Транспортный Гордиев узел

Провал как форма деятельности власти То, что введение единого проездного билета стало самым заметным провалом в деятельности местной власти за все последние годы – понятно всем. Указ губернатора на сей счет был подписан 29 декабря – срок критический для того, чтобы с января без предварительной работы обеспечить безболезненное появление единого проездного. Ведомства, на которые была возложена реализация проекта (Управление «Ивавтодор» и комитет по социальной защите населения Ивановской области) по определению должны были работать «с колес». - Я задал два вопроса, - сказал на первом заседании нового правительства области губернатор Михаил Мень, - будет ли достаточно запланированного к печати количества билетов, и будут ли перевозчики без проблем принимать их у льготников. И меня заверили, что все будет как надо. На деле получилось все с точностью до наоборот: и билетов мало, и перевозчики их не принимают. На разных уровнях власти события начала января уже названы «осечкой», «провалом» и «позором». Выявлены и озвучены совершенные ошибки. В том числе и благодаря специальному расследованию, проведенному первым заместителем председателя правительства Ивановской области Константином Бочаровым по поручению губернатора. И талонных книжек было заказано мало – около 18 тысяч (цифра относительная, поскольку заказ дополнялся, принципиален порядок, ведь право на приобретение проездных имеет более 250 тысяч человек). И заказ был сделан на Шуйской типографии, которая нужный объем талонных книжек не могла бы напечатать даже при круглосуточной работе. Первая ошибка, конечно, обиднее. Основной мотив, который приводят в свое оправдание непосредственные исполнители указа губернатора, сводится к тому, что не все же 250 тысяч льготников пользуются транспортом, а значит, можно было предполагать, что не все и обратятся за вожделенными талонными книжками. «Как спрогнозировать придет конкретная бабушка за талонами или нет?» – вопрошал временно исполняющий обязанности начальника управления «Ивавтодор» Евгений Емельянов. Казалось бы, чиновникам пора знать свой народ получше. Некоторые выводы можно было сделать хотя бы по итогам начала реализации 122-го федерального закона, когда льготники выстраивались в очередь в поликлиники, имея на руках целые списки препаратов, необходимых, по их мнению, для поддержания здоровья. Врачи столкнулись с настоящими скандалами, которые больные устраивали в том случае, если им отказывались выписать вожделенное лекарство. Спрос на отдельные препараты настолько превысил обычный, что производители лекарств обращались в фармацевтический отдел областного управления здравоохранения с вопросом, стоит ли увеличивать производство, или это – ажиотажный спрос, который впоследствии спадет? Этот пример – далеко не единичный. И в случае с введением единого проездного билета на транспорт для льготных категорий граждан люди повели себя вполне прогнозируемо. То есть приложили максимум усилий к тому, чтобы выкупить талонные книжки как можно быстрее. Отсюда и очереди, к которым людям старшего поколения не привыкать, и термосы с чаем, и подъемы в четыре утра, чтобы оказаться у заветных дверей раньше других претендентов, и скандалы, и недовольство властью. Не менее «приятные» эмоции в эти дни можно было испытать и в общественном транспорте. Перевозчики, которых многократно и разнообразно «кидали» с компенсацией платы за льготный проезд, отказывались перевозить льготников - как не имеющих на руках талонных книжек (не успели получить), так и тех, у кого они были. Во втором случае уже потому, что процедура обмена «фантиков» на деньги и будущий «курс» этой валюты не всем были понятны. Кстати, уже обнародована информация о появлении фальшивых талонных книжек, которые скупают как граждане, так и перевозчики. Такую возможность никто не предусмотрел. Хотя причина очевидна – недостаточная степень защиты этого документа. Так или иначе, Михаил Мень получил возможность познакомиться с местными особенностями реализации губернаторских указов. Часть выводов он озвучил на первом заседании нового правительства области. - Как я понял, проблемами транспорта и пассажирских