Туроператоры уехали. Ждем туристов

Рекламно-информационный тур “По “Золотому кольцу” приезжайте в Иваново” прошел на прошлой неделе, с 4 по 7 декабря. По этому поводу глубоким вечером в пятницу, 6 декабря, в городской администрации состоялась пресс-конференция.

Четыре дня туроператоры, заинтересованные туристическими возможностями Ивановского региона, область “осматривали”, а возможности - оценивали. Целью организаторов было показать то, что может привлечь туристов из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода и даже Турции – такова географическая принадлежность 30-ти туристических фирм, принявших участие в туре. Каждая из них имеет свою специфику: кто-то составляет программы для иностранцев, кто-то специализируется внутреннем туризме – школьном, просветительском, экологическом, кто-то разрабатывает собственные тематические маршруты (как, например, Наина Величко и Любовь Деева из московской турфирмы “Эльдорадо-Рустур”, которые заинтересовались текстильной современностью Иванова, нашими модельерами и утверждают, что промыслы – модное и перспективное направление, и подумывают о том, чтобы включить Иваново в свой авторский маршрут).

…Первый день гости провели в областном центре, чтобы ознакомиться с его инфраструктурой, которая, как известно, вызывает у туристов самый живой интерес. Была организована экскурсия по лечебно-оздоровительным учреждениям и “злачным” местам, типа “Бомбы” и “Таганки”). Кстати, в “Бомбе” случился курьез: в клубе, находящемся в здании фабрики, отключили электричество, и игру в боулинг при свечах пришлось представить как заранее подготовленный сюрприз. Выезды в Плес, Юрьевец, Палех, Шую тоже не обошлись без накладок. Тем не менее итогами тура, впервые финансово и организационно “сделанного” ивановскими турфирмами (ассоциацией туристских компаний Ивановской области “Центр-Туризм”, состоящей пока из 11 членов), похоже, остались довольны все. Областная и городская администрации – тем, что им, в отличие от прошлых лет, достались лишь представительские функции. Ассоциация – что, по словам директора “Гривны-Тур” Аллы Чаяновой, удалось приподнять “информационную завесу” над Ивановом и заинтересовать партнеров ивановским турпродуктом. Сами же гости, “усталые, но довольные” (“Нельзя же столько есть и пить!”) тоже расточали комплименты: туристический потенциал у области при нынешнем просыпающемся национальном самосознании – колоссальный, так что и привлекать есть чем, и развивать есть что. Но. Вот эти “но” и представляются самыми значимыми итогами тура и, можно сказать, составляют его информационную ценность, ибо все замечания были сформулированы на уровне не эмоциий, а скорее бизнес-рекомендаций. Так, заместитель генерального директора холдинга “Информбанк” (издающего журнал “Турист”), сам директор туристической компании Алексей Петренко (г. Москва) предложил сосредоточиться не на просветительском, а на бизнес-туризме, так как только он приносит деньги. Для этого необходимо правильно и четко позиционировать места “туристического обитания”: например, в Ивановской области Юрьевец “ни в коем случае нельзя рассматривать как объект экскурсионного показа, главная достопримечательность этих мест – не музеи, а уникальная природа”. Экологический туризм, связанный с активным отдыхом (охотой, рыбалкой), а также лечебно-оздоровительный вообще будут способствовать “раскрутке” Иванова, которое даже в советские времена никогда не было туристическим центром. Ведь, в конце концов, туристически привлекательные объекты могут быть “рукотворными”: господин Петренко сетовал на то, что почти два года безуспешно пытается найти недалеко от Москвы русскую избу, куда можно было бы возить иностранцев пожить, на русский быт посмотреть и при этом не заразиться-не отравиться. Представитель другой московской турфирмы отметил, что с появлением такой русской избы (правда, в виде музея, а не места проживания) у Плеса появилась еще одна “изюминка”. Он же настоятельно советовал привлекать к оформительским работам профессиональных дизайнеров… И в один голос москвичи заявили: едва ли не основная проблема развития туризма в области кроется в непродуманной ценовой политике “мест размещения” - санаториев, домов отдыха, турбаз и т.п., которые не предоставляют операторам скидок. В таком варианте работа с ними теряет всякий смысл, ведь клиентам проще и дешевле договариваться напрямую. Но проценты скидок – в каком-то смысле долгосрочные вложения, так как турфирма берет на себя обязательства по рекламе, или, как модно говорить, промоушен.

Была затронута и тема взаимоотношений с властью. Руководитель аппарата администрации г. Иванова Александр Батов выразил удовлетворение тем, что первый шаг к сотрудничеству сделали предприниматели, взяв на себя организацию и финансирование тура. Гости задали вопрос: “А насколько власти заинтересованы именно в сотрудничестве – ведь не могут же одни турфирмы проявлять патриотизм?” И когда и.о. начальника отдела по туризму Марина Кочеткова стала рассказывать, что принята долгосрочная программа развития туризма в Ивановской области, корреспондент Частник.ru не смог не спросить присутствующих, имеется ли у них опыт работы с государственными структурами (программой предусматривается создание ОГУП “Ивановская туристическая компания”, которая будет контролировать ее исполнение, в том числе и финансовое). Среди участников тура оказалась представитель муниципальной унитарной туристической компании из Городца (Нижегородская область), которая сказала, что фирме работается нормально. Правда, выяснилось, что, кроме нее в городе существует лишь …1 частная турфирма и основной объем заказов выполняет МУП… А на более конкретный вопрос: “Считаете ли вы эту форму работы на рынке (ОГУП) эффективной?” - все в один голос ответили: “Нет, эффективная на Западе, в российских условиях эта система не работает”. Алексей Петренко высказал свое личное мнение: “Выполняя функции регулирования, ОГУПы нарушают конкурентное равновесие на рынке”.

Частник.ru: Господин Батов во время этих прений всем своим видом выражал согласие с представителями турфирм. Что, впрочем, не помешает городу при разработке своей туристической программы создать аналогичную “регулирующую” структуру.

А напоследок вспомним слова начальника главного управления экономического развития и торговли областной администрации Владимира Сокова, сказанные на открытии рекламно-информационного тура “По “Золотому кольцу” приезжайте в Иваново”, об эффективности подобных мероприятий: “У нас развивается туризм, у вас – бизнес”. Будем надеяться, они не помешают друг другу развиваться. А грядущие изменения в федеральном законодательстве (Госдумой рассматриваются поправки к закону “О туризме”, предусматривающие, в частности, ответственность агента за некачественное обслуживание) помогут туристическому рынку окончательно сформироваться и структурироваться естественным путем, а не властным “регулированием”. В том числе и в Ивановской области.

А что касается итогов тура, организаторам было приятно, что оценили коллективность их усилий “снизу”, и они обещали сделать такие мероприятия регулярными, попрощавшись предположительно до лета.

Елена Новгородова

09 Декабря 2002, 18:57 +103

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...