Уведомляй и властвуй

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области стекается вся информация о предприятиях региона, которые имеют приличную стоимость – от 10 млн рублей. Это значит, что именно эта структура имеет четкое представление о наиболее крупных процессах, которые творятся на ивановском рынке: продаже-покупке акций, слияниях-поглощениях и т.п.

Официально

По состоянию на 1 июня в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, включено более 225 предприятий Ивановской области. Еще около 650-ти предприятий (с балансовой стоимостью активов от 100 тысяч МРОТ при МРОТ=100 рублей) обязаны уведомлять антимонопольный орган о совершенных сделках или согласовывать их. Если учесть, что, по данным статистики, в регионе зарегистрировано 25,6 тысяч юрлиц, то абсолютное большинство хозяйствующих субъектов оказываются вне контролирующего внимания территориального антимонопольного органа.

Если стоимость активов превышает 200 тысяч МРОТ или одна из сторон числится в реестре, это обязывает уже к предварительному согласованию.

По информации, полученной в Ивановском УФАС России, в 2003 году было рассмотрено 167 ходатайств (121 просьба в согласовании и 46 уведомлений). Сделки имеют как внутри-, так и межотраслевой характер.

Уведомления поступали от хозяйствующих субъектов, действующих в газовой, электро- и теплоэнергетической, машиностроительной, деревообрабатывающей, строительной отраслях, пищевой и легкой промышленности.

В процессе экономической концентрации по-прежнему преобладают приобретение пакетов акций (долей) в уставном капитале и получение в собственность (или пользование) основных производственных средств и нематериальных активов. Наиболее активные в этом плане отрасли - текстильная и пищевая промышленность.

По сравнению с 2002 годом, количество ходатайств по созданию, слиянию и присоединению коммерческих организаций сократилось в пользу уведомлений. С одной стороны, это связано с принятием поправок в закон «О конкуренции», которые повысили пороговую стоимость активов предприятий, подлежащих антимонопольному контролю. С другой - подтверждает общую тенденцию: бизнес пока предпочитает официально дробиться, а не сливаться – в том числе, чтобы попасть под льготную систему налогообложения.

Чья смена?

Анализируя прошедший год, начальник отдела антимонопольного контроля и развития конкуренции Владимир Курышев отметил, что «на территории Ивановской области массовый характер смены собственников практически завершился». В отчете управления ФАС так и написано: «Предприятия Ивановской области не представляют особого интереса для инвесторов: производственные корпуса и технологическое оборудование физически и морально устарели, требуют больших финансовых вложений, регион не богат природными ресурсами, низкий уровень жизни населения ограничивает спрос на товары и услуги. Наиболее крупные и перспективные предприятия области обрели новых собственников из других регионов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород».

Однако, несмотря на эти пессимистические оценки, антимонопольщики констатируют, что реорганизации идут постоянно, их много. Подробности разглашают неохотно – это «особо секретные» сведения. Но некоторые примеры специалист теруправления Ольга Строганова все же приводит. Так, смена собственника идет в текстиле – на Кинешемской прядильно-ткацкой фабрике, «Зиновьевской мануфактуре», Тейковском ХБК. Это отнюдь не означает появление новых игроков - пакет акций может просто перераспределяться между имеющимися собственниками. А вот в смене собственника на ОАО «Кинешемский городской молочный завод» участвуют московские структуры. Правда, какого собственника и на кого именно меняют, в управлении уточнять отказались.

Есть в регионе и такие предприятия, где смена собственника идет постоянно. Это АО «Пелгусовостром».

Чтобы выжить, объединяются бывшие совхозы – например, СПК «Победа» и СПК «Ленинский путь» в Пучежском районе. Их покупателям (как и покупателям любого из хлебокомбинатов области, продажа которых будет контролироваться антимонопольным управлением, так как все они внесены в реестр), поставлено условие – сохранять профильное производство.

Активные процессы идут на Ивановском мебельном комбинате. Их обозвали мягко – «реорганизацией». (Не исключено, что напряженная обстановка на предприятии - покачнувшееся финансовое положение, забастовка рабочих по поводу невыплаченной зарплаты и т.п. - связана именно с этими процессами. – Е.Н.).

На измене

Между тем, «усовершенствованная» весной структура федеральных органов привела не только к смене вывески с МАП на ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Теперь из функций службы исключена защита прав потребителей, поддержка предпринимательства и контроль за биржевой деятельностью.

Основной задачей органа остались надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, за естественными монополиями и рекламой. Это существенное изменение: раньше монополисты оставались «вне конкуренции» - МАП надзирал только за тарифами на общедоступную электронную и почтовую связь.

Под контролем УФАС по Ивановской области окажется транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов – портов, аэропортов (к сожалению, пока можно привести в пример только речной порт – Кинешемский), а также передача тепловой и электрической энергии, оперативное диспетчерское управление в энергетике.

Вдогонку

«Все поступившие в управление ходатайства и уведомления были согласованы, так как прогнозные оценки предполагаемых сделок (при отсутствии четких методик их осуществления), не позволяли выявить последствия ограничения конкуренции», - это цитата из отчета ивановского антимонопольного теруправления за 2003 год. Она показывает, что сами чиновники сомневаются, эффективно ли они контролируют рынок. Эти сомнения возникают и на федеральном уровне.

Чиновники надеялись, что к реальному контролю за рынком приведет случившееся повышение пороговых значений до 100-200 тыс. МРОТ. Однако этого не произошло. Теперь ФАС и МЭРТ готовят проект нового закона о конкуренции, который должен поступить в правительство осенью. Он уже не будет препятствовать той или иной компании развиваться (в том числе путем слияний), завоевывать новые рынки.

Главная цель нового закона - не дать этой компании душить другие. Стоимостной порог сделок, требующих одобрения антимонопольной службой, планируется увеличить еще в 100 раз – до 1 млрд руб.

Изменится и порядок начисления штрафов: их предлагается считать, исходя не из МРОТ, а из показателя годового оборота компаний. А при совершении сделок по слиянию ФАС будет настаивать на том, чтобы выявлялись истинные владельцы компаний, даже если они зарегистрированы в офшорах.

Также изменения коснутся строительного рынка и рынка рекламы. В строительной отрасли предложено обеспечить равный доступ предпринимателей к земельным участкам, распределяя их исключительно на конкурсной основе и не более 35% для одной аффилированной группы лиц в каждом регионе. Реклама алкоголя и медикаментов будет регламентироваться более жестко - уже разработаны поправки в законодательство, запрещающие рекламировать препараты, не прошедшие аттестацию, и напитки, упаковкой напоминающие спиртные напитки.

Так что ни чиновникам, ни работающим на рынке компаниям расслабляться не следует.

Елена НОВГОРОДОВА

15 Июня 2004, 10:58 +81

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...