Власть советов

Почти все торговые и производственные компании в Иванове устроены одинаково – закупки, производство, сбыт, маркетинг, финансы. На самом деле, это не самая эффективная (и не самая прибыльная) организация бизнеса. Почему? Интересы разных отделов противоречат друг другу, каждое из них является маленьким информационным кладбищем, и работа предприятия в целом информационно непрозрачна. Что делать? Менять систему управления предприятием. Проблема в том, что не у всех директоров и менеджеров хватает времени (сил, знаний) для того, чтобы изменить работу компании. Большинство из них «родом из Советского Союза», из незабвенной плановой экономики, когда стратегия спускалась откуда-то сверху, а предприятиям на местах оставались только тактика, учет и контроль.

В результате, среди нашего менеджмента, за редким исключением, сложился скорее учетный, чем управленческий способ мышления: что-то случилось, мы это учли и теперь под случившееся корректируем свой план действий.

На помощь могли бы прийти специалисты управленческого консалтинга, однако редко кто из директоров имеет представление о доступных в Иванове консалтинговых услугах.

Что же такое управленческий консалтинг? Кем он представлен в Иванове? В каких случаях директору компании необходимо обращаться к внешнему консультанту? С такими вопросами мы обратились к руководителям различных консалтинговых компаний.

Руководитель консалтингового центра «Выбор» Светлана Макарчева начала с определения управленческого консалтинга. Это особый вид деятельности, связанный с решением проблем стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, управления производством, маркетингом и человеческими ресурсами. Таким образом, главная задача консультанта – повысить эффективность работы предприятия, предложить новую стратегию его развития. Под стратегией при этом понимается не только главное направление деятельности компании, но и измеримые долгосрочные цели, объединяющие и маркетинговую, и производственно-технологическую, и организационную сферы.

Хотя далеко не всегда руководитель обращается к консультанту за стратегическим планированием, иногда он хочет решить конкретные задачи. И тогда речь идет о сопровождении бизнеса в сфере правового, финансового, бухгалтерско-аудиторского и налогового консультирования. Сюда же можно отнести информационно-консультационные услуги в области автоматизации управления. Эта ниша давно и благополучно заполнена профессиональными юридическими, аудиторскими, информационными компаниями. Меняет ли консультационная помощь принципиально стиль руководства? Не факт. Да и не обязана. Потому что нацелена на другое – на решение конкретной проблемы.

По классификации «Выбора», в Иванове работает несколько групп консультантов.

«Свободные художники». Это частные бизнес-консультанты, профессионалы с профильной квалификацией и многолетним опытом работы либо талантливые самородки со случайным образованием, но с богатым багажом опыта внедренных проектов и впечатляющих результатов. Стратеги, способные с беглого взгляда на учредительные или финансовые документы компании увидеть слабые места, предсказать динамику развития и с ходу – быстро и щедро – генерировать идеи.

В Иванове одним из представителей «свободных художников» можно назвать Павла Федосеева – для предприятий текстильной промышленности он разработал расчетную схему, позволяющую получить около 20% экономии на налогах, создал организационную модель для выпуска 600-800 млн. м ткани в год под 7% годовых.

Занимаются в Иванове консалтингом и «теоретики». Речь идет о представителях вузовской науки. Несомненный «плюс» таких консультантов – высокий уровень теоретических знаний, иногда – невысокая стоимость услуг за счет использования труда студентов. В Иванове к таким консультантам можно отнести информационно-консультационный центр в ивановском филиале РГТЭУ, на экономическом факультете ИГЭУ проконсультировать менеджеров сможет Сергей Куприянов.

Ближе всего к идее стратегического консультирования, пожалуй, продвинулись кадровые консультанты, специалисты в области HR-менеджмента (от англ. human resources – человеческие ресурсы). Речь идет о фирмах, прошедших традиционный для большинства представителей этой сферы путь от кадровых агентств до многопрофильных консалтинговых центров. Ведь и расширение поля деятельности таких фирм стало возможным (да и неизбежным) именно благодаря существованию четкого, объединяющего стратегического «центра». Многие местные фирмы, первоначально позиционировавшие себя на рынке услуг как «консалтинговые центры» в результате превратились в узкоспециализированные агентства с единственным или в лучшем случае приоритетным направлением деятельности: подбор персонала, реклама, маркетинг, психологическое консультирование, учебно-тренинговая, издательская деятельности.

Те же, кто вовремя уловил динамику и сумел в ней не только устоять, но и, что называется, «пойти в ногу», реализуют сегодня на практике идею стратегического консультирования, используя в комплексе все многообразие перечисленных выше средств и направлений деятельности.

