В ожидании инвесторов

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Пищевая промышленность по праву может считаться одной из самых надежных отраслей экономики. Даже в период экономического кризиса она практически не сбавляла обороты, а многие предприятия еще и продолжали их наращивать. При этом уровень развития пищевой промышленности в Ивановской области относительно невысок, несмотря на наличие весьма перспективных сегментов, занятых сегодня производителями из других регионов. «Золотое» молоко Если взглянуть на полки местных магазинов, то можно заметить, что доля ивановских продуктов на полках весьма незначительна. «На примере нашей сети могу сказать, в каких сегментах ивановский производитель представлен хорошо, - говорит генеральный директор сети «Экстра» Дмитрий Шарыгин. – В первую очередь это яйца (около 100%) и курица – птицефабрика «Горино» все равно является одним из основных поставщиком курятины. Также ивановцы представлены в сегменте мясопродуктов, молокопродуктов, майонезов, алкоголя. Вот, собственно, и все». Представлены – это, впрочем, отнюдь не означает, что ивановские производители занимают сколько-нибудь значительную долю в сегменте. Пожалуй, больше всего производителей присутствует в мясном и молочном сегментах. Молоко перерабатывается ОАО «Ивмолокопродукт», «Ивановским комбинатом детского питания» и рядом мелких предприятий. Однако значительную конкуренцию им составляют крупные московские переработчики («Юнимилк», «Данон» и т. д.), «Вологодский молочный комбинат» и некоторые компании из других регионов. Директор ООО «Барская кухня» (владеет торговой маркой «Молоко Приволжское» Игорь Завьялов полагет, что несмотря на большое количество молочных хозяйств, перспективы развития молокопереработки в области не слишком впечатляющи. «Мы развиваем молочное направление, но объемы продаваемого нами молока, кисломолочной продукции, творога и сметаны невелики, - объясняет он на примере собственного предприятия. – Это связано не только с тем, что наши мощности ограничены, но и с нехваткой в области молока. Основная его часть скупается московскими молокопереработчиками. Кроме того, необходимо учесть, что качество молока оставляет желать лучшего. Оно в массе своей не в полной мере отвечает принятым требованиям по органолептическим показателям, по жирности и т. д. Нашим аграриям не хватает знаний и денег, чтобы наладить производство качественного молока». Высокая отпускная цена молока ставит барьеры на пути развития сыродельного бизнеса. Весьма показательно, что ивановские предприятия приблизительно на 90% обеспечивают область колбасным сыром и поставляют его за пределы региона, однако практически не производят остальных видов сыров. Коммерческий директор группы компаний «Молсервис» Ирина Фролова объясняет это все той же дороговизной молока вследствие близости к Москве. «Производство сыров из цельного молока просто невыгодно, поскольку они получаются слишком дорогими, - объясняет она. – Молоко уходит в Москву, где находятся крупные игроки, работающие в премиум-сегменте. Они могут закупать молоко по высоким ценам. Мы же работаем в более низких ценовых сегментах, поэтому дорогое молоко делает произведенную из нее продукцию неконкурентоспособной. Кроме того, нужно понимать разницу между сырным и цельномолочным бизнесом. Молоко сегодня закупили, завтра разлили и послезавтра продали. А сыр кладут на созревание на 45 дней. Это еще больше увеличивает конечную цену продукта. Поэтому я думаю, что производство в Ивановской области сыра из цельного молока не имеет перспектив». Игорь Завьялов соглашается с изложенными доводами. «Мы изучаем возможность производства сыров, но нас пока что настораживает информация, которую мы получаем от тех, кто этим уже занимается, - говорит он. – У них периодически возникают сложности со сбытом продукции». Ни рыбы, ни мяса Что касается мяса, то здесь присутствуют такие производители, как мясокомбинат «Шуйский», «Косби-М», «Тейковские мясопродукты» и большое количество мелких цехов. Генеральный директор ООО «Тейковские мясопродукты» Александр Вяткин уверен, что мясопереработка чрезвычайно