Текстиль становится лучше, но дороже

В Москве завершила работу XXIV федеральная оптовая ярмарка «Текстильлегпром». Четыре дня – с 22 по 25 марта - внимание оптовых покупателей текстиля со всей страны было приковано к всероссийскому выставочному центру, в павильонах которого разместились производственные и торговые фирмы России, Украины, Белоруссии, Латвии, Италии, Турции, Китая и других стран. Ярмарка – отличный повод других посмотреть и себя показать, сравнить цену и качество своей продукции с продукцией конкурентов, запастись новыми идеями, выслушать мнение о своем товаре со стороны потребителей. Не менее интересна и позиция наблюдателя: в огромном море товара четко видны холодные и теплые течения – тенденции развития отрасли.

Место встречи изменить нельзя

- Ярмарка демонстрирует жизнестойкость нашей текстильной и легкой промышленности, несмотря на все испытания, - отметил на открытии форума глава «Рослегпрома» Александр Бирюков, - мы надеемся, что наши проблемы достаточно очевидны, чтобы правительство начало их решать. Мы сейчас стучимся во все двери, говорим о своих проблемах на всех уровнях. Пока турки и итальянцы обходят нас, благодаря тому, что дают товар на реализацию. Мы себе этого позволить не можем. В крайнем случае, на реализацию продукции дается очень небольшой срок. Но конкурировать с зарубежными производителями нужно. Уже создан центр производства и реализации конкурентоспособной обуви на базе «Парижской Коммуны», аналогичные центры могут быть созданы и в текстильной промышленности. Этой отрасли нужен импульс, объединение, моральная и материальная поддержка. Необходимо подготовить закон о потребительском рынке, который позволил бы воздать равные условия отечественным и зарубежным товаропроизводителям.

Это мнение разделил и Владимир Жириновский.

- Эти люди нас одевают и обувают, создают уют в доме. Их продукция нужна всем – от мала до велика. От детей в роддомах до самых старых стариков. Здесь представлены предприятия, которые работают на внутренний рынок. Развитие этой отрасли должно стать главным для государства. Не оборонка, которая сейчас «звучит», но которая, по-настоящему, даст Бог, и не пригодится, а текстиль!

Ярмарка – традиционное место встречи производителей со старыми клиентами.

Для удобства и тех и других уже во второй раз был избран салонный стиль представления определенных групп товаров. В различных павильонах ВВЦ работали международные салоны текстиля и аксессуаров для производства одежды; домашнего текстиля, ковровых покрытий и интерьера; одежды; технического текстиля, нетканых материалов и защитной одежды; трикотажа; изделий из меха; белья и аксессуаров, оборудования для текстильной и легкой промышленности, сырья.

Организаторы ярмарки (концерн «Ростекстиль», ОАО «Рослегпром», ЗАО «Текстильэкспо», АНО «Союзэкспертиза», ООО «РПЛ-Ярмарка») постарались сделать ее не только торговым, но и методологическим центром. Для этого были организованы «круглые столы», конференции и семинары, на которых специалисты могли обсудить вопросы современных технологий производства, тенденции моды, особенности рынка. В этом году пройдут более сорока аналогичных выставок-ярмарок в других городах.

- Ярмарка – самая наглядная форма, - сказал нам Владимир Жириновский, - все должно продаваться. И все должно возрождаться. Везде, где только можно, должны стоять станки. Нам вполне реально поднять свой лен, свой хлопок, свою шерсть.

Пока «своя шерсть» не поднята, но и кризис текстильной и легкой промышленности, если судить по ярмарке, позади.

Оборудование

Вопрос оборудования для производства качественной продукции – далеко не праздный. В рамках ярмарки прошла конференция «Современные технологии производства продукции текстильной и легкой промышленности – инновации и инвестиции». Среди прочих вопросов обсуждения – автоматизация контроля и управления технологическим оборудованием, испытания текстильных материалов, оптимальная подготовка раскладок лекал на рулоне, дающая возможность экономить ткань. Было представлено новое красильное оборудование и, соответственно, красители.

Хочется отметить также, что поставщики не обошли своим вниманием малый бизнес. Именно этой группе потребителей были интересны швейные, вышивальные и вязальные машины, которые, точно по Жириновскому, можно поставить практически в «каждой избе». Это оборудование дает возможность делать качественные вещи на небольших площадях и имеет еще одно неоспоримое преимущество – невысокую цену.

