Василий Скворцов: «Ивановские предприниматели не хотят быть людьми «второго сорта»

Претензия со стороны ивановского бизнеса проста – с ним не хотят разговаривать ни о чем, кроме его (бизнеса) социальной ответственности. Сложившуюся ситуацию мы обсуждаем с руководителем Ивановского областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей (ИОНППП) «Центр» Василием Скворцовым. Василий Вавельянович, «Центр» всегда позиционировал себя как посредник между властью и бизнесом. Нынешняя власть воспринимает его в этом качестве? Боюсь, нет. С момента «смены власти» прошел почти год, а взаимоотношения ивановского бизнеса на областном уровне так и не выстроены. Предприниматели не дождались ни одной встречи с губернатором (хотя встреча с ивановским бизнес-сообществом была запланирована, хотя за это время он встречается с национальными меньшинствами, спортивной общественностью и т.п.). В результате контакты с бизнесом ограничиваются переговорами с инвесторами, которые приезжают из-за пределов Ивановской области, и заслушиванием информации об инвестпроектах на заседании Совета по размещению производительных сил. Между тем, члены регионального правительства говорили о том, что заинтересованы в плотной работе с ивановским бизнесом, только вот им нужна структура, которая представляла бы все разнообразие бизнесов… Я могу понять, почему областную власть не устраивают существующие объединения предпринимателей. Но то, что до сих пор «нужная», «правильная» структура не создана, наводит на мысль, что у власти нет главного – заинтересованности в контакте. Но это еще полбеды. Хуже то, что сегодня не работают те механизмы, которые уже были созданы и отлажены. К примеру, существует координационный совет при губернаторе по взаимодействию с малым и средним бизнесом. Его транформировали, поменяли некоторых людей, ввели в состав новых членов правительства. Но на этом вся реальная работа закончилась: совет не собирался ни разу. Основным механизмом взаимодействия в принципе является режим консультаций, экспертиз и так далее. Что касается консультаций, они идут, но почему-то на одну-единственную тему – на тему социальной ответственности бизнеса. Несмотря на то, что отношения бизнеса и власти в целом «не выстроены», это «взаимодействие» осуществляется исправно, требования сформулированы ясно и четко. Во взаимоотношениях всегда активны две стороны. Предприниматели сделали все, что в их силах, все шаги навстречу? Наверное, нет. Может, надо быть настойчивей, активнее стучаться в дверь. С другой стороны, по одному из обращений мы получили прямо противоположный результат. В декабре прошлого года от лица «Центра» я обратился в правительство с просьбой увеличить бюджетное финансирование поддержки малого бизнеса с 15 млн рублей до 30 млн. В январе деньги с этой статьи расходов сняли вообще. Здесь не могу не вспомнить ту программу поддержки малого предпринимательства, которую на своем заседании одобрило правительство Ивановской области. Я уже неоднократно говорил, что эта программа не устраивает и не может устраивать малый бизнес. В ней даже не обозначены направления, по которым будет поддерживаться бизнес. Только поэтому надеяться, что она кому-то действительно поможет, можно, но не нужно. Накануне принятия программы мы обращались с открытым письмом к губернатору, однако при обсуждении оно не было озвучено, при принятии документа не было учтено. Мы вообще не получили никакого официального ответа. Но у предпринимателей есть возможность поучаствовать при обсуждении программы поддержки предпринимательства в Ивановской областной думе, есть договоренность с депутатами о создании рабочей группы? Проект программы был внесен в думу и, вероятно, будет рассматриваться на заседании одного из профильных комитетов на этой неделе. Ее обсуждение необходимо. Если у законодателей не будет четкого понимания, куда пойдут бюджетные деньги, то малый бизнес и в следующем году может остаться без поддержки, как случилось в этом, когда дума отказалась возобновить финансирование областного фонда поддержки малого предпринимательства. Что касается содержания программы, то нам кажется, что средства необходимо направить, прежде всего, на создание инфраструктуры, выставочную деятельность, межрегиональные связи, системную информационную поддержку (финансирование областного сайта малого предпринимательства, публикации в СМИ и т.п.). Основной статьей расходов должно стать не предоставление займов, а субсидирование части процентной ставки по кредитам, взятым в коммерческих банках. И фонд не будет подменять собой банк, использовать нормальные финансовые инструменты поддержки. Но, насколько я знаю, это возмещение на сегодня происходит не через фонд, а через департамент экономического развития и торговли? Совершенно верно. В рамках департамента создано две комиссии. Так называемая «малая» комиссия занимается рассмотрением проектов малого предпринимательства, «большая» – крупными проектами. Для кредитования существует банковская система, которая оценивает залог, имеет отлаженные схемы, методики, подготовленный персонал и т.