Виртуальная визитница

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Ивановский бизнес все увереннее осваивает просторы интернета. Одной из тенденций последних лет стало появление немалого количества информационных систем – сайтов с данными о предприятиях. Игроков все больше, а рынка нет Впрочем, интерес к подобным интернет-проектам пробудился в деловой среде относительно недавно, вследствие чего полноценного рынка в этой сфере, по оценкам руководителей подобных сайтов, нет. «Сфера интернет-услуг слабо развита в регионе, поскольку до недавнего времени у нас было крайне мало провайдеров, и безлимитным интернетом пользовалось незначительное количество горожан», - объясняет координатор проекта «Все банки Иваново» (ivbanks.ru) Павел Познышев. «Впрочем, этот сегмент чрезвычайно перспективный», - оговаривается он. С ним соглашается директор издательского дома «Квадрат» Татьяна Секирина (salonk37.ru, eda37.ru) которая надеется, что рынок здесь сформируется очень скоро – буквально в течение 1-2 лет. Секирина сетует, что развитие этого бизнеса тормозится инертным мышлением пользователей интернета и руководителей многих предприятий. «Потребители в абсолютном большинстве просто не умеют пользоваться интернетом для поиска интересующей их справочной и рекламной информации, - говорит она. – Точно так же в большинстве коммерческих структур до сих пор не понимают, что интернет может быть серьезной площадкой, которую можно использовать для продвижения своего бизнеса». Познышев согласен с ней относительно восприятия интернета бизнесменами. «До сих пор компании, размещающиеся на подобных интернет-площадках, сами не понимают, насколько это важно для них и какие перспективы подобная реклама открывает, - говорит он. – Многие из них просто имеют рекламный бюджет, который нужно потратить. Вследствие всего этого рынка информационных систем пока еще не сложилось». Вместе с тем, он категорически не согласен с тезисом о недостаточной востребованности интернета среди людей, ищущих информацию о предприятиях: «Спрос со стороны пользователей весьма значителен, и буквально с каждым месяцем он возрастает». Судя по количеству появляющихся информационных порталов, многие предприниматели действительно считают их востребованным продуктом. Точное их количество неизвестно, однако только с помощью обычного поиска в интернете по запросу «предприятия Иванова» нам удалось получить ссылки более чем на десяток порталов. Очевидно, что эта цифра далеко не конечная, тем более что наряду с порталами общего профиля существуют различные тематические информационные системы, где собрана информация, например, о медицинских услугах, об охранных предприятиях, швейной и текстильной продукции, о салонах красоты и т.д. Все наши собеседники сходятся во мнении, что как универсальные, так и тематические порталы будут пользоваться спросом. Разумеется, при условии, что сайт будет представлять собой достаточно качественный продукт. Порталы второй свежести С качеством, кстати, дело обстоит далеко не идеально, что признают и сами участники рынка. Павел Познышев рассказывает, что довольно часто приходится видеть сайты, в основе которых лежит хорошая идея, но при этом все испорчено некачественным исполнением. Сайт, по словам Познышева, должен быть привлекательным с виду (для интернет-проектов это одно из главных требований), иметь понятную структуру, удобный поиск и т.д. Все это есть далеко не везде, а главной проблемой, по словам нашего собеседника, остается дизайн. Впрочем, качественный контент тоже есть далеко не у всех. Руководитель проекта ivx.ru Надежда Иванова обращает внимание на то, что по-настоящему хороших сайтов у нас вообще единицы, большинство же вновь появляющихся площадок собирают с предприятий деньги, но при этом вся их работа заключается в том, что они просто копируют информацию с уже существующих ресурсов. «Не все понимают, что постоянная поддержка информационной базы в актуальном состоянии – тяжелый труд, - говорит она. – Мы регулярно контактируем с предприятиями, размещающими у нас информацию, и периодически вносим в справку о них необходимые изменения: могут меняться телефоны, адреса, перечень услуг и т.д. Те же, кто просто копирует информацию, не занимаются ее обновлением. Наши клиенты неоднократно жаловались нам на то, что на том или ином портале висит устаревшая информация, размещенная без их согласия, но добиться от администрации ее удаления просто невозможно». Плагиаторы, по ее словам, доходят даже до того, что копируют с чужих сайтов элементы дизайна и фотографии, отрезая водяной знак. Иванова также считает, что далеко не все подобные порталы размещают независимые счетчики статистки посещаемости. Однако в рекламных рассылках они приводят цифры, подтвердить которые не могут. Все это, по мнению нашей собеседницы, приводит к тому, что рекламодатели, столкнувшись с недобросовестным подходом, разочаровываются в таком способе продвижения, как размещение информации на интернет-порталах. Обилие информационных систем объясняется низким порогом выхода на этот рынок. «Каких-либо масштабных вложений здесь делать не нужно, - говорит