Почему же именно кадровые консультанты? Ответ – в самой сути менеджмента. Ведь какой бы отрасли он ни касался, ему никогда не удастся обойти элемент управления человеческими ресурсами. Специалисты же по HR-менеджменту либо изначально рассматривают подбор персонала как часть работ в системе управленческого консалтинга, которым она фактически и является. Либо они приходят к этому уже в процессе работы (если действительно стремятся к повышению своего профессионального уровня).

Трудно внедрять предложения, касающиеся изменений кадрового состава, а тем более – кадровой политики, без понимания их роли, уместности и своевременности в контексте стратегического управления. Неслучайно, бизнес-психология, так уверенно вошедшая в кадровый консалтинг, стала одним из тех катализаторов, что способствовали превращению этой деятельности в полноценный управленческий консалтинг. А его развитие специалисты видят в дальнейшей интеграции с различными смежными направлениями – правовой и финансовый консалтинг, рекламно-маркетинговые, PR и информационные технологии… Короче, есть, куда расти. И есть, что предложить уже сегодня.

Руководитель центра системного консультирования «Альтернативный путь» Ирина Яковлева поделилась информацией об одной из конкретных технологий кадрового консалтинга.

- Наша программа называется «Бизнес как духовный путь». То есть, бизнес - не как средство зарабатывания денег, а как способ жизни. В основном, в наш центр обращаются частные лица, но, как правило, это руководители крупных предприятий. Многие из них не хотят афишировать свое участие в тренингах, поэтому фамилий назвать не могу. Почему не афишируют? Изначально мы основываемся на том, что в человеке все взаимосвязано, поэтому, развивая профессиональные качества, мы неизбежно вносим изменения и в личные. Естественно, далеко не все хотят открывать свою частную жизнь.

Наша тренинговая программа основана на модели, которую предлагает известный российский психолог Марк Пальчик, хотя это совсем не исключает возможности работы по другим направлениям. Суть модели Марка Яковлевича в том, что каждое негативное событие нашей жизни оставляет след в теле, от которого нужно избавиться, чтобы сохранить здоровье, и, работая с телесными реакциями, трансформируя эмоции, можно прожить событие заново и избавиться от стресса. Важно понять, что для того, чтобы наладить бизнес (или семейную жизнь) изменять нужно в первую очередь себя, а потом уже изменится и окружающий вас мир.

Когда человек находится в состоянии стресса, он напряжен и не видит всех возможностей для поиска большего взаимопонимания. Цель тренингов – добиться состояния спокойствия и такой готовности к переговорам, при которой можно увидеть все возможные варианты развития диалога (под переговорами в этом случае понимаются любые конфликтные ситуации общения: начальник недоволен подчиненным, коллеги не понимают друг друга и др.).

Часто руководители приглашают консультантов для тренинга сотрудников, но сами далеко не всегда представляют, на чем основан тот или иной метод, что должно получиться в результате, поэтому, как мне кажется, тренинги должны пройти сначала сами руководители, и тогда ивановский бизнес действительно будет духовным путем.

Консалтинговый центр «Паллада» Елены Тихомировой тоже специализируется на кадровом консалтинге. Спрос на консалтинговые услуги в Иванове увеличивается, растет и доверие клиентов. Чаще всего обращаются в «Палладу» крупные предприятия, которым нужна аттестация и оценка персонала, разработка системы мотивации. Обращаются руководители в том случае, когда понимают, что на предприятии возникла проблема, которую они не в состоянии решить сами. Все специалисты центра проходили обучение в московских консалтинговых фирмах. Проблемы, которые помогает решить центр – самые разнообразные: текучесть кадров, падающий объем продаж или низкая производительность труда.

В центре разработана программа «Корпоративный университет» для внутрифирменного обучения топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, специалистов по продажам и маркетологов. В основе программы – необходимость создания единой команды. Не так давно в центре появилось еще одно направление кадрового консалтинга - комплексная оценка персонала, которая позволяет изменить мотивацию работающих, разработать систему повышения квалификации и развития сотрудников.

Руководители, желающие создать систему стратегического управления предприятием могут обратиться и в центр финансовых услуг «Профессионал». С помощью «Профессионала» можно организовать бизнес-тренинги как для топ-менеджмента, так и для среднего управленческого звена, провести оценку персонала (от оценки при приеме на работу до создания кадрового резерва) и получить все услуги, относящиеся к налоговому консалтингу: бухучет, управление финансами и аудит.

Галина Кузнецова

08 Июня 2004, 13:08 +85

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...