«Тропою Фрунзе» - к процветанию области?

В середине октября комитет по экономике Законодательного собрания Ивановской области одобрил целевую программу по развитию туризма в нашем регионе на 2003-2010 гг. В Законодательное программа была внесена администрацией области. Ее представитель, Владимир Соков подтвердил информацию, что в разработке проекта не участвовали ни эксперты (нет средств для оплаты их услуг), ни сами фирмы, занимающиеся туристическим бизнесом. Так что программа оказалась инициативой сугубо административной, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве и, конечно, насторожило турфирмы – непосредственных «участников» и «исполнителей» программы.

Нынешняя администрация уже больше года говорит о развитии туризма, строит планы и ставит перед собой амбициозную задачу – сделать туризм одной из главных доходообразующих отраслей в структуре экономики области. Иными словами - развить туризм как бизнес и получать с этого налоговые и иные дивиденды. Но в таком случае обсуждаемая программа должна намного больше напоминать бизнес-план. (Например, в рамках долгосрочного сотрудничества Иванова с графством Стаффордшир намечается еще и туристический проект. Так, профессор экономического развития университета графства Ричард Болл во время своего визита занимался тем, что оценивал наш регион как «туристический продукт» и встречался со всеми, кто, возможно, будет вовлечен в проект: представителями сферы питания, гостиничного хозяйства, транспорта, туристических фирм, учреждений культуры и т.п. Ни оценками, ни встречами областные чиновники себя утруждать не стали.)

ЧТО «НАМ ПРИНИМАЮТ»

«Нечиновничий» взгляд сразу выцепил из программы некоторые моменты. «…Выбор данной политики, - как заявлено в пояснительной записке, - позволит обеспечить объективность, недопущение дискриминации среди субъектов туристского бизнеса, открытость программ помощи, ясность и прозрачность». Этому хочется верить, тем более что механизм «обеспечения объективности» не прописан, а простое принятие программы вряд ли автоматически обеспечит эту объективность. «Основная задача поддержки предпринимателей в сфере туризма будет заключаться не в предоставлении финансовой помощи отдельным предпринимателям, а в формировании туристского потенциала Ивановской области и формирование имиджа области как центра культурного и рекреационного туризма». Этому хочется верить еще больше. Но пунктом 3.1 «Организация туристской деятельности и управление развитием туризма в Ивановской области» «представляется необходимым создать в области муниципальные унитарные предприятия, финансово-производственная база которых позволила бы обеспечить быстрое решение задач развития туристского бизнеса». Да, бывший начальник отдела по туризму Петр Петраченко всецело «за» создание таких МУПов: они скоординируют деятельность всех объектов района, представляющих интерес для туриста, и турфирма сможет пользоваться этим, заключая договор с одним МУПом, а не договариваясь с каждым музеем, отелем, лодочной станцией и т.п. отдельно. В Шуе, например, уже действует МУП «Шуйский туристический центр». По этой же причине Петраченко считает целесообразным и создание ОГУП «Ивановская областная туристская компания» (на что, кстати, предусмотрено выделить 250 тыс. рублей из областного бюджета, на МУПы – 600 тысяч из муниципальных), которое займется реализацией программы, координацией действий всех участников и в итоге создаст частным фирмам условия для процветания их бизнеса. Но опыт – печален, он подсказывает, что в области и так куча убыточных МУПов-ОГУПов. Что подобные структуры обладают прозрачностью весьма сомнительной. Что – озвучиваю опасения ассоциации туристских фирм области – ОГУП «будет заниматься туристской деятельностью на коммерческой основе, становясь монополистом, и уменьшая поступление налогов в бюджет от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса», сделав их неконкурентоспособными.

«ЗА»

У бывшего начальника отдела по туризму администрации Ивановской области Петра Петраченко вообще свой взгляд на программу и происходящее подведомственной ему недавно сфере. Несовершенство программы по развитию туризма он объясняет тем, что «нельзя скрестить коня и трепетную лань», а именно - учесть в программе все интересы. Да и не нужно: турфирмы, работающие на ивановском рынке, - частные, они просто воспользуются тем туристическим продуктом, который будет сформирован под действием программы, и сами заработают на этом деньги, и отчислят положенные суммы в бюджет.

К тому же методика разработки программы жестко определена правительственным постановлением, и отступление чревато тем, что в Министерстве экономического развития «даже разговаривать не станут»: есть шаблон, «паспорт» - регион «начиняет» его конкретным содержанием, определяет объемы и источники финансирования.

Петр Петрович опровергает утверждение, что к разработке не привлекли туристические фирмы: им были разосланы письма с предложениями «вносить предложения» - но только по инвестициям в недвижимость. Другое дело, что у большинства недвижимости нет, и предложений, соответственно, не последовало..

