Угонщик, нажми на тормоза!

Самое печальное событие в жизни автовладельца – это, без всякого сомнения, кража «четырехколесного друга». Не угон, когда машину просто «взяли покататься», а потом бросили пьяные тинэйджеры. Кража – куда более тяжкое преступление. Каких-то несколько лет назад если машину украли, то найти ее уже не представлялось возможным. Ушлые парни либо быстренько раскидывали авто по винтикам, реализуя затем на рынке дефицитные по тем временам запчасти, либо изменяли машину до неузнаваемости и гнали ее в другие регионы – продавать. Теперь все по-другому. Криминальный автобизнес потому и стоит до сих пор на третьем месте по прибыльности после наркобизнеса и торговли оружием, что его представители держат нос по ветру. Сегодня мало кто станет красть автомобиль ради запчастей. Их в магазине полно. Последние три-четыре года преступники похищают машины только для того, чтобы… вернуть их владельцу.

Для справки: по данным МРЭО областного управления ГИБДД на 31 декабря 2002 года в Ивановской области зарегистрировано 122 280 единиц автотранспорта, находящегося в пользовании частных лиц. По сравнению с 1995 годом количество частных авто увеличилось в 3 раза.

В нашей области с середины до конца девяностых за год похищалось в среднем по 200-250 машин. Потом произошел резкий всплеск автокраж: по официальным данным в 2002 году в нашей области похищено уже порядка 500 автомашин. Конечно, по сравнению с 122 тысячами единиц автотранспорта в области, это, пожалуй, не так много. Однако, сделав поправку на «доверие» автовладельцев к стражам порядка, можно смело говорить о куда большем количестве украденных машин.

Остальные данные милицейской статистики вообще заставляют задуматься: Ивановская область по росту автокраж занимает по итогам 2002 года первое место в Центральном федеральном округе. Закономерность, в общем-то, очевидна: всплеск краж прямо пропорционален росту количества личного транспорта в области. В этом смысле самый грустный показатель - раскрываемость автопреступлений. Это всего-навсего 8,8%. А в целом по ЦФО и того меньше – 7,1%. Кроме того, у каждого региона свои возможности. В Нижнем Новгороде, например, только по предупреждению угонов работает целая рота ГАИ. А в нашей области у милиции таких возможностей, увы, просто нет…

Вот что рассказал мне начальник межрайонного отдела по борьбе с кражами и угонами автотранспорта УВД области Владимир Меньшиков:

- Действительно раскрываемость не так высока, как хотелось бы. Однако более половины машин из 500 похищенных к владельцам все же вернулись. Безвозвратно пропало только 100 автомобилей. Уголовные дела, возбужденные по факту кражи, остались «темными», то есть преступники так и не понесли никакого наказания. Тут дело вот в чем. Основная цель похитителей сегодня – возвратить машину потерпевшему, причем возвратить за весьма солидный выкуп. Он, как правило, составляет 30 -40% от стоимости машины. Преступники знают, у кого угоняют машину, знают, что человек в состоянии найти деньги, и «ведут» такого автовладельца. После похищения некто выходит с потерпевшим на связь и сообщает: мол, если хочешь, получить свою машину обратно, плати, и все вернем. К сожалению, в таких случаях жертвы «выкупщиков» предпочитают обходиться без помощи органов внутренних дел. В принципе, по-человечески их понять можно. Потерпевшие зачастую поступают так: заявляют о краже, а через некоторое время приходят к нам и ставят в известность: «Я свою машину… нашел». Разумеется, сам хозяин свою украденную машину найти не смог бы никак. Мы пытаемся работать с потерпевшими, объясняем, что, выплачивая выкуп, они тем самым поддерживают теневой автобизнес. Похитители только больше входят во вкус, а нам становится все труднее поймать за руку и самих преступников, и тех, кто промышляет выкупом...

Проще говоря, милиции не удается посадить выкупщиков из-за несовершенства законодательства. Если в отношении похитителей с уголовной ответственностью все понятно, то про выкупщиков УК РФ не говорит ничего. Получается, они вроде бы даже делают доброе дело, а виноваты во всем похитители. Хотя ни для кого не секрет, что тут-то как раз рука руку моет.

Таким образом, во всей этой ситуации хуже всего приходится милиции. Замкнутый круг «кража – выкуп - все счастливы» не разорвать без участия автовладельцев. Те, в свою очередь, справедливо полагают: у ребят, что просят выкуп, моя машина есть, а у милиции – нет. И еще не факт, что будет. Подключи милицию – и шансы найти любимое авто резко снижается, потому что «выкупщики» могут просто следить за каждым шагом своей жертвы.

Вывод один: чем попадать в оборот криминальных автобизнесменов и своими кровными фактически укреплять их черное дело, лучше ликвидировать причину всех бед - обезопасить свое авто настолько, чтобы ни одна собака не смогла его угнать.

