Цена ошибки

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Минздравсоцразвития разработало законопроект об обязательном страховании ответственности медицинских центров. Предполагается, что пациенты, пострадавшие от врачебной ошибки, халатности или умышленных действий медиков смогут не только взыскать деньги с клиники, но и получить компенсацию от страховой компании. Сами медики считают, что новшество пойдет на пользу в первую очередь страховым компаниям, поскольку в большинстве случаев платить никому не придется. «Это шаг в сторону тоталитаризма» Вкратце суть законопроекта следующая. Медицинские центры в обязательном порядке будут страховать ответственность. Базовый размер страховой премии составит 2% от оборота, хотя он и может изменяться в одну или другую сторону в зависимости от оснащенности, квалификации персонала и прочих факторов. Если в результате действий врача пациент умрет или станет инвалидом, то он или его родственники получат компенсацию от страховой компании от 500 тыс. до 2 млн рублей. Более легкие виды вреда пока что не входят в перечень страховых случаев, однако в дальнейшем, как утверждают авторы законопроекта, страховать будут и их. При этом факт нанесения пациенту ущерба действиями врачей будет устанавливать не суд, а постоянно действующая комиссия. В нее будут входить региональные и федеральные чиновники от здравоохранения, представители профессиональных ассоциаций врачей и организаций по защите прав потребителей, а также врач из другого региона (чтобы избежать корпоративности при принятии решений). Председателем комиссии будет представитель регионального департамента здравоохранения. Впрочем, даже получив компенсацию от страховой компании, пациент или его родственники по-прежнему смогут подать на клинику в суд и потребовать компенсацию ущерба непосредственно от нее. Страховые компании также могут взыскать свои расходы с клиники, если будет доказано, что врач действовал умышленно, либо был пьян, или же медицинское учреждение могло предотвратить нанесение ущерба, но не сделало этого. В целом к идее Минздравсоцразвития в ивановских частных медицинских центрах отнеслись без восторга, хотя и разошлись в оценке нюансов. «Мне кажется, что нелогично делать страхование ответственности обязательным, - говорит заместитель главного врача медицинского центра «Эпиона» Артем Новиков. – Мы же говорим, что страна у нас демократическая, а значит, любые формы принуждения – это шаг в сторону тоталитаризма. Кроме того, я вообще не вижу практической пользы в подобном страховании. Если пациент пострадал от действий врачей, он может предъявить им претензии. В подобных случаях есть масса способов решить проблему, а в крайнем случае можно подать в суд. Ущерб вполне успешно доказывается, и есть судебная практика на этот счет». Исполнительный директор медицинского центра «МЕГА» Светлана Андреева полагает, что в законопроекте стоило бы разделить клиники по видам деятельности и обязывать страховать ответственность только тех, кто проводит рискованное лечение. «Я думаю, что не стоит чесать всех под одну гребенку, - поясняет она. – С одной стороны, есть медицинские центры, занимающиеся достаточно рискованными видами медицинской помощи: всякого рода хирургией и т.д. Возможно, им действительно бы стоило бы застраховать свою ответственность, потому что там выше риск возможных осложнений. Но если клиника занимается диагностикой и проводит лечение, не связанное с оперативным вмешательством, то я не уверена, что их нужно принуждать к страхованию». «Денег мы все равно не получим» Директор центра семейной медицины «Медис» Наталья Шубина в целом не против страхования, однако обращает внимание на то, что в нынешнем виде оно может быть совершенно неэффективным. «В настоящее время существует добровольное страхование ответственности врача, и мы этим страхованием несколько лет пользовались, однако затем пришли к выводу, что в том варианте, в котором это страхование существует сейчас, оно не имеет большого смысла, - рассказывает она. – Формулировки в договорах были настолько невнятные, что стало ясно: денег мы, случись что-нибудь, все равно не получим. Поэтому у нас есть опасение, что обязательное страхование окажется в итоге таким же бесполезным. К тому же, неизвестно, как будет оформляться договор страхования. Сегодня это тоже делается по-разному. В одних страховых компаниях достаточно заключить договор, предоставив список сотрудников, а в других нужно постоянно оформлять массу документов, тратя на это уйму сил. Если остановятся на втором варианте, то нам придется брать в штат специального человека, который будет следить за всем этим». При этом Шубина отмечает, что за рубежом страхование применяется в медицине весьма активно, и в этом направлении, наверное, придется идти и нам. Проблема лишь в том, что поначалу подобные новации бывают недостаточно отрегулированными и малоэффективными. «Тем, кто попадет именно в этот