перевозок до сих пор в области просто никто не занимался, - отметил Михаил Мень, - поэтому выводы будут достаточно щадящими. Выговоры получат начальник отдела по госрегулированию и координации деятельности транспорта управления «Ивавтодор» Гела Джишкариани и временно исполняющий обязанности начальника управления «Ивавтодор» Евгений Емельянов. Еще для одного выговора адресата не нашлось. Начальник управления социальной защиты населения Галина Штепа сложила свои полномочия в ходе «проездной» компании. - Я думаю, что это было правильное решение, - отметил на заседании правительства области Михаил Мень, - люди, которые не могут справиться с порученными им заданиями, должны отойти. Кризис транспорта – моральный и материальный Выводы озвучены, взыскания наложены. Каждый, однако, остался при своем. Пережитая экстремальная ситуация лишь подсветила положение очевидное, как муха в янтаре: Ивановская область стоит на пороге структурного кризиса пассажирских перевозок. И хотя проблемы есть и на железной дороге, и в речном транспорте, прежде всего речь идет о городских перевозках (трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки) и о межмуниципальных и междугородних перевозках автомобильным транспортом. Что мы имеем, если разобрать ситуацию хотя бы на примере областного центра? Транспортные предприятия разной формы собственности. «Ивавтодор» – областной, ТТУ и ПАТП – муниципальной, ЗАО «Экспресс-Сервис» – частной. В городе существует 19 автобусных маршрутов, на которых, если верить результатам обследования пассажиропотока, должны работать 172 автобуса. Договор, существующий между городом и ПАТП-1, неоднократно корректировался, число автобусов, которые должны ежедневно выходить на линию, сократилась со 120 до 72. Реально же на улицы города выходят только 25 автобусов ПАТП, что объясняется отсутствием средств для приобретения новых машин, а также недостатком водителей. В ТТУ ситуация несколько лучше – каждый день ивановцев возит 100 троллейбусов (по десяти маршрутам) и 30 трамваев (по четырем маршрутам). Это, как признал в своем выступлении на заседании правительства области мэр Иванова Александр Фомин – прямой результат того, что ТТУ своими силами проводит капитальный ремонт транспортных средств. Последний раз новые машины для ТТУ приобретались еще в 1993 году. Если учесть, что срок службы троллейбуса составляет 10 лет, несложно сделать вывод о том, что все машины трамвайно-троллейбусного парка давно уже выработали свой ресурс. На улицы города выходят еще 75 автобусов типа ПАЗ, принадлежащих ЗАО «Экспресс-Сервис». Это тоже не самые новые машины. По словам Александра Фомина, в 2005 году для города были приобретены 6 ПАЗов, в 2006 году будут выделены средства на приобретение еще 15-16 автобусов, с тем, чтобы можно было хоть немного оздоровить ситуацию. Нужно ли сравнивать эту цифру с существующей потребностью (172 автобуса), чтобы сделать вывод о структурном кризисе системы пассажирских перевозок, или оставить эту несложную работу читателю? Во многом причина такого положения - льготы, которые были продекларированы правительством, но не подкреплены деньгами. Много лет перевозчики возили льготников, обеспеченных соответствующими документами, но не получали компенсации выбывающих доходов. Не удивительно, что налицо и моральный кризис перевозок, о котором сказали и Михаил Мень, и Александр Фомин. На заседании правительства оба политика говорили о том, что перевозчики зарекомендовали себя в период неразберихи с едиными проездными самым негативным образом. Водители, работающие на ряде маршрутов, просто выбрасывали из транспорта инвалидов и ветеранов. Тем самым, как подчеркнули и мэр, и губернатор, перевозчики провоцируют более строгое отношение властей к себе. - Такое отношение к уважаемым пожилым людям недопустимо, - отметил Михаил Мень. - Можно было хоть чуть-чуть уважения и доверия проявить к власти, понять, что система проездных со временем войдет в колею, но нельзя же унижать людей только потому, что произошел сбой в реализации программы. Хотя понять перевозчиков несложно. Потому что бензин, к примеру, продают за деньги. Маршрутки – чемодан без ручки. И нести тяжело, и