Водитель -значит, "автогражданин"

На минувшей неделе то, о чем так долго говорили, стало реальностью: вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). До последнего момента были сомнения, не отложится ли введение "автогражданки" до 1 января 2004 года. Эти ожидания не оправдались: с начала месяца обязательное страхование ответственности и "в законе", и "в силе".

В ивановских регистрационных учреждениях (РЭО) и пунктах проведения техосмотра в конце июня наблюдался настоящий аншлаг: люди торопились пройти эти процедуры, пока наличие полиса не стало обязательным. С 1 июля без него автомобиль не регистрируют, не ставят отметку о прохождении техосмотра (в техталоне даже появилась специальная строка для указания номера страхового полиса), и на станции техобслуживания УГИБДД - тишина и спокойствие. Говорят, очереди переместились в страховые компании, и тот же техосмотр водители посещают уже с полисами. Так что жизнь автовладельца разделилась на две половины - "до" и "после".

На следующий же день "после" Ивановский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов провел информационный семинар по новому обязательному виду страхования. И хотя на него были приглашены юридические лица, вопросы, заданные выступавшим - представителям ГИБДД, страховой компании и автоэксперту, - несомненно, актуальны для всех.

"Перегибы"

Именно так охарактеризовал нововведение начальник отдела дорожно-патрульной службы (ДПС) Виктор Маракасов. По его мнению, страхование вообще и обязательное страхование автогражданской ответственности - дело хорошее и нужное, но население Ивановской области не готово к нему материально. Многим придется выложить за действительный максимум в течение года полис сумму, равную половине стоимости машины. Именно поэтому они стремились пройти техосмотр до вступления закона в силу. Тем более, что в ближайшие полгода сотрудники ДПС будут только "напоминать" водителям о необходимости наличия полиса, а штрафовать за его отсутствие начнут только с 1 января 2004 года (в размере от 5 до 8 МРОТ). С нового года страховой полис станет одним из документов, подтверждающим право управлять автомобилем и инспектор будет вправе остановить машину и проверить, выполнено ли это требование (уже внесенное в Правила дорожного движения).

Наглядным доказательством того, что полис имеется, является спецзнак - стикер, который крепится на лобовое стекло автомобиля. Он соответствует цвету действующего техталона, но без полиса недействителен (как и полис без спецзнака). Спецзнак, свидетельствующий о наличии транзитного полиса, - желтого цвета, как техталон 2003 года. Такой полис потребуется, если вы, например, занимаетесь перегоном новых машин или передвигаетесь на автомобиле, уже снятом с учета, так как страхуются все участники дорожного движения (в этом случае в документы заносится не регистрационный номер, а номера двигателя, кузова и пр.). "Перегиб" это или нет, но Виктор Маракасов прогнозирует появление поддельных спецзнаков, в результате чего функции ДПС, на которую возложен контроль за наличием полисов, могут оказаться намного шире предполагаемых.

И, наконец, главный "перегиб" - то, что граждане и юридические лица обязаны страховать свой транспорт, а бюджетные организации - пока нет, потому что нет соответствующего финансирования. Так что при столкновении по вине "бюджетника", деньги с него можно будет взыскать только через суд.

Показательно, что необходимые разъяснения и указания, как действовать в рамках нового закона органам ГИБДД, пришло в ивановское управление ...1 июля. А по мнению нового начальника УВД области Забегалова, штат ДПС меньше нормативного на треть, при том, что наш регион - один из самых аварийных в центральном округе.

Оценка

Максимальный размер выплат при наступлении страхового случая составляет 400 тыс. рублей и включает возмещение ущерба, причиненного транспорту и здоровью нескольких участников ДТП. Однако этот ущерб надо еще оценить, и здесь есть свои нюансы. Независимый эксперт, представитель ивановского отделения Лиги автоэкспертов Сергей Смирнов обращает внимание автолюбителей на то, что лицензия на оценочную деятельность не дает права заниматься независимой технической экспертизой транспортных средств, которая необходима при оценке ущерба. К экспертам-техникам предъявляются особые требования, в том числе и по уровню образования (они проводят не только обычную, но и товароведческую оценку), они должны быть поименно внесены Минюстом в государственный реестр. Если подобная деятельность осуществляется организацией, то она должна быть внесена в учредительные документы. Другое дело, что порядки, определяющие требования более конкретно, еще не выработаны, поэтому Лига автоэкспертов настаивает на том, чтобы экспертам-техникам были выданы временные разрешения, на основании которых составлены предварительные списки.

