Тарифы и рифы

Тарифы на коммунальные услуги до тех пор, пока они были разумными, ни у кого не вызывали вопросов. Огромный скачок в начале прошлого года сделал их неподъемными для многих ивановцев. Люди потребовали у мэрии объяснений: чем это вызвано, как вообще формируются тарифы, насколько они обоснованы? Была проведена экспертиза, результаты которой должны были успокоить общественное мнение. Но только на время. Тарифы будут меняться ежегодно, поэтому вопросы остаются. По закону каждый раз ответы на них должна дать независимая экспертиза.

Ивановская мэрия 21 июня провела конкурсные торги по отбору уполномоченных аудиторских организаций «для осуществления аудиторских проверок по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги для нужд администрации города Иванова», как было записано в объявлении, опубликованном в СМИ. Итоги торгов были обнародованы в тот же день. Три самых спорных лота – на экспертизу тарифов МП «Водоканал», МУП «Ивгортеплоэнерго» и МПЖХ - выиграли фирмы «Иваудит» и «Аудитор». Долго ждали победители обещанных приглашений для заключения контрактов с мэрией. Но так и не дождались. О причинах мы расскажем позднее. Вместо этого на 16 августа были назначены новые торги. Победителями на этот раз стали совсем другие фирмы - «Консультант-аудит» и «Консалт-эксперт».

Итак, вторые конкурсные торги. Перед вскрытием пакетов с финансовыми предложениями фирм председатель комитета по законности гордумы Николай Умеренков огласил письмо от ООО «Иваудит». В письме содержалась просьба приостановить торги до рассмотрения в арбитражном суде искового заявления, в котором фирма оспаривает правомерность отмены результатов первых торгов. Предложение отклонили. Были выдвинуты такие доводы: во-первых, «Иваудит» не аккредитован при Госстрое РФ (это одно из основных требований для участников конкурса), во-вторых, фирма не представила документацию на новые торги. Между тем, аттестат аккредитации при Госстрое был вручен комиссии представителем фирмы «Иваудит» в ходе первого конкурса. Что же касается участия во втором конкурсе, то при наличии иска по первому руководство фирмы сочло это для себя невозможным.

После того как заседание комиссии было переведено в закрытый режим, руководитель фирмы «Аудитор» Зоя Дрожженникова мимоходом бросила: «Понятно, что мы не выиграем…». И оказалась права. Но ее не может не беспокоить сложившаяся в городе ситуация с тарифами: «Все мы являемся потребителями услуг ЖКХ и должны быть уверены в том, что их стоимость обоснована». Зоя Васильевна утверждает: «Независимой аудиторской проверки тарифов в Иванове до сих пор не было». Более того, неизвестно, что ждет потребителей в следующем году. «На одном из заседаний гордумы, - говорит Дрожженникова, - озвучено повышение тарифа на тепловую энергию на 18%. Есть очень серьезные основания для проверки произведенных тепловиками расчетов». Сумеют ли профессионально выполнить такой аудит названные по итогам второго конкурса победители? – задается вопросом Зоя Васильевна. И сама же отвечает: «Сомнительно».

Фирма, выигравшая этот лот, по ее мнению, имеет слишком малый опыт работы и недостаточную квалификацию сотрудников. Кроме того, по данным Дрожженниковой, у фирмы нет обязательной для аудиторов аккредитации при ФЭК, такой аттестат имеет лишь физическое лицо. Но тогда почему оно выступает от имени фирмы?

В конкурсной комиссии нас уверили, что ФЭК по запросу мэрии подтвердил наличие аккредитации для всей фирмы. Но сами аудиторы почему-то отказались дать информацию. Не меньше недоумения вызывает у Дрожженниковой еще один победитель. «Предложенная им стоимость экспертизы тарифов МПЖХ в 5 раз, а тарифов «Водоканала» - в 2,5 раза ниже заявленных в лотах, - рассказывает Зоя Васильевна. – Что это, если не демпинг? Обоснование низких расценок – применение метода индексации. Но при проведении аудита он недопустим. Потому что подразумевает возможность роста тарифов пропорционально уровню инфляции. Это неправильно, так как не проверена обоснованность прошлогодних тарифов».

Аналогичные вопросы задает и Нина Курочкина, руководитель ООО «Иваудит». Однако в течение 9 дней, отведенных для заключения контрактов, никаких телодвижений со стороны мэрии не наблюдалось. Нина Михайловна попыталась выяснить, почему -обращалась и в мэрию, и в думу. В конце концов, послала запрос на имя мэра. И только из официального ответа, подписанного и. о. главы города Сергеем Бразером, узнала, что решение конкурсной комиссии в отношении «Водоканала», «Ивгортеплоэнерго» и МПЖХ было отменено. Тут же указывалась мотивировка: «в связи с тем, что на момент проведения конкурсных торгов 21.06.2004 муниципальное предприятие «Ивгортеплоэнерго» и унитарное муниципальное предприятие «Водоканал» не входили в перечень муниципальных заказчиков, утвержденный постановлением главы города от 10.02.2004 №366, а решение по муниципальному заказу для нужд муниципального предприятия жилищного хозяйства г. Иваново конкурсная комиссия по управлению благоустройства принимать не полномочна».

«Иваудит» запросил в мэрии подтверждающие документы. И получил ответ: документы носят «ненормативный характер и изданы для внутреннего применения». Точно такая же формулировка содержится в ответе на запрос, посланный в мэрию «Аудитором». Речь идет о постановлении главы города, которым утверждается перечень муниципальных заказчиков, а также о распоряжении, которым отменяется решение комиссии по итогам первого конкурса. В обеих фирмах удивляются: разве можно отсылать внешних пользователей к «секретным» документам?

Сами же чиновники не видят во всей этой ситуации ничего противоречивого. Главный специалист отдела экономики и прогнозирования Алексей Крупин считает, что результаты первого конкурса были отменены на законных основаниях, хотя и соглашается с тем, что мэрия допустила ряд оплошностей. «Дело в том, - рассказывает Крупин, - что постановлением главы города утвержден ряд муниципальных заказчиков, по каждому из них создана своя конкурсная комиссия. В положении гордумы четко записано: в конкурсной комиссии должно быть не менее трех представителей заказчиков, не более трех представителей полномочного структурного подразделения, то есть отдела экономики и прогнозирования как организатора конкурсных торгов, и не менее трех депутатов. К сожалению, на первых торгах этого не произошло. Не было ни одного представителя МПЖХ, а «Водоканал» и «Ивгортеплоэнерго» на тот момент вообще не были заказчиками».

Между прочим, на вторых торгах депутатов было всего двое. Но кажется, никто этого не заметил. Есть более серьезное замечание: по определенному Минфином порядку при отборе уполномоченных аудиторских организаций в составе конкурсной комиссии должен быть независимый аудитор. А вот участие заинтересованных сторон – недопустимо. Эти требования мэрией почему-то не соблюдены.

Вслед за ООО «Иваудит» искать ответа на многочисленные вопросы, оставшиеся после проведения двух конкурсов, намерена и фирма «Аудитор».

… Идет борьба за муниципальные заказы на экспертизу тарифов. Но еще – и вокруг самих тарифов. Очевидно, что муниципальные предприятия постараются их повысить. Насколько обоснованно? Узнаем ли мы это? И вернутся ли в казну почти полмиллиона рублей, сэкономленных на этих торгах?

Людмила Котляр

24 Августа 2004, 13:36 +86

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...