Одежда

- Еще десять лет назад нельзя было даже представить себе, что появится такое количество красивых стильных вещей российского производства, - поделилась с нами заместитель коммерческого директора «Яковлевской мануфактуры» Елена Ливанова.

Действительно, одежда – одно из самых популярных направлений на ярмарке, к тому же вызывающее чуть ли не самый большой ажиотаж.

В основном были представлены верхняя одежда, костюмы и трикотаж. Причем уровень исполнения практически у всех производителей очень хороший.

- Качественно шить научились, - отметил директор московской компании «Гота» Александр Аносовский, - при нынешнем уровне развития технологий это не проблема.

Но все же со стороны, при всем обилии предложений, создавалось ощущение некоторой стандартности, заурядности фасонов и фактур тканей.

- Ткани наши пока ничего хорошего из себя не представляют, - сказал известный модельер Вячеслав Зайцев, - вроде бы красивая вещь, а трогаю руками – говно...

Народные промыслы

Нотку нестандартности вносили предприятия, развивающие народные промыслы. Вышивка, необычный трикотаж – на ярмарке всего хватало.

- Сколько стоит этот костюм? – спросила покупательница, показывая на понравившуюся ей вещь на стенде ООО «Ришелье» из Пучежа.

- Двадцать тысяч.

- И спрос есть?

- Да, конечно!

- Ну, вообще, это, конечно, очень здорово сделано...

«Ришелье» представляло на ярмарке и модели, рассчитанные на обычного покупателя.

- Мы привезли несколько новинок, встретились с нашими старыми клиентами, показали, что у нас нового, посмотрели, что делают конкуренты, - отметили представители «Ришелье». - Ярмарка для нас – это, действительно место встречи.

Вообще, изделия народных промыслов, выполненные в традиционных для разных областей России технологиях, ценятся достаточно высоко. И здесь покупатели могли увидеть немало новинок.

Например, сразу несколько стендов представляли оренбургские платки. Традиционно они бывают белыми и серыми. А новое поколение предпринимателей принесло в этот промысел цвет. Теперь можно купить шарф традиционной формы и рисунка, переливающийся всеми цветами радуги. Или шали самых разнообразных цветов. Правда, удовольствие это недешевое.

Белье

Пожалуй, бельевые стенды были самыми красивыми. И наибольшее количество показов проходило именно около них. Свою продукцию представили крупные европейские фирмы, предприятия Латвии и Белоруссии (последние занимали целые кварталы тематического павильона), российские производители.

В области производства белья тенденция повышения качества и цены продукции наиболее заметна. Этим курсом движется большинство предприятий. Главный козырь - разнообразие продукции, которое достигается за счет использования ажурных, набивных и вышитых тканей, оригинальности моделей. Впрочем, строгие линии классики тоже в ходу.

Сразу несколько фирм представили белье для беременных и кормящих женщин. А ведь еще недавно эта ниша на российском рынке практически пустовала.

Предложения производителей мужского белья традиционно скромнее – при стандартном наборе фасонов упор делается на использование комфортных тканей.

А вот кто на коне, если судить по ярмарке, так это чулочно-носочная промышленность. Описывать все разнообразие рисунков и фактур нет ни возможности, ни необходимости. Здесь тоже большое внимание уделяется материалам. И явно прослеживается тенденция увеличения объемов производства в средней ценовой категории.

Детская мода

Одежде для детей и подростков был посвящен специальный салон под названием “Baby teen stile». При этом абсолютное большинство фирм представили одежду, предназначенную для малышей или детей до четырех лет. Пяти-шести летние дети (особенно это касается мальчиков), как говорят сами специалисты, как бы «выпадают» из сферы интересов производителей детской одежды. Следующий этап – уже школьная форма и одежда в спортивном стиле. Наряды для девочек традиционно оригинальнее и разнообразнее, чем для мальчиков, и чем старше дети, тем это заметнее.

Одна из тенденций современной детской моды – использование качественных тканей: не мнущихся, дышащих, сохраняющих цвет после стирки. Широко был представлен и детский трикотаж – от бельевого до верхнего.

Но после посещения выставки сомнение о том, что ниша производства детской одежды в ближайшее время будет занята отечественными производителями полностью, только усилилось.