Сергей Смирнов также уточнил, что ущерб может быть необязательно нанесен автомобилю: может пострадать имущество (забор, багаж и т.п.), рыночную стоимость которого также обязуется возместить страховщик. Преимущество обязательного страхования в том, что ущерб возмещается по факту, тогда как в добровольном четко прописывается, что именно и от чего страхуется. Организовать экспертизу должна страховая компания, причем в пятидневный срок. Иначе пострадавший имеет право сам обратиться к независимому эксперту, но за счет страховой компании. Если же вы отремонтируете машину или утилизируете то, что от нее осталось, самостоятельно, то на страховку рассчитывать не придется: экспертиза - мероприятие обязательное. А так как возмещается только реальный материальный ущерб, а косвенные убытки (например, простой) - нет, то автотранспортным предприятиям и владельцам такси придется считать, что выгоднее: дождаться экспертизы, заключения и выплат или же оперативно потратить на ремонт свои деньги. Чтобы свести к минимуму сроки, ивановское отделение Лиги автоэкспертов заключает со страховыми компаниями договора на длительное обслуживание - заявил Сергей Смирнов.

В "мировом" масштабе

На ивановском рынке работает достаточное количество страховых компаний, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности, чтобы рядового автовладельца терзали муки выбора. Сегодня это "Росгосстрах-Центр", "Наста-Ростекс", "Альфастрахование", "Энергогарант", "Страховой Дом ВСК", "Промышленно-страховая компания", "Спасские ворота", "РЕСО-Гарантия", фирма "Макс". Выдача лицензий продолжается, так что этот список может пополняться каждый день . Плюс, компания, не располагающая лицензией, может продавать полисы лицензированной - по договоренности, как, например, делает Чрезвычайная страховая компания, предлагая полисы СК "Гута-Страхование".

По оценкам страховщиков, в Иванове наблюдается не только насыщенность рынка страхования компаниями, т.е. конкуренция, но и лояльность потребителей к этому виду услуг: интенсивность страхования год от года растет, и по этому показателю мы входим в двадцатку "продвинутых" регионов. Это значит, от населения можно ожидать довольно высокой активности и по "автогражданке".

Официальный опрос ВЦИОМ, проведенный по просьбе "Ведомостей", также показывает, что люди готовы приобрести страховой полис и в ближайшее время это собираются сделать 74% россиян (25% не определились и 1,3% предпочтут "платить штрафы и договариваться с гаишниками"). Такая активность и сознательность весьма удивляет и радует страховщиков. Правда, большинство одобряет лишь идею обязательного страхования, а вот перспектива тратить на это значительные для семейного бюджета деньги воспринимается не столь радужно и даже считается дополнительным налогом.

Что делать?

- ...если произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), а мой транспорт застрахован?

- В страховой компании вам выдадут специальный бланк - форма извещения о ДТП, которую надо заполнить. Если его нет, то нужно на любом листе запротоколировать случившееся, нарисовать как можно более точную схему столкновения и заверить ее у ближайшего инспектора. Однако, если сотрудник ДПС не присутствовал на месте аварии, это может послужить поводом для сомнений. Так что лучше действовать по стандартной схеме - вызвать милицию, а по возможности, - и сотрудника фирмы-страховщика (вместе с полисом вам должны выдать список филиалов и представительств с адресами и телефонами. Наличие филиалов и представительств по всей России - обязательное условие участия страховой компании в "автогражданке"). По возможности, нужно запечатлеть место аварии на пленку.

- ...если произошло ДТП, транспорт застрахован. Кто платит штраф за создание аварийной ситуации - я или страховщик?

- Система обязательного страхования не меняет порядок уплаты штрафов за создание аварийной ситуации: платит тот, кто виноват, а сумма зависит от тяжести нарушений.

- ...если я езжу по генеральной доверенности? Кто должен покупать полис?

- Тот, кто владеет машиной де-юре. Сегодня, кстати, генеральная доверенность перестает пользоваться такой популярностью, как раньше, поскольку возникают сложности с налоговыми органами.

- ...если я виноват в ДТП, но при этом пострадала и моя машина. Получу ли я компенсацию от страховщика?

- Нет. Он застраховал только ущерб, который вы нанесли третьим лицам. Если авария случилась не по вашей вине, то деньги положены