Владимир Григорьев: «Будут проданы инвестиционно привлекательные объекты»

На недавнем заседании областного правительства обсуждались проблемы управления областной собственностью. Эту сферу – как и весь комплекс земельно-имущественных отношений – с начала 2006 года курирует заместитель губернатора Владимир Григорьев. Напомним, что до этого Владимир Николаевич был председателем комитета по управлению государственным имуществом Ивановской области, возглавлял представительство региона в правительстве РФ. Какое «наследство» досталось области от предыдущей администрации? Насколько эффективно управление госсобственностью области сейчас? Выйдут ли имущественные отношения на новый уровень? Об этом мы побеседовали с заместителем губернатора Ивановской области Владимиром Григорьевым. - Владимир Николаевич, вы работали в сфере имущественных отношений в старой обладминистрации, сейчас возглавляете соответствующий комплекс в новом правительстве. Насколько отличается подход губернатора Тихонова от подхода губернатора Меня к работе, в том числе по отношению к областной собственности? - Всеобъемлюще оценить подходы нового губернатора к работе пока сложно. Чтобы дать взвешенную оценку, нужно время. Надо посмотреть, как ставятся задачи, как они решаются. Сейчас уже видно, что стало меньше политических, идеологических табу. Виден более прагматичный подход. Безусловно, динамика в работе изменилась, причем это заметно не только в работе губернатора, но и у всех членов его команды. Что касается отношения к госсектору в экономике Ивановской области… На последнем заседании правительства начальник департамента управления имуществом Людмила Королева показала место госсектора в реальной экономике, его роль. На самом деле, госсектора-то фактически нет. И нет оснований говорить, что он как-то существенно влияет на экономические процессы. - Тем не менее представитель департамента имущественных отношений Москвы, который присутствовал на заседании, охарактеризовал ситуацию в этой сфере в Ивановской области как «в достаточной степени тяжелую». - Я вообще не понял, что это был за представитель, откуда он взялся и чью точку зрения выражал. На мой взгляд, его выступление было не очень обоснованным. Такое ощущение, что он доклад не слушал. Он не задавал вопросы, а выкидывал какие-то заготовки. - Согласно докладу Л. Королевой, сейчас будут меняться принципы подхода к приватизации и продаже областной собственности. Каким образом? - Наиболее часто встречающийся подход к оценке эффективности управления государственной собственностью – оценка финансовая. В докладе Королевой использовались те же критерии: сколько дает для бюджета аренда собственности, сколько – приватизация, и т.д. Прошедшие недавно в Госдуме парламентские слушания показали, что этот подход узок. В первую очередь назначение госсобственности – выполнение государственных функций. Если посмотреть на структуру областной собственности, становится видно, что коммерческие организации, находящиеся в собственности государства, в общей массе активов занимают несколько процентов. Вся остальная собственность сосредоточена в бюджетной сфере - именно той сфере, которая и обеспечивает исполнение государственных полномочий. Все наши активы, в первую очередь - в дорогах, в медицинских, социальных учреждениях. Ждать от них отдачи в бюджет не приходится – это затратные объекты. Что же касается коммерческих организаций, то их у нас осталось несколько десятков: порядка шестидесяти государственных унитарных предприятий и порядка семидесяти акционерных обществ. Причем треть объектов находится либо в конкурсном производстве, либо в стадии ликвидации. Некоторые просто не осуществляют деятельность. Нормально функционирующих предприятий вообще единицы. Работа по привлечению дивидендов в бюджет за счет более эффективной работы этих предприятий велась, в абсолютных цифрах сумма их отчислений росла, но в целом она оставалась все равно незначительной. Например, было два миллиона, стало три. Для бюджета это не принципиально. Говорить о том, что нужно капитализировать эти предприятия, чтобы увеличить их инвестиционную привлекательность и более выгодно продать, можно. Однако при этом надо понимать, что тогда придется вкладывать в эти предприятия очень большие деньги. - То есть проще продать их сразу? - Да, пока они инвестиционно привлекательны. У нас, по моим прикидкам, порядка пятнадцати объектов, которые имеют достаточно высокую рыночную стоимость. Это тот же Хромцовский карьер, Петровский спиртзавод (у нас там есть доля), «Ивановский областной банк», «Роспечать»… - Какие из этих предприятий в ближайшее время попадут в план приватизации? - На заседании, итоги которого мы обсуждаем, за основу был принят проект постановления. Сейчас он доработан и будет утвержден в окончательном виде. В постановлении установлены сроки, в которые мы должны получить предложения по приватизации от