Домашний текстиль

В павильоне домашнего текстиля, как нигде, было заметно, что сражались за внимание покупателя даже не сами фирмы-производители, а дизайнеры, оформлявшие стенды. Какой только красоты тут не было! Роскошное постельное белье (взрослое и детское), гобелены, самые разнообразные портьерные ткани и тюль. Соответственно и интерес покупателей к этому павильону был очень велик.

- Мы здесь встретились со своими старыми покупателями, появились и несколько новых в клиентов из различных регионов, - отметила представитель ивановской фирмы «Елена-Найс», - это Украина, Польша, Белоруссия, Сибирь, Дальний Восток, Зауралье, республика Коми.

У сотрудников ивановской фирмы «Силтекс-плюс» настроение рабочее.

- Мы думали, что будет хуже, - сказали они, - наша продукция вызывает большой интерес, многие нас знают по старым связям, что-то слышали от знакомых. Но будет ли конечный результат – это еще вопрос. Самая основная работа начинается после выставки. Немного мешает то, что репутация ивановских тканей подпорчена, мы стараемся доказать, что в Иванове можно выпускать качественную продукцию. Сами с удовольствием походили по выставке. Отметили, что появились новые интересные ткани, новая упаковка. Вся эта продукция скоро появится и в Иванове. Конечно, ткани эти не дешевые, но домашний текстиль в целом становится дороже и качественнее. Интерес к дешевой продукции падает.

Заместитель коммерческого директора ООО «Яковлевская мануфактура» Елена Ливанова отметила, что их предприятие негатива по отношению к ивановскому текстилю на себе не ощутило.

- Наоборот, многие восхищаются нашей продукцией, спрашивают: неужели это русский лен? Мы не стоим на месте, из года в год обновляем ассортимент, вводим новые рисунки. Так что даже тем, кто нас знает, было интересно посмотреть на новинки. На прошлой ярмарке был вернисаж столового белья, и мы получили премию за лучшую ткань года. Кстати, и у покупателей сейчас появляются новые требования - малый бизнес, которому адресована наша продукция, растет. Мы очень рады, что в этом году домашний текстиль выставляется концентрированно. Это удобно для покупателя. Зачем ему бегать по всем павильонам? Нет ничего хорошего в том, что кто-то не добежал до наших конкурентов, остановился на нас. В следующий раз добежит. Наоборот – покупатель должен иметь возможность сравнить и выбрать то, что ему подходит.

Фоном к этой беседе стал идущий рядом разговор продавцов. Они подсчитывали выставочные образцы, которые купили на выставке. Получалось, что «Яковлевская» уедет домой налегке.

Фурнитура

Швейной фурнитуры на ярмарке было много, и выставлена она была по чуть-чуть в разных павильонах. Оно и понятно – кто-то производит пуговицы и застежки для верхней одежды, кто-то - бисер, стразы и тесьму для отделки, кто-то - шнуры для штор. Но в целом, ничего такого, что в ближайшее время «взорвет» рынок фурнитуры, заметно не было.

Широко оказалась представлена и пряжа. Наиболее заметная тенденция – увеличение доли «фасонных» ниток для вязания, которые позволяют сделать красивыми самые простые модели. Именно такие нитки пользуются наибольшим спросом. И здесь отечественные производители буквально дышат в затылок зарубежным.

Вместо вывода

Как говорили в кулуарах производители и продавцы, общая тенденция на сегодняшний день такова: продукция текстильной и легкой промышленности дорожает. Причем не только за счет повышения качества, но и потому, что постоянно возрастают расходы на производство. Какими бы невысокими мы не считали зарплаты в этой отрасли, конкурировать по дешевизне труда со странами третьего мира, или с Китаем, где производится абсолютное большинство ширпотреба, реализуемого на российских рынках, Россия не может. Соответственно, и продукция получается дороже. Если учесть еще и то, что российские производители редко и неохотно работают на условиях реализации, то становится понятно, что условия для конкуренции неравные. Производители все чаще произносят модное нынче слово «аутсортинг» и говорят о том, что производство нужно переносить поближе к дешевой рабочей силе. Но такие возможности есть далеко не у всех.

Проигрывая Китаю и Турции битву за покупателя в дешевом сегменте (еще до ее начала), российские производители поднимают планку и ориентируются на потребителя со средними запросами. И здесь, возможно, у них есть все шансы на успех.

Марина Москалева

29 Марта 2005, 14:46 +84

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...