п. кредитовать должен банк, а задача власти, если она хочет поддержать развитие определенных отраслей и сфер услуг, – сделать кредиты дешевле, чтобы они были посильны малому бизнесу. Таким образом можно будет помочь гораздо большему количеству предпринимателей и не тратиться на содержание фонда. Он вообще не нужен. Кстати, если вы помните, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства упразднен. В версии правительства планируется тратить деньги на поддержание муниципальных фондов… Наверное, в их существовании смысл есть, потому что банковская система в Ивановской области развита неравномерно. К примеру, есть районные центры, не говоря уже о более мелких поселениях, в которых вообще нет банков или работают 1-2 кредитные организации. Народ в этом случае пользуется так называемыми «черными» кредитами под сумасшедшие проценты и, безусловно, его надо приобщать к цивилизации. Областной же фонд работает в Иванове, где конкуренция в банковской сфере высока. Он создает нерыночную конкуренцию банкам, работающим в ивановском регионе. Не знаю, почему молчат банки. Я уже не говорю о том, что интересна сама методика перетекания средств из областного бюджета в областной фонд поддержки малого предпринимательства. Деньги, попадая в фонд, перестают быть бюджетными и за них не нужно отчитываться как за бюджетные, поскольку они становятся собственностью фонда, пополняют его уставный капитал. При этом только в первый год фонд обязан отдать бизнесу под низкий процент, далее, считая их своими средствами, он размещает их путем микрокредитования, ставка по которому доходит до 30-35% годовых. Таким образом «поддерживая» малый бизнес. Кроме того, в уставе фонда до недавнего времени существовал пункт, запрещающий выдавать займы предпринимателям, работающим менее года. Это к вопросу о том, что главная задача фонда – способствовать старту проектов. Да и общие его требования практически не отличаются от банковских. Разве что фонд не связан инструкциями Центробанка, не резервирует средства, и поэтому издержки у него ниже, а возможности - больше. А то, что программа абсолютно не учитывает возможность получения федеральных средств на условиях софинансирования? Это лишний раз свидетельствует о том, что программа непродуманна и принимается не в интересах ивановского малого бизнеса. Инициатором участия в программах на уровне Федерации должна быть именно исполнительная власть, тем более что условия финансирования – более чем привлекательные: 30% (местных) на 70% (федеральных). Может, не все так плохо и режим взаимодействия бизнеса и власти все-таки существует? Во-первых, мэр г. Иванова Александр Фомин – один из основателей «Центра» и с ним должен быть как минимум контакт, как максимум – понимание. Во-вторых, Вадим Сидорин возглавлял областное управление потребительского рынка, а сегодня является советником заместителя губернатора Дмитрия Михеева. Начну с последнего. И приведу свои примеры. Вадим Юрьевич, избранный нами председателем Ивановского информационно-туристического центра (ИТИЦ), со своими возможностями советника Михеева с июня месяца не может подписать учредительные документы этой организации. Его водят по кругу, постоянно меняя требования. Хотя речь идет просто об изменении учредительных документов, потому как ИТИЦ был создан как городской центр, а мы хотим сделать его областным. В итоге мы не можем начать деятельность, хотя туристическая отрасль на словах получает всемерную поддержку правительства. Что касается взаимодействия с городом, оно есть, есть и понимание. Другое дело, что не все так просто и не все строится на личных связях. Своя позиция есть у структур городской администрации, у депутатов Ивановской городской думы. Именно поэтому, к примеру, возникла ситуация с платой за аренду муниципальной недвижимости, когда она повысилась не на 20%, на чем настаивали предприниматели и предварительно согласовали это с мэром, а на 30%. С другой стороны, первоначально комитет по управлению имуществом настаивал на 40%, а гордума – на 50% повышении. Так что глава города послужил сдерживающим фактором и с ним, по крайней мере, сохранена возможность диалога. Мы можем привести свои аргументы, быть выслушанными, существует обратная связь. Это лучше, чем безответная бетонная стена, которая выстроена на областном уровне. Есть мнение, что бизнес всегда «против» – против любых инициатив власти, его касающихся... Предприниматели не виноваты, что власть только и делает, что повышает налоги, ужесточает требования, ухудшая условия их работы, и весьма неохотно идет навстречу. Много лет вы возглавляете «Центр», много лет контактируете с властью – и добровольно, и вынужденно. За это время вы научились лучше ее понимать, находить общий язык? Наверное, да. Но дело в том, что слово «власть» - оно абстрактное, а за ним всегда стоят конкретные люди. Соответственно, с кем-то складываются отношения и удается договариваться, с кем-то – нет. Что пришло со временем и с опытом, так это понимание процесса – что решение любого вопроса происходит небыстро, подвержено влиянию со многих сторон. В бизнесе все гораздо проще: есть цель, средства и план достижения цели, который ты выполняешь. Предприниматели привыкли реально работать и эффективно руководить, чего не скажешь о той части чиновников, которые попали во власть случайно. Бизнес и власть существуют отдельно (во всяком случае, ивановский бизнес и ивановская власть). На ваш взгляд, где выход из ситуации? Власть должна захотеть нас выслушать. Могу авторитетно сказать, что среди ивановских предпринимателей зреет недовольство. Они не хотят быть людьми «второго сорта» по сравнению с москвичами, будь они чиновниками или инвесторами. И, как ни крути, это недовольство невыгодно власти. Она может и должна изменить ситуацию. Бизнес готов к диалогу. Мы не собираемся успокаиваться, готовы высказывать свое мнение и по-прежнему стучаться во все двери, что-то предпринимать. На то мы и предприниматели. Елена Новгородова novgorodova@chastnik.ru
14 Ноября 2006, 15:34 +58

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...