Ваша светлость

Правила – для всех 80% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Свет и освещенность играют существенную роль в формировании отношения человека к окружающему миру, влияют на настроение. Поэтому так важно, чтобы в этой сфере всегда был комфорт. Для начала - общие принципы и подходы к организации освещения. Свет не должен ослеплять, открытый источник света должен находиться выше уровня глаз (в остальных случаях лампу нужно прикрывать абажуром или плафоном), рабочие места должны освещаться направленным пучком света. Многие совершают одну и ту же ошибку: выбирают светильник по дизайну и цвету – так, чтобы он максимально подходил к интерьеру. Но потом появляются разного рода проблемы: чтобы почитать в кресле, не напрягая глаза, приходится включать все светильники в комнате. В ванной невозможно ни побриться, ни покраситься – слишком мало света. А у гостей, собравшихся за столом, лица приобретают синюшный оттенок. Поэтому мало того, чтобы светильник соответствовал интерьеру по стилю и цвету – не менее важно, какую задачу ему предстоит выполнять. По типам светораспределения светильники разделяются на несколько групп. Прямое – это когда свет направлен строго в одну сторону, узкий световой луч предназначен для точного направленного освещения. Преимущественно прямое: основная часть светового потока направлена вниз, меньшая мягко рассеивается вверх и создает декоративное освещение. Равномерное: свет распределяется ровно по всем направлениям. Светильник обычно сделан из прозрачного материала и создает ровное фоновое освещение. Но без акцентов для создания настроения. Преимущественно рассеянное. Его создают лампы высокой мощности, их свет направлен на рефлектирующие стены, потолок. Меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты. При рассеянном светораспределении свет направлен исключительно на отражающие поверхности стен и потолка. Гармоничное освещение достигается с помощью комбинации светильников с различным направлением света. Вне моды Как ни странно, на светильники моды как таковой фактически нет – скорее надо говорить о развитии технологий. По наблюдениям ивановских продавцов, спросом пользуются практически все стили. И это правильно, ведь человек должен быть хозяином своей среды обитания. По-прежнему охотно покупают престижные хрустальные люстры, которые особенно уместны в коттеджах с их высокими потолками и большими залами. Владельцы квартир попроще не отказываются от плафонов эпохи 20-30-х годов прошлого века в форме приплюснутых вазочек и чаш. Даже минимализм 60-х до сих пор не покидает рынок – производители, в том числе и известные зарубежные, сохраняют в своем ассортименте полюбившиеся многим потребителям яркие однотонные торшеры и люстры, словно пришедшие к нам из советского периода. Правда, осовременив их оригинальными деталями типа противовесов в виде шариков и гирек, а также висюльками. Одно из последних веяний в мире светильников – облегченные высокие плафоны неопределенных форм, напоминающие паруса или НЛО или на скомканные листы бумаги. С появлением на рынке гипсокартона вошли в моду точечные светильники. Такая тенденция в малобюджетных строениях существует до сих пор. Очень популярны сегодня светильники в стиле хай-тек. Вместо привычных плафонов все чаще используются строгие геометрические формы: например, в куб или шар из литого стекла вставляется галогенная лампа. Минимум изощренности – максимум функциональности. Все активнее в мир света внедряются высокие технологии. Например, кристаллы Svarovski. Это достаточно дорогостоящее освещение, но создаваемые эффекты неповторимы и ни с чем не сравнимы. Например, на панель, установленную на потолке, через оптоволоконный кабель подается свет – и возникает эффект падающих звезд. В Иванове такие системы есть. Модное нынче решение, ставшее возможным благодаря оптоволоконной технологии — имитация на потолке звездного неба. Интересны светодиодные подсветки: одна маленькая лампочка может в течение 15-20 секунд менять цвет шесть раз. Такой вариант применим в детских комнатах, но не как источник постоянного света, а как праздничное освещение. Есть светильники, в которых в качестве отражателя или декорирующего элемента используется гипс. Это идеальное применение для спальни, где нужен рассеянный свет. Хорошо себя зарекомендовали для подсветки люминесцентные лампы, которые дают приятное освещение без прямого попадания в глаза. Они прекрасно сочетаются даже с классическим интерьером. Совершенно новое направление – люминесцентный кабель. Это очень тонкий провод любого цвета, который может использоваться для подсветки, для выделения каких-то зон. Он дает очень мягкий рассеянный свет. Поскольку провод влагостойкий, его можно применять даже под водой - в ванных комнатах, бассейнах, джакузи. Но в Иванове эта технология почти неизвестна, в разработке лишь самые первые проекты. «Правильный» свет Освещение интерьера – это не только техническая сторона дела, но в первую очередь - искусство, которое ближе всего, пожалуй, к театру. «На театре» есть даже такое выражение «поставить свет» - при помощи подачи света в нужное место и в нужный момент режиссер усиливает зрительское восприятие. Так и в жилом помещении: дизайнер создает световые сцены, разграничивает планы, высвечивает те или иные зоны. Художественные возможности света практически безграничны. Интересного эффекта можно добиться с помощью перемещения источника света. Например, можно сделать светящийся стеклянный пол – он кардинально изменит облик помещения. Вместо люстры - светящийся потолок из витражного стекла с регулировкой мощности лампы. Дизайнерских идей много, но еще важнее, как считают специалисты, иметь в виду, что в каждой комнате должен быть вовсе не один, как полагают многие, а, как минимум, 5-6 источников света, разнолинейных и отдельно включаемых. Неправильно думать, что чем больше лампочек, тем больше надо платить за свет. Зачастую одна люстра приводится в действие одним выключателем, и одновременно зажигается 6-8 ламп. Но правильнее этот свет «разбросать» по комнате, и их суммарная мощность будет меньше, чем у люстры. Ведь далеко не всегда нам нужен «полный всеобщий свет», значительно удобнее, если будет освещена лишь одна зона. Что касается освещения рабочего места – например, письменного или кухонного стола, то надо иметь в виду, что оно должно быть равномерным, разносторонним и без бликов. Людмила Котляр luda@chastnik.ru Автор приносит благодарность за помощь в подготовке этого материала ивановскому дизайнеру члену Союза художников России Андрею Манакову.
12 Октября 2006, 12:54 +55

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...