Что крадут

По словам Владимира Меньшикова, автопохитители предпочитают «поддерживать отечественного производителя». Наибольшим «спросом» пользуются (владельцы, будьте бдительны!) – «ВАЗ-2109», «ВАЗ-2110», «ВАЗ-21011», «Ауди-80», «Volkswagen» (на две последних сейчас резко возрос «спрос» в областном центре). Совсем редко угоняют «Волги» и уже старенькие ВАЗовские модели - «пятерки», «шестерки».

Супердорогие авто крадут не часто, а если и крадут, то почти всегда возвращают. На каких условиях – мы уже рассказали выше. Например, в начале этого года в Иванове воры «взяли» «Мазду» и «Хонду». Обеих потерпевшие уже «нашли».

Когда крадут

Оставлять машину на улице на ночь, считают в отделе по борьбе с кражами и угонами автотранспорта, все равно что бросить там кошелек с несколькими тысячами долларов. Лучше оставить авто на платной автостоянке.

Никаких сезонных предпочтений у воров нет. Раньше зимой в смысле автокраж было спокойнее. Сейчас преступникам все едино – крадут в любое время года.

Как крадут

По мнению сотрудников милиции, замки многих отечественных машин (как, впрочем, и некоторых заграничных) профессиональные взломщики способны вскрыть за считанные секунды. В местах большого скопления машин и людей – например, у рынков, они взламывают дверь, проворачивая замок с помощью специальных отмычек из высокопрочной стали. Редкий замок может устоять против такого натиска. А сработает сигнализация или нет, похитителям все равно: кругом машин много, а к тому, что у какого-то авто вдруг сработала сигнализация, наши с вами сограждане и внимания не обращают. Угонщики быстро нейтрализуют сигнализацию (большинство недорогих сигнализаций питается от аккумулятора, а перебить питание – дело для злоумышленников плевое), с помощью той же отмычки включают зажигание - и ищи ветра в поле…

Профессионалы не станут колесить по всему городу: где-то поблизости у них уже есть так называемый «отстойник» - место, где прячут машину. Пять минут – и автомобиль уже там. В качестве «отстойников» преступники зачастую используют пустые гаражи. Хозяин подчас и предположить не может, что хранят в его гараже.

Откуда крадут

И с улицы (это как правило), и из гаражей (чаще страдают крупные гаражные кооперативов вроде тех, что на улицах Рощинских областного центра).

Больше всего машин угоняют, конечно, в областном центре. Центральный рынок, улица Степанова, «Пассаж»… Это своеобразные «эпицентры» автокраж. Очень много машин крадут в Шуе (этот город вообще считается чуть ли не «столицей» криминального автобизнеса области, именно туда многие похитители гонят машины, а все угнанные авто возвращены владельцам), Кохме, Тейкове.

Чтобы не украли

· Лучше всего оборудовать автомобиль целым комплексом устройств. Это сигнализация (надежнее – двойная, с автономным источником питания), препятствующая несанкционированному запуску двигателя противоугонная система (иммобилайзер) и механические устройства защиты, затрудняющие как проникновение в автомобиль, так и его угон. К таким устройствам относятся различного рода замки на руль, вал руля, педали и специальные устройства, устанавливаемые на коробку переключения передач.

· Специалисты справедливо утверждают, что уровень защиты автомобиля должен быть адекватен его стоимости. Дорогие иномарки их владельцы защищают, что называется, по полной программе: несколько рубежей защиты таких машин взломщики преодолеть не в состоянии. Потому и крадут такие машины не часто. Однако все же крадут, а это значит, что преступники совершенствуются.

· Вообще считается, что механические средства – одни из самых надежных. Их нельзя отсканировать, трудно взломать. В любом случае для угонщика, у которого на все про все пара минут, возиться с «механикой» не с руки.

· Застрахуйте автомобиль от кражи. Плюсы очевидны: вместо горя и разочарования хоть какая-то компенсация причиненного ущерба.

· Ваш гараж должен запираться не только на навесные, но и внутренние замки. При постановке машины в гараж на зиму нужно обязательно снять номера. Унесите их домой.

· Если вы купили машину с рук, нужно сразу же сменить все замки и сигнализацию.

· Если машину угнали на ваших глазах, не теряйтесь: срочно звоните в милицию по 02. По городу будет введен план «Перехват», на место выедет следственно-оперативная группа, будут проведены все необходимые в таких случаях мероприятия. Шансов найти свежеугнанное авто больше. А вот если вы позвоните через полчаса после угона, они приближаются к нулю…

· Даже покидая машину только для того, чтобы зайти, например, в магазин, владельцу нужно в любом случае поставить ее на сигнализацию. Не стоит надеяться на случай.

По всем вопросам, связанным с обеспечением безопасности автомашин, автовладельцы могут обращаться в межрайонный отдел по борьбе с кражами и угонами автотранспорта УВД области. Звоните, если поняли, что вашу машину хотят угнать, если заметили возле своего гаража подозрительных личностей, если просто хотите получить консультации по автобезопасности. Телефон в Иванове: 37-80-89.

Федор ЛАПИН

24 Февраля 2003, 15:39 +87

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...