бросить жалко Отдельная головная боль власти – это маршрутки. Сколько разговоров о том, что машин слишком много, что движение их не упорядочено, что часть перевозчиков не заключает договор с администрацией населенного пункта, по которому происходит движение. Такие претензии, например, к пригородным маршрутам. На заседании правительства были озвучены факты вопиющих нарушений, выявленные, в частности, в ходе проверок, проведенных ГИБДД. Это и управление маршрутным такси в нетрезвом виде, и грубое нарушение ПДД. Имел место случай смерти водителя маршрутки от передозировки наркотиков. В 2005 году в области произошло 190 ДТП с участием общественного транспорта, 14 человек погибли, 267 – получили ранения. И все-таки без маршруток тоже никак. Это тот самый чемодан без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко. Нагрянувшие морозы лишний раз показали – из многих районов города уехать больше не на чем. В первое утро с тридцатиградусным морозом все проспекты были «в руках» желающих уехать, люди бросались под колеса, перекрывали улицу. Кто-то входил в «Газель» и садился на пол, со слезами уговаривая водителя довезти до работы. Без маршруток пока не обойтись, поэтому власти ставят перед собой реальную цель: не возродить муниципальные перевозки, а навести порядок на частном транспортном рынке. По мнению председателя Законодательного Собрания области Андрея Назарова, частные перевозчики могут работать и сотрудничать с властью гораздо эффективнее муниципальных. Об этом говорит опыт Кинешмы, где Андрей Назаров был мэром: - Муниципальное транспортное предприятие в Кинешме превратилось в черную дыру, - отметил Назаров, - ему постоянно не хватало денег, приходилось выделять средства из бюджета. При этом предприятие занимало территорию танкового полка, содержало здание с сауной и прочими элементами сладкой жизни. Стоило задуматься, нужны ли такие предприятия на транспортном рынке и кому они нужны. В результате договор с частной организацией стал гораздо более выгодным для города вариантом. Не надо бояться расставаться с недобросовестными перевозчиками, это очень выгодный рынок, и если уйдут одни, придут другие. Слово и дело Итак, решено, что для упорядочения пассажирских перевозок в области будет принят специальный закон и создана новая структура - комитет по транспорту и связи. Его основу составит структура, выделенная из управления «Ивавтодор». Новый орган власти должен будет взять на себя контроль за маршрутами перевозок пассажиров и пассажиропотоком, лицензирование перевозчиков. Закон, регламентирующий транспортные перевозки, как считает председатель ЗС Андрей Назаров, может быть принят достаточно быстро, так как необходимость в нем уже давно назрела. Для доработки положений, которые необходимо включить в этот законодательный акт, будет создана специальная рабочая группа, куда войдут представители правительства области, муниципалитетов, налоговых органов, транспортной инспекции, ГИБДД и УВД. Чтобы решить неотложные задачи организации транспортных перевозок, подготовлено постановление правительства Ивановской области, по которому уполномоченным органом по организации деятельности перевозчиков, осуществляющих межмуниципальные и пригородные перевозки, становится управление «Ивавтодор» (до того, как это управление будет разделено на комитет дорожного хозяйства и комитет по транспорту и связи). На «Ивавтодор» возложена обязанность разрабатывать и утверждать паспорта маршрутов, заключать договоры с перевозчиками, имеющими соответствующую лицензию. В постановлении сказано также, что денежные расчеты за перевозку пассажиров должны осуществляться с использованием контрольно-кассовых машин. Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов предстоит принять правовые акты по регулированию пассажирских перевозок в своих границах. В обязательном порядке должны заключаться договора с перевозчиками, разрабатываться и утверждаться паспорта маршрутов. Предстоит большая работа, результаты которой станут видны не завтра. Хотя говорят, что осознание проблемы – это половина ее решения. Марина Москалева
23 Января 2006, 16:48 +57

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...