перспективна, а ивановская продукция вполне может потеснить на полках магазинов московские сосиски, колбасы и деликатесы. Главные козыри местных производителей – близость к потребителю и, как следствие, простая логистика, а также более низкая себестоимость продукта (при условии правильной организации работы). Вместе с тем, главной проблемой является полное отсутствие сырьевой базы. В 90-е годы производство мяса в Ивановской области было практически загублено, и теперь переработчикам приходится ввозить его из других регионов. Понятно, что возить его малыми партиями слишком дорого, поэтому производство становится эффективным лишь при достаточно значительном объеме выпуска – это позволяет на более выгодных условиях закупать сырье и производить конкурентоспособный продукт. Ивановские производители не сомневаются, что если в области будут реализованы намеченные проекты по разведению свиней и крупного рогатого скота, то мясопереработка получит возможность для активного развития. Однако в условиях тотального господства на рынке московских мясокомбинатов недостаточно наладить производство. Необходимо организовать грамотное продвижение продукта в торговую сеть. Это, как признают производители и ритейлеры, чрезвычайно непростая задача. Начальник отдела управления ассортиментом сети магазинов «Как раз» Михаил Зайцев в качестве примера приводит ситуацию, когда им пришлось вывести из ассортимента продукцию мясокомбината «Шуйский». Несмотря на то, что нареканий по качеству к мясокомбинату не было, продажи шли плохо. По мнению Зайцева, это было связанно именно с тем, что мясокомбинат не сумел выстроить грамотную маркетинговую стратегию и заинтересовать потребителей. Зато по мясу птицы мы успешно выигрываем конкуренцию у москвичей. Более того, «Ивановский бройлер» после его приобретения группой «Продо» переориентировал товарные потоки на столицу и теперь снабжает ее продукцией из курятины. Освободившуюся нишу спешит занять птицефабрика «Милана». Пока этого не произошло, в области, по наблюдениям Михаила Зайцева, ощущается нехватка продукции из мяса птицы. Не в полной мере освоен, по мнению Зайцева, и сегмент рыбопереработки. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что как только у рыбного производства ТПО «Океан» начались трения с контролирующими структурами, ритейлеры сразу же ощутили перебои с обработанной рыбой. Это позволяет сделать вывод, что избытка предложения на этом рынке действительно не было. Генеральный директор ТПО «Океан» Николай Корчагин соглашается с тем, что несмотря на наличие в Ивановской области ряда достойных переработчиков, рыбный сегмент здесь можно развивать и дальше. Он, однако, обращает внимание на то, что «с рыбой далеко не все хотят работать, потому что это сложно, грязно и муторно». Он вспоминает, что наблюдал, как открывались и очень быстро закрывались различные предприятия, пытавшиеся работать в этой сфере. Как следствие, рыбный рынок в области по-прежнему остается не очень развитым. Николай Корчагин, работающий также в сегменте розничной торговли, выражает недоумение, что в Ивановской области полностью отсутствует производство овощных консервов, хотя сами овощи в хозяйствах региона выращиваются. В результате они частично уходят за пределы области, где перерабатываются и зачастую возвращаются к нам в качестве консервов. Сами аграрии объясняют такое положение дел низкой рентабельностью отрасли – это не позволяет брать кредиты, чтобы организовывать производство консервов. Между тем, такие консервы, по мнению Корчагина, могли бы быть чрезвычайно востребованы. Без поллитры Заметной тенденцией последнего года стали изменения на рынке безалкогольных напитков. До недавнего времени на ивановском рынке действовал такой сильный игрок, как завод «Лимпопо», ранее поглотивший своего основного конкурента – завод «Изабена». Однако вследствие финансовых проблем группы компаний «Легион», куда входил «Лимпопо», завод, по сведениям источников «Частника», сменил владельца. Это, по словам Михаила Зайцева, привело к тому, что присутствие бренда «Лимпопо» на рынке резко снизилось, потому что из нескольких производственных