В. Логинова: "Когда-то продавцами быть стеснялись..."

"Мой милый продавец, опять тебе досталось..." (Из поздравлений в День торговли)

Вы в курсе, что в минувшие выходные Россия должна была отметить праздник чуть ли не государственного масштаба -День работников торговли и общественного питания. Почему я его так громко называю "государственным"? А как же иначе? Это раньше были все профессии нужны, все профессии важны, а вот со времен перестройки торгующими стало практически все население нашей суверенной державы. Стоят за прилавком учителя и врачи, челночат доктора наук и перепродают лом металла бывшие милиционеры, а уж кого только не встретишь на ивановских рынках. В общем, и стар и млад занимаются коммерческой деятельностью. Но за внешним стремлением просто зароботать как-то исчезает "кухня" этой профессии. Об этом мы поговорили с генеральным директором предприятия "Торговая Лига" Валентиной Сергеевной Логиновой.

- Валентина Сергеевна, говорят, что в советские времена люди стыдились признаться, что они работают в торговле?

- Да, действительно, было время, когда едешь в отпуск или идешь в гости и стесняешься говорить, что ты торговый работник. Ведь тогда общественное мнение было направлено против продавца. А здесь, как и в любой профессии: в стаде не без паршивой овцы, а под одну гребенку "чесали" всех. Есть и еще один фактор: в то время, когда существовал дефицит, спецзаказы, именно на продавцов падал гнев покупателя. Помните, колбасы привезли мало, и начинается: себе взяли, всю колбасу украли. Хотя у нас очень строгая была отчетность по этой самой колбасе. Вообще, в советской торговле, как, наверное, нигде, была очень строгая отчетность. А сегодня многие на себе испробовали, что такое быть продавцом: нужно считать, быть целый день на ногах, да еще и тяжести носить, работать еще и за уборщицу.

- Валентина Сергеевна, а как вы сами в торговлю попали?

- Случайно. Я закончила школу, где была специализация - врачебное дело. Всегда мечтала быть врачом. Но когда узнала эту профессию ближе, поняла, что не смогу работать.

- Боялись крови?

- Страданий испугалась человеческих, боли, горя. И тогда один умный человек посоветовал поступить в филиал института торговли. Но институт был заочным, поэтому пришлось искать место работы. Я стала учеником продавца в гастрономе на кольце второго трамвая и мне понравилось. Я ведь человек коммуникабельный, а там каждый день новые лица, и люди интересные: у нас ведь вся профессура энергоинститута отоваривалась. Всех в лицо знали.

Тогда еще с продуктами хорошо было. Промышленность давала большие обороты. Вот сейчас мы глазированные сырки возим, а раньше ивановский завод их выпускал. И сыры были прекрасные: и плавленый, в пластмассовых упаковках, сегментами, и швейцарские, ноздреватые, молоко шоколадное, фруктовое, йогурты. И все - отечественного производства, очень вкусное, качественное. Но жил народ не богато. Обычно покупали по сто-две грамм колбасы, сыра к столу. И мы уже знали, что его нарезать надо.

- Зачем?

- А принесет человек домой сто граммов сыра, порежет и - совсем чуть-чуть получается. А в магазине нарежут тоненько, красиво, несколько человек поест.

- Так была рука набита?

- До сих пор от ножа бугорок на пальце. Приходилось очень много нарезать. И очень любила считать на счетах: просто играли они в руках. Практически сразу освоила. А вот нарезка дело серьезное: все нужно было делать правильно, специально учили разделывать, отдельно - как оформлять витрину. Сейчас этому мало где учат. На нашем же предприятии у нас есть школа молодого продавца, где обучаем тех, кто пришел к нам работать. Кадры нужно создавать самим. Ведь в ближайшем будущем возможен просто огромный дефицит кадров.

- Это ваш прогноз?

- Не только мой. Проблема кадров сейчас постоянно обсуждается. Ведь посмотрите, рождаемость падает. Квалифицированные специалисты уходят на пенсию. Скоро и работать некому будет. Много летунов, которые больше пары месяцев на одном месте не держатся. Да еще сам уклад жизни за последние десять лет отучил людей работать: вставать рано утром, быть ответственным. Значит, своих работников надо готовить самим.

- По вашему, какие проблемы в торговле сегодня самые острые?

- Недобросовестная конкуренция. Возле наших магазинов устанавливают ларьки, рынки. Причем прежде, чем начинать продавать свой товар, эти торговцы идут в наш магазин, смотрят ассортимент, и выставляют у себя цену на 50 копеек меньше. Народ и тянется к ним. А не берет покупатель во внимание, что весы не клейменные, гири - высверленные, и калькулятор все время "ошибается", а уж где хранят они товары - в гаражах и подвалах, и говорить не хочется. Покупателю дешевизна выходит боком. Я не против конкуренции, но она должна быть достойной. Конкурировать с той же "Экстрой", "Купцом", "Едой", а не торговлей с ящиков.

- Кстати, ваш магазин один из первых, кто начал создавать фирменный стиль...

- Это было сложно потянуть финансово, но - необходимо. Сначала объявили конкурс на название магазинов. Ведь "Продукты" - везде. Вот и выбрали название, которое предложила один из директоров магазинов Римма Юрьевна Соловьева - "Торговая Лига", а потом объединили магазины в единый стиль.

- А меняется ли отношение продавцов и покупателей сегодня?

- Негатив еще со времен дефицита остался, а изменить стереотипы сложно. Но мне кажется, люди должны видеть, кто работает для них. Один из примеров - наша работа во время кризиса 98 года. Наши магазины не закрылись ни на один день. Ночью возили товары, чтобы утром люди пришли и увидели - все самое необходимое есть. Делали наборы для пенсионеров по взаимозачету с Пенсионным Фондом. Это помогло сгладить ситуацию в городе, ведь социальный взрыв - самое страшное, что могло быть в таких обстоятельствах. Люди должны были прийти в магазины и видеть: там есть и хлеб, и спички, и соль.

- Вы можете сказать, что если бы вам предложили все поменять, то опять выбрали бы эту специальность?

- Несомненно. Может быть, благодаря людям, которых я встретила, придя на работу, может быть, благодаря своему характеру, но я как-то сразу поняла, что это мое.

- Кто-то из вашей семьи пошел по вашим стопам?

- Да, дочь. Хотя она всегда и была в курсе моих дел, но все равно ей нравится эта профессия. Ведь, что бы ни говорили, а эта профессия приносит людям добро. Не нужно быть очень красивым продавцом: нужно, чтобы были добрые глаза, добрая душа. На лице улыбка - и тогда у всех будет хорошее настроение. И отношение к профессии изменится.

Беседовала Ирина Борисова

30 Июля 2002, 00:46 +87

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...