различных управлений. Причем, отмечено, что должны быть предложены именно инвестиционно привлекательные объекты, а не те, которые никому не нужны и продажа которых связана, скорее всего, только с затратами. К 10 апреля мы должны сверстать план. Критерий в вопросе, сохранять или не сохранять предприятие в областной собственности, один - выполняет оно функции, которые может выполнять исключительно государство, или нет. Если таких функций оно не выполняет, предприятие должно быть продано согласно федеральному закону. На сегодня федеральная политика такова, что государство должно уходить от непосредственного участия в экономике, если это не продиктовано необходимостью. Здесь речь идет, например, о национальной безопасности. - Есть и не столь глобальные вопросы, как безопасность. Например, транспорт. - По транспортникам есть отдельное решение. До первого июля соответствующее управление должно внести свои предложения по всем транспортным предприятиям. Часть из них, видимо, будет передаваться в муниципальную собственность. Речь идет о тех предприятиях, которые в первую очередь обслуживают внутригородские, внутрирайонные маршруты. В соответствии с 131-м законом организация внутримуниципальных перевозок – функция муниципальная. - А что касается ивановского ПАТП-1? - ПАТП-1 вряд ли будет передано в муниципальную собственность: на сегодняшний день предприятие обслуживает до 5 процентов пассажиропотока внутри города Иванова. Оно не решает муниципальные транспортные проблемы. При этом внутригородские перевозки для ПАТП-1 убыточны. Предприятие до сих пор продолжает жить только за счет межобластных перевозок. Проблемы ПАТП-1 не решишь путем передачи в муниципальную собственность. Предприятие де-факто – банкрот. Туда нужны либо серьезные финансовые вливания, либо надо идти по пути цивилизованного банкротства. С привлечением какого-то серьезного инвестора, который на существующей базе будет развивать транспортное предприятие. Губернатор владеет вопросом. Думаю, в ближайшее время какое-то решение будет принято. В том виде, как сейчас, предприятие существовать не может. - На заседании обсуждались проблемы аренды областной собственности. Сейчас ясно, что проблему нарушений в этой сфере можно решить одним способом – приведением арендных ставок в соответствие с рыночными. - В этом отношении проведено достаточно большое исследование. Департамент по управлению имуществом занимался этим два месяца. На сегодня проект соответствующего указа с серьезным экономическим обоснованием подготовлен. Все стадии согласования проект прошел, скоро он будет подписан губернатором. - Можно говорить о том, что ставка арендной платы повысится? - Да. - Ваш комплекс занимается еще и земельными отношениями. Прокомментируйте ситуацию с созданием совета по размещению производительных сил и инвестиций, которое вызвало некоторые вопросы. - Что касается межведомственного совета, документ о его создании еще не подписан. Проект, который был первоначально представлен для обсуждения, подвергнут существенной переработке. В принципе, речь идет о создании межведомственного совещательного органа - именно такая идея закладывалась. Никаких юридикционных полномочий совет иметь не будет. Ничего предосудительного в этом проекте я не вижу. Насколько я понимаю, в итоговом документе все спорные моменты, которые были отмечены, будут устранены. А что касается вопроса, какие участки в чью собственность перейдут, то все регламентировано федеральным законом. Ситуация сложилась так, что с момента принятия закона о разграничении земель органы власти всех уровней активно занялись процессом. Начали готовить перечни, межевать участки, собирать необходимые документы, но потом все застопорилось. Процедура разграничения земли достаточно сложная. По каждому участку требуется решение Правительства РФ, и только после этого возможна регистрация права собственности. В первую очередь отграничивались участки, которые переходили в федеральную собственность. Федералам было передано огромное количество документов, но по факту у нас в регионе ни одного участка в областную собственность не отграничили. При таком подходе эту деятельность фактически свернули. Потому что деньги тратились немалые, сроки устанавливались жесткие, а федеральные органы разграничивать областные и муниципальные земли не спешили. - В каком состоянии этот процесс сейчас? - В Ивановской области ситуация такая же, как и в других регионах. Федеральные земли практически разграничены. Не разграничены областные и муниципальные. Насколько мне известно, на федеральном уровне принципиально решение уже принято. Сейчас будет изменен порядок разграничения земель. Полномочия спустят на региональный уровень. Подходы к механизму сейчас разные, но в любом случае в ближайшее время процессу будет дан толчок. - Давайте поговорим о нескольких конкретных объектах, находящихся в областной собственности. Например, об