Такие же письма получили все главы районных администраций. От них предложения поступили – и достойные, реальные, и заоблачные. Петраченко включил в проект программы все: «чтобы дурь была видна, Бабичу и Сокову на откуп» (судя по выражениям, между Петром Петровичем и нынешними руководителями не то что кошка – тигр пробежал). Так, среди районных инициатив оказалось строительство в Пестяковском районе 30-тикилометровой дороги в горьковском направлении (по 3 млн. рублей за километр) – «видимо, чтобы все они по этой дороге в Нижний и уехали». Пучеж, Шуя, Кинешма, по его отзывам, дали хорошие, дельные предложения. Иваново прописано в программе именно в том объеме, в каком представило свои запросы.

«Программа нужна, - убежден Петраченко. – Должна быть перспектива. Вот сдадут в 2004 году мост через Волгу – он «потянет» за собой инфраструктуру, вот увидите. Что там будет: вагончики с шашлыками неизвестно из кого или что-то приличное – вот в чем вопрос.

В Эрмитаже выставлены 2 миниатюры стоимость каждой – около $1млн. в Шуйских запасниках хранится 6 таких миниатюр – кто знает об этом? А если узнают, да мы нормальные условия туристу создадим…

Поезжайте в Юрьевецкий район, на острова. Там можно прекрасно отдохнуть: дюны, чистая вода, песчаное дно – почти Прибалтика. Но. Где остановиться, переночевать, покушать – вы ничего там не найдете, до ближайшего населенного пункта – 3 километра. Поэтому после принятия программы в первую очередь нужно направить бюджетные средства на создание инфраструктуры, которая вместе с природой привлечет отдыхающих. А там и турфирмы смогут заработать, предлагая этот туристический продукт (мы планировали разработать около 1000 маршрутов – это около 1000 видов турпродукта!), и инвестор захочет вложить деньги, посчитав и проанализировав ситуацию. Но сначала нужно позаботиться о том, чтобы, например, в гостиницах элементарно была горячая вода».

Другое дело, что Петр Петрович недавно «отошел от дел», и какие изменения внесены с тех пор в программу, которую он так защищает, остается только догадываться. Тем более что его «ушли», до сих пор не начислили пенсию, а о причинах ухода Петраченко предпочитает умалчивать, ограничиваясь репликами, что его «с детства учили не участвовать в интригах и тайнах мадридского двора».

КРОМЕ

Кроме принятия программы, есть и другие способы стимулировать туристический бизнес. Например, 16-19 октября в Москве прошла крупная туристическая выставка «Отдых-2002». Областная администрация выделила, «сколько смогла», - 30 тыс. рублей, которых хватило на оплату …4 кв.м. выставочной площади. Для сравнения – соседние Ярославская и Костромская области были представлены на 40 кв.м. Не спорю, может, сделали они это сугубо на частные деньги. В любом случае законов рынка еще никто не отменял: чтобы потом получить, надо сначала вложить.

ПЛАНОВ «ГРОМАДЬЕ»

«Вложить» власти готовы, судя по тому, что на финансирование программы предусмотрено в размере 668, 7 тыс. руб., из них бюджетных (всех уровней – федерального, областного, муниципального) – меньше половины. Около 400 тыс.– средства частных инвесторов. По словам Владимира Сокова, таковые уже имеются и готовы вложить деньги. (То есть, получается, сейчас они просто сидят и ждут принятия программы?) Налоговые выгоды для местного бюджета определены в размере 19 млн. руб. в год, что, кстати, не покроет инвестиционных затрат области, которые составят более 145 млн. руб. за 7 лет, охваченных программой. Планируется развивать инфраструктуру: строить новые объекты (в основном, гостиницы), возрождать старые, разрабатывать туристические маршруты. К маршрутам у депутатов, обсуждавших проект на комитете, образовались претензии. В основном, по части названия – они не желали идти, например, «тропою Фрунзе» по Шуйскому району и порекомендовали выбирать более идеологически нейтральные пути и названия даже для маршрутов по малой родине губернатора (кстати, вряд ли в ближайшие десять лет, на которые рассчитана программа, революционная тематика в туризме будет пользоваться особой популярностью).

В рамках программы по развитию туризма провозглашено «оказание помощи малым и средним предприятиям индустрии туризма в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов на конкурсной основе», а также «проведение маркетинговых исследований рынка индустрии туризма», организация и проведение собственно инвестиционных конкурсов разных уровней, на что даже предусмотрено выделение бюджетных денег. Это, безусловно, необходимо. Вопрос опять же в уровне: идеалистически административными или реалистически деловыми будут эти исследования и помощь.