линий по розливу безалкогольных напитков осталась одна, а остальные были переориентированы на розлив живого пива (получить комментарий руководства предприятия не удалось). Эти перемены были достаточно быстро замечены предпринимателями, некоторые из которых открыли небольшие цеха по выпуску безалкогольных напитков. Однако занять прежнюю нишу «Лимпопо» они пока что не способны, и рынку, по мнению Николая Корчагина, сегодня не хватает сильного бренда. Что касается алкоголя, то единственным производителем является «Шуйская водка», которая год от года сдает позиции. Ритейлеры и оптовые торговцы алкоголем, однако, не уверены, что запуск новых ликероводочных заводов может быть перспективным. Они обращают внимание на перенасыщенность российского рынка водочными брендами. Чтобы создать новое производство, раскрутить новые бренды и занять достойную нишу, потребуются колоссальные инвестиции. Точно так же не стоит рассчитывать втиснуться в рынок масложировой продукции. Игорь Завьялов, чья компания «Барская кухня» выпускает продукцию под одноименным брендом, а также под брендом «Город невест», уверен, что рынок уже и так перенасыщен. «В принципе, у нас пустует сегмент диетических продуктов, - оговаривается он, - однако маркетологи еще не сформировали потребность в этих продуктах. То есть, люди понимают, что диетические продукты – это хорошо, но нет готовности больше платить за более полезный продукт». С Завьяловым соглашаются ритейлеры, указывающие на то, что на рынке присутствует ряд брендов (преимущественно федерального масштаба), каждый из которых занимает свою нишу и имеет достаточно стабильные позиции. Поэтому пытаться конкурировать с ними, скорее всего, бессмысленно. Николай Корчагин также выражает сомнения в целесообразности попыток втиснуться в конфетный сегмент рынка кондитерских изделий. «Здесь будет работать «Красная заря», которая имеет большие мощности, - поясняет он. – Я, впрочем, не утверждаю, что произвести что-либо в данном сегменте нельзя в принципе, однако это достаточно рискованно». На «Красной заре» подтверждают намерение занять значительную долю областного рынка, а также наладить поставки в другие регионы России. А вот по всем остальным сегментам, по мнению Корчагина, просматриваются неплохие перспективы. Существующие производители не закрывают рынок, в том числе потому, что значительна часть продукции некоторых из них (например, «Продвагона») уходит за пределы области. Поэтому при наличии финансовых ресурсов и знании рынка за место на нем вполне можно побороться. Входящее в ТПО «Океан» кондитерское предприятие «Волжские зори» намерено, по словам Корчагина, наращивать объемы выпуска. Хлебный рынок может быть интересен лишь в сегменте продукции премиум-класса. Это, по оценкам руководителей хлебокомбинатов, требует достаточно серьезных инвестиций, поскольку для производства подобной выпечки необходимо специальное оборудование. Сами хлебокомбинаты и рады бы им обзавестись, тем более что спрос на хорошую выпечку значительно превышает предложение, однако инвестировать мешает низкая рентабельность хлебного бизнеса. На хлебном рынке Ивановской области слишком много крупных игроков, вследствие чего конкурировать приходится за счет снижения цены до минимально возможного уровня. В областном департаменте сельского хозяйства и продовольствия подтверждают, что цены на хлеб у нас заметно ниже, чем в соседних областях. В завершение осталось добавить, что ивановскими производителями совершенно не освоен бакалейный сегмент, но это в значительной степени связано с тем, что необходимое сырье в области не выращивается. Единственный производитель этого сегмента – ОАО «Зернопродукт» - работает с привозным сырьем. Разумеется, каждый сегмент пищевой промышленности достаточно специфичен и имеет свои проблемы, но их обсуждение – тема для целого цикла статей. Мы лишь попытались определить наиболее перспективные направления развития отрасли. Как видим, многие из них в той или иной степени представляют интерес с точки зрения инвестирования. Дело за инвесторами.
28 Апреля 2010, 14:46 +144

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...