аэропорте. - Вам, наверняка, известно, что в январе приезжала в Иваново представительная делегация из Москвы, в которую вошли представители самых разных ведомств. Они осмотрели аэропорт и изучили документацию. Уровнем готовности нашей документации они остались довольны. Руководитель делегации подтвердил, что политическое решение о покупке принято, сейчас прорабатывается порядок. Мы поддерживаем с московскими специалистами постоянную связь. Идет обмен информацией, документами. На сегодня запланировано проведение оценки аэропорта и разработка бизнес-плана. По результатам этих мероприятий будет приниматься решение о форме, порядке, сроках его приобретения. Кто конкретно будет выступать покупателем, какие деньги за него готовы заплатить, пока не известно. - То есть московская сторона будет предлагать порядок приобретения? - Свои предложения о порядке совершения сделки мы уже сделали. У нас два варианта, по которым можно работать, каждый имеет свои технические особенности. -Цена вопроса сейчас определена? - Нет, ее будет определять независимый оценщик. - А перспективы по срокам? - Ориентировочно - июль. - Каким способом будет продаваться аэропорт: аукцион, торги? - Между субъектами Российской Федерации возможна и простая сделка. Закон о приватизации не регулирует сделки между такими государственными образованиями. О конкретном способе продажи говорить еще рано. - Хлебозавод №4. - Мы будем предлагать завод к скорейшей приватизации, чтобы новый собственник мог решать его финансовые проблемы. Мы полагаем, что область не будет заниматься финансовыми вложениями в хлебокомбинат. -Хромцовский карьер. - На самом деле там не настолько все трагично. Это предприятие в определенном смысле уникально, у него уникальная рыночная позиция: спрос на продукцию карьера существенно превышает возможности производства. Что остается еще желать в рыночных условиях! Перспективы Хромцовского карьера при условии стабильного устойчивого спроса, безусловно, есть. Вложения, конечно, туда требуются – необходима модернизация. Да, там сложное финансовое положение. Во многом оно обусловлено не то чтобы рейдерскими атаками: люди не ставят своей целью захват предприятия - целью атак является нанесение финансового ущерба предприятию. На сегодняшний день карьер все еще находится под такой атакой. Есть решение Костромского арбитражного суда, обязывающее Хромцовский карьер поставить истцу продукцию на сумму, реальная стоимость которой в текущих ценах достигает 20 млн рублей. Мы убеждены, что это судебное решение ошибочно и вынесено на основании сфальсифицированных документов. Это установлено и следственными органами. Сейчас дело находится в кассационной инстанции. Работают высокопрофессиональные юристы, ситуация будет исправлена. Ущерба предприятию нанесено не будет. -Проектные институты. - Будем ждать рекомендации отраслевых органов. Каких-то запретов на их приватизацию нет. Говорить о том, что они будут перепрофилированы сейчас, пожалуй, нельзя. Есть расхожее мнение, что проектный институт – это в первую очередь площади. В ходе первой волны приватизации масса проектных институтов прекратили свое существование. Сегодня же это перспективный бизнес. И не думаю, что после приватизации эти предприятия перестанут существовать в качестве именно проектных институтов. - Кроме прочего, ваше ведомство курирует экологию. Сейчас идут судебные процессы по закрытию зданий, не прошедших различный контроль, в том числе экологический. - Мое мнение такое: их надо закрывать. Мы не знаем, какую потенциальную опасность они таят. То, что произошло в Палехе – наглядный пример. -А что насчет здания на пл. Революции, 2/1, находящегося в областной собственности? Оно тоже было на грани закрытия. - С учетом того, что был выработан план-график мероприятий по устранению недостатков, суд посчитал, что нет достаточных оснований для закрытия здания. Учли, безусловно, и то, что там располагаются органы власти. Мы прекрасно понимаем, что вопрос не решен. Там есть серьезные проблемы, которые не решишь в течение 5 – 10 дней на основании предписания пожарного надзора. Здание достаточно старое, построенное в соответствии с нормативами, действовавшими десятилетия назад. Сейчас нормы стали более жесткими, в том числе в плане пожарной безопасности. С учетом того, что здание очень длинное, расстояния до выходов иногда превышают максимально допустимые значения. Необходимы дополнительные выходы. Но, во-первых, это очень затратно, во-вторых, надо посмотреть, как вопрос будет решаться с учетом конструктивных, архитектурных особенностей здания. Этими вопросами занимаются, думаю, в установленные сроки они будут решены. Требования пожарных понятны и справедливы. Не дай бог, что-нибудь случится. Безусловно, недоработки надо устранять, и они будут устранены. Беседовал Алексей Котляр <\i>
07 Марта 2006, 16:00 +63

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...