???

Странным показалось присутствие в проекте в качестве исполнителя «Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства», статус которого не определен и который имеет задолженность в областной бюджет (депутаты и вовсе посчитали его присутствие издевательством и исключили фонд из числа исполнителей при голосовании на комитете), а также включение в смету бюджетных расходов реконструкции спортзала в палехском художественном училище и строительства бара в Кинешме (и не только) и гостиницы в Плесе. Насчет последней председатель комитета Андрей Кабанов выразился однозначно: «Тратить 50 млн. на гостиницу – это авантюрный подход. Бюджету хватит аэропорта». Возникают вопросы и по необходимости строительства в Шуе гостиницы на 100 мест стоимостью почти $3млн. и некоторых других объектов, но это предполагается делать на средства частных инвесторов. Отдельная тема – музейная: в программе по культурной части значится немалое количество «реконструкций». Это вызвало упреки в том, что за счет программы по туризму комитет по культуре и искусству пытается решить проблему финансирования музеев. Не возьмемся судить, так ли это на самом деле, ведь туристический бизнес - по сути межотраслевой, и значение культурной составляющей переоценить трудно. Но, по словам Элеоноры Горбуновой (которую мы позволим себе считать «авторитетом» в музейном деле), гораздо эффективнее работать по целевым программам – конкретно по каждому музею. В этом варианте финансирование осуществляется наполовину из федерального, наполовину из областного бюджетов. Но нынешнее руководство по культуре и искусству с Министерством культуры сейчас не работает: программы нужно защищать, аргументировать…

Есть претензии к программе и у юристов Законодательного собрания. Кроме мелких «погрешностей» и несоответствий имеются и несколько принципиальных моментов. Первый: «Федеральная программа развитие туризма заканчивает свое действие в 2005 году. Федеральная программа в отношении Ивановской области предполагает лишь разработку бизнес-планов и продвижение некоторых объектов на инвестиционных биржах. Таким образом, федеральное финансирование носит прогнозный характер». Второе: не раскрыто понятие «внебюджетные источники». И последнее. Юристы напоминают, что «размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом об областном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход бюджета».

А ДЕНЬГИ КТО?

Доход – в виде налогов или прибыли - должны приносить те, кто сам будет зарабатывать на туризме. Таких фирм в Иванове около 40. Это и «корифеи» туристического бизнеса, работающие по 10 лет и более, и те, кто лишь недавно стал предлагать свои услуги на этом рынке. Часть из них специализируется именно на так называемом «внутреннем» туризме. Сейчас все они заняты тем, что пытаются наладить работу своего отраслевого объединения «Турист-центр», созданного в рамках Ивановского областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей «Центр». По их заверениям, после ухода Петраченко возникающие проблемы не решаются.

ИТОГО

Между тем целевая программа «Развитие туризма в Ивановской области на 2003-2010 гг.», согласно Налоговому кодексу РФ, будет приниматься вместе с областным бюджетом-2003. Проект бюджета, по вине областной администрации, и так внесен в Законодательное собрание с опозданием. А тут еще 31 октября заседание было прервано, по причине чего не была, в частности, рассмотрена программа по туризму. Продолжение этого заседания запланировано на вторник, 5 ноября. так что на момент подписания номера в печать судьба программы по развитию туризма оставалась неопределенной.

Конечно, никто не в состоянии дать гарантии того, что существующий вариант программы по развитию туризма – как и любой другой - будет работать. Слишком много условий и обязательств различных инстанций и лиц нужно соблюсти для успеха этого, в общем-то, небезнадежного предприятия. Думается, все было бы проще, если б нашелся в администрации конкретный человек, взявшийся за это дело. Такого человека нет. Это признает и господин Бабич, как известно, неравнодушный к идее развития туризма : «Пока не найдем – видимо, в таком состоянии и будем пребывать». Отдел туризма управления инвестиционной политики и туризма после ухода Петраченко уже полгода «пребывает» без руководителя. Работа и.о., Марины Кочетковой, вызывает много вопросов, хотя бы потому, что у мужа есть …туристическая фирма, которая, говорят, неплохо развивается. Администрация в курсе, но меры будет принимать только по конкретным сигналам. Свободная вакансия, по мнению начальника управления по инвестиционной политике и туризму Георгия Большакова, еще не означает, что работа остановилась. Работа идет, но специалистов в туристском деле – не так много, администрация действительно заинтересована в развитии этого направления, поэтому все «муки» еще не увенчались «выбором».

Елена Новгородова

04 Ноября 2002, 17:35 +51

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...