Цена доверия

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Недавно изучал результаты любопытного исследования, проведенного транснациональной коммуникационной компанией Edelman. Из них следовало, что в то время как в западных странах уровень доверия граждан к национальному бизнесу вырос, в России он упал, причем весьма заметно. Испытанное в первый момент удивление очень быстро рассеялось. Для этого достаточно было вспомнить, как повел себя бизнес с началом экономического кризиса – на рубеже 2008 и 2009 годов. Исследование гласило, что в США, например, доверие к бизнесу в 2009 году выросло на 18 процентных пунктов, а в Италии – вообще на 26. Кое-где, правда, рост совсем незначительный, и укладывается в 2-3%. Однако даже на этом фоне Россия выглядит белой вороной: у нас уровень доверия обвалился сразу на 10 процентных пунктов – с 52 до 42%. Эти цифру обнародовали некоторые федеральные СМИ, однако сколько-нибудь внятных объяснений подобной динамики так и не последовало. Напротив, доминировало легкое удивление, озвученное самими бизнесменами. Между тем, в глазах наемного работника эти цифры выглядят не такими уж удивительными. Мне, например, при прочтении исследования сразу же вспомнилось, как в конце 2008 года пошли увольнения и урезания зарплат. Сразу оговорюсь, что считаю оптимизацию расходов (в том числе сокращение персонала) несомненным правом любого бизнесмена. Но главный вопрос в данном случае - не «что», а «как». В Трудовом кодексе РФ написано, что о сокращениях нужно предупреждать за 2 месяца, а если сотрудник не может найти новой работы, выплачивать ему компенсацию в течение 2 месяцев. Между тем, абсолютное большинство уволенных в период кризиса могут подтвердить, что эти нормы соблюдаются лишь на отдельных предприятиях. Основная же масса оказывалась на улице в один день, без всяких предупреждений и компенсаций. Вообще-то отношения между работниками и работодателями никогда не были в нашей стране безоблачными. Значительная часть граждан, отравленная совковым менталитетом и последующей нищетой, видела в бизнесменах врагов и возлагала на них ответственность за собственные проблемы. Однако в период так называемых «нулевых» возникло ощущение, что этот негатив как-то сам собой сглаживается. Этому способствовал рост экономики, который повлек за собой рост реальных зарплат, создание новых рабочих мест и потребительский бум. Люди стали жить лучше, и поводов для классовой ненависти вроде бы стало меньше. Одновременно бизнесмены в этот период начали «раскручивать» идею корпоративности, внушая своим работникам, что они нужны своей фирме и являются ее важной частью. Думаю, что в условиях очевидного дефицита кадров эти речи звучали вполне убедительно. Все это стремительно рухнуло в первые же месяцы кризиса, когда оказалось, что корпоративность не мешает без всякого предупреждения выкидывать людей на улицу. И чем больше было сахарного сиропа в речах работодателей прежде, тем острее оказались обида и унижение уволенных. Какие чувства к бизнесу должны были созреть в душах этих людей? Очевидно, что это не доверие и не уважение. Людей в период кризиса сокращали повсеместно, однако в цивилизованных странах это делалось цивилизованно, чему способствовало наличие сильных профсоюзов и развитая правовая культура. У нас же в отсутствие того и другого работодатели (не все, конечно, но очень многие) не смогли удержаться от возможности сэкономить любой ценой. Судя по результатам исследования компании Edelman, то незначительное сближение между обществом и бизнесом, что произошло в период потребительского бума, в последние два года сведено на нет. И это ударит в первую очередь по самим предпринимателям, потому что теперь общество будет с еще большим злорадством наблюдать, как государство раскурочивает их бизнесы во имя пополнения бюджетов и химеры социальной справедливости.
13 Мая 2010, 15:19 +49

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...