Павел Познышев. – Самое главное – это хорошая идея и качественно сделанный сайт». Он убежден, что «раскрутка» интернет-ресурса тоже не требует каких-либо серьезных вложений: «80% успеха – это правильная оптимизация под поисковые машины. И лишь 20% - это реклама как таковая». С ним категорически не согласна Татьяна Секирина. «Создать сайт – это лишь часть дела, - говорит она, - гораздо важнее его раскрутить. Продвижение требует серьезных вложений, однако у большинства нынешних игроков пока что нет необходимого капитала для этого. В итоге мы видим, что сайты периодически возникают, однако затем они просто висят в сети, и на них заходит все меньшее количество пользователей». Она также обращает внимание на то, что рекламировать ресурсы подобного рода очень сложно: «По радио человеку трудно воспринимать адрес сайта на слух, по телевизору его можно не успеть записать, поэтому приходится отдавать предпочтение печатной рекламе». «Мы пытались проводить рекламные кампании, однако эффект от них оказался практически равен нулю и носил только имиджевый характер, - делится опытом Надежда Иванова. – Думаю, это связано со спецификой интернет-бизнеса: рекламировать его тоже нужно в интернете, а не на радио или в печатных изданиях». Дело в начинке Иванова обращает внимание на то, что продвигать есть смысл лишь те ресурсы, которые могут похвастаться качественным контентом. Что считать таковым – вопрос весьма неоднозначный, поскольку основное наполнение информационных систем – адреса и телефоны различных структур – практически идентично. Об одном из критериев – регулярном обновлении – мы уже сказали. Кроме того, Павел Познышев считает, что предлагать клиентам простое размещение названий фирм, адресов и телефонов уже нецелесообразно. «В интернете уже и так много различных информационных баз, - говорит он, - поэтому коммерческое предложение должно включать в себя размещение некой дополнительной информации об услугах компании». «Целесообразно разместить на сайте дополнительный контент – он не менее востребован и привлекает людей на сайт, - предлагает Надежда Иванова. – Например, у нас поначалу не было фотобанка, но через какое-то время после того как он появился, он стал одним из самых посещаемых разделов сайта. К нашему удивлению до сих пор чрезвычайно востребован размещенный на нашем сайте архив газеты «Профессионал», которая давно не выходит». По мнению Татьяны Секириной, сайты общей направленности в силу масштабности и многоплановости представленной на них информации никакого дополнительного контента не требуют. А вот в тематических ресурсах всевозможная дополнительная информация вполне может быть востребована. Секирина, однако, уточняет, что создание и размещение информационных материалов может потребовать дополнительных расходов на услуги журналистов, что доступно не каждому порталу. Большинство из них, по ее сведениям, имеют весьма ограниченные бюджеты. Секирина полагает, что именно с приходом крупных игроков информационные системы станут более или менее серьезным бизнесом. По нашим сведениям, один такой крупный игрок появится на ивановском рынке уже в ближайшие месяцы. Будет запущен универсальный информационный портал с большим рекламным бюджетом. Никого из участников рынка не удивляет интерес крупных бизнес-структур к этому направлению. Уже сейчас наиболее успешным информационным системам удается получать прибыль, взимая плату с предприятий за размещение информации о них, а также зарабатывая на контекстной и банерной рекламе. Портал ivx.ru сотрудничает даже с поисковиком Google. Некоторые универсальные порталы готовы размещать минимальную информацию о фирме (адреса, телефоны, перечень услуг) на бесплатной основе, а деньги берут лишь за размещение более подробных данных. Выяснить у представителей этих фирм, насколько эффективна такая бизнес-модель, нам не удалось. Наши эксперты уверены, что в обозримой перспективе стоит ждать дальнейшего увеличения количества информационных порталов. Этому, по мнению Надежды Ивановой, будет способствовать и то, что в данной сфере все меняется очень быстро, и здесь возможны прорывы, которые в один момент изменят рынок информационных услуг. А Павел Познышев считает, что появление новых ресурсов будет сопровождаться постепенным вытеснением старых, поскольку они будут проигрывать новым проектам по качеству. Татьяна Секирина, директор издательского дома «Квадрат»: - По моим наблюдениям, значительная часть руководителей 35-40 лет и старше отдают предпочтение какой-то одной рекламной площадке (радиостанции, сайту, журналу и т. д.), тогда как молодежь, которая приходит сегодня в бизнес, гораздо гибче. Она знает, что существуют разные рекламные площадки и что о себе нужно активно заявлять везде, где только можно. Надежда Иванова, руководитель проекта ivx.ru: - Можно говорить о том, что подобные сайты, если они популярны, становятся чем-то похожим на СМИ. Вот и к нам уже обращаются организаторы различных фестивалей и прочих мероприятий и предлагают стать информационными партнерами.
30 Июня 2010, 16:13 +70

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...