период, будет сложно, однако через несколько лет, возможно, система сформируется и начнет работать нормально, - надеется Наталья Шубина. – Плохо, что у нас все время все делается в принудительном порядке». Что касается самой досудебной процедуры урегулирования, то Наталья Шубина полагает, что здесь все будет зависеть от конкретных людей, которые будут назначены в комиссию. Если это будут квалифицированные и беспристрастные люди, то механизм будет эффективен. Артем Новиков опасается, что если дело дойдет до суда, то в тех случаях, когда к взаимоотношениям врача и пациента подключится страховая компания, процесс может сильно усложниться. «Суд и так привлекает к участию в процессе экспертов, а теперь своих экспертов будет приводить и страховая компания, - объясняет он. – Не исключено, что в каких-то случаях мнения экспертов будут расходиться, и это будет требовать проведения каких-нибудь дополнительных экспертиз и вообще создаст неразбериху. Понятно, что различной бумажной работы у всех тоже прибавится». «Может появиться ощущение вседозволенности» Медики сходятся во мнении, что пользу из законопроекта извлекут преимущественно страховые компании. В первую очередь потому, что в тех клиниках, которые работают ответственно, случайное нанесение вреда пациенту – большая редкость, а уж летальных исходов или инвалидности практически не бывает. Получается, что клиники будут регулярно платить деньги, но страховая компания платить никому не будет. «Вот у нас, например, за 7 лет не было ни одного случая предъявления претензий, - говорит Светлана Андреева. – Так за что же мы будем платить?». Это кажется особой несправедливостью, потому что 2% оборота – это, по словам Артема Новикова, немалые деньги. «Многопрофильные клиники и так имеют невысокую рентабельность, поэтому им придется либо увеличивать расценки, либо изыскивать внутренние резервы для внесения страховых взносов, - говорит он. – Думаю, что будет выбран последний вариант, поскольку лишний раз повышать цены – это тоже не очень хорошо. Причем от прибыли учредители, скорее всего, не откажутся и экономить на качестве услуг тоже не будут, поскольку в нашем бизнесе очень легко утратить репутацию. Боюсь, что лишние траты просто приведут к сокращению зарплат врачей». Наталья Шубина полагает, что страховые взносы все же войдут в стоимость услуги. «Но поскольку речь идет о 2%, то это не будет особо заметно для пациентов», - уточняет она. «Думаю, что к росту цен все это не приведет, потому что цены диктует рынок, и если даже кто-то решит повысить расценки, едва ли это будет массовым явлением», - возражает Светлана Андреева. По ее мнению, гораздо эффективнее было бы тратить деньги не на страхование, а, например, на оплату труда хороших специалистов, которые могли бы контролировать качество оказываемых клиникой услуг. Артем Новиков считает в корне неверной возможность пациента дважды получать компенсацию за понесенный ущерб: от страховой компании и от клиники. «Это абсолютно несправедливо, что пациент потребует себе компенсации за ущерб, который ему и так уже возместила страховая компания, - говорит он. – Получается, что клинику наказывают дважды, заставляя платить и страховые взносы, и возмещение вреда пациенту, хотя законодательство нашей страны запрещает дважды наказывать за одно и то же». С ним, однако, категорически не согласна Наталья Шубина. «То, что пациент, получивший компенсацию за ущерб, может подать в суд, кажется мне вполне справедливым и правильным, - рассуждает она. – Что такое страхование? Это когда медицинские центры, не делающие ошибки, платят за те клиники, которые эти ошибки допускают и наносят пациенту ущерб. Однако если за все платит только страховая компания, то у недобросовестных клиник может появиться ощущение вседозволенности. Это как раз и неправильно. Клиника должна нести, в том числе, прямую ответственность перед пациентом за свою работу. Взыскание с клиники компенсации в пользу пострадавшего пациента – это как раз и есть справедливый подход». Несмотря на спор об отдельных положениях законопроекта, хорошо видно, что представители частных медцентров воспринимают обязательное страхование ответственности как пустую трату денег. Их можно понять, поскольку большинство частных медицинских центров занимаются преимущественно медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, и лишь некоторые делают легкие операции (сложных операций не делает практически никто). Соответственно, вероятность смерти или инвалидности в таких клиниках весьма мала. Тем не менее, обязательное страхование ответственности – это тренд последних лет. Такое страхование успешно (с точки зрения власти) опробовано на автомобилистах, туроператорах и других, и стремление ввести его в медицине выглядит на общем фоне логично. Так что не исключено, что принятие законопроекта пройдет без особых проблем.
20 Октября 2010, 15:40 +143

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...