ночью танцевать. Они танцуют шесть ночей… Мы первыми стали пропагандировать такую форму.

- На фестиваль приезжают «звезды» из разных стран. Их танцевание очень различается?

- Да, это разные стили, возраста, музыка. Это также идея нашего фестиваля – приглашать милонгеро разных направлений. Самое важное, что это - люди, которые продвигают аргентинское танго, создают новые тенденции. На других фестивалях принято приглашать танцоров одного стиля. Изначально у нас была идея, что танцоры – они же преподаватели, поэтому люди могут выбрать того, чей стиль им больше нравится, увидеть все богатство и разнообразие аргентинского танго.

 

Как в кино

Танго – популярный художественный образ в кинематографе, масса режиссеров используют танец в качестве «перчинки» Причем, практически все фильмы, где танго играет заметную роль, сняты в жанре драмы. Кровавый подтекст танца дает о себе знать.

Можно начинать поиски танго еще с кино «В джазе только девушки» (знатоки найдут и более ранние картины) и «Валентино» (1977). Танец Остапа Бендера (1971) тоже вошел бы в рейтинг самых запоминающихся кино танцев. Но особый всплеск фильмов с аргентинским танго отмечается в 1990-е, которые начинаются культовым фильмом «Запах женщины» (1992, США). Танго неподражаемого Аль Пачино и обворожительной Габриэль Анвар под мелодию «Por una cabeza» заняло 3 минуты, этот фрагмент стал одним из самых ярких моментов в фильме, а  репетировали его 2 месяца…

Киноманы знают также ленты «Аргентинское танго» (Югославия, 1992), «Танго» (1998, Испания), «Обнаженное танго» (1996, США), «Урок танго», (1997, Франция, Аргентина, Германия), «Танго на двоих» (1997, Испания, Аргентина) и т.д. Комичное же танго удалось не кому-то, а Арнольду Шварценеггеру, исполнившему танец с Джейми Ли Кертис в комедийном боевике «Правдивая ложь».

Новое тысячелетие продолжило тему «Убийственным танго» (2002, США) и мюзиклом «Чикаго» (2002, США, Германия). В 2005-ом мы замирали от напряженного танго пары Джоли-Питт «Мистер и миссис Смит», в 2006 – любовались Антонио Бандерасом, сыгравшим роль учителя танцев в киноленте «Держи ритм». Во-первых, этот список можно  продолжать долго, а во-вторых, можно не сомневаться: к этому танцу будут обращаться всегда. Ведь «танго - это зарифмованный разговор», а в хорошем кино должна быть интрига.

 

Кстати:

Аргентинский врач-психиатр Федерико Троссеро, автор книги «Танготерапия», уверен - многие болезни, от депрессии до шизофрении, можно лечить с помощью танго. Он несколько лет использует этот танец в качестве лечебного средства, которое помогает людям избавиться от многих проблем со здоровьем. Его поддерживает земляк - врач Роберто Пеидро, который одним из первых обратил внимание на лечебные свойства танго, который может быть эффективным даже при лечении болезни Альцгеймера и Паркинсона. Это подтверждает и исследование, проведенное Вашингтонским университетом.

МНЕНИЯ

Александр Малушенко, ведущий Арт-агенства «Шереметев»

Занимаясь бальными танцами, я всегда любил европейскую программу и особенно – танго. Этот танец заставляет раскрыться, перейти на другой язык общения, стать ближе.

Мне танго близок по духу, я чувствовал себя в нем легко и никого не замечал на паркете во время танго, представляя с партнершей единый энергетический «шар»… О танго надо не говорить, его нужно танцевать!

Мне приходилось ставить для жениха и невесты танец, который начинался с яростного танго и заканчивался «мягким» вальсом. Это гораздо интереснее обычного свадебного танца. Еще помню, как одна пара отмечала 30-летие своей совместной жизни и танцевала танго. Это приятно.

Думаю, интерес к танго есть, но у людей нет времени заняться парным танцеванием. Для танго нужна некая размеренность жизни»...

 

Елена Добрякова, руководитель танцевального клуба «ЛеДи»:

Настоящее аргентинское танго – это очень  красиво, я бы сама с удовольствием позанималась им, если бы была возможность.

В «спортивном» танго есть лишь отдельные элементы аргентинского, но, поскольку танец очень харАктерный, в нем легче придумать историю, сделать хороший шоу-номер. Этим можно воспользоваться при постановке свадебного танца.

Когда я объясняю танцорам суть танго, то предлагаю представить себя мужчиной и женщиной, которые нравятся друг друга, но вынуждены сдерживать свои чувства.

 

Алексей Сахаров, вице-президент Федерации танцевального спорта Ивановской области, руководитель танцевального клуба «Натали»:

Для танго недостаточно знания шагов, нужно понять и принять его характер, услышать музыку.

Как партнер в танго я должен быть собран, силен, мой характер – наступательный и даже жесткий.

По моему опыту, у людей сегодня больше интереса к латине, так как ее можно танцевать и в одиночку. Танго – это все же пара.

 

10 Декабря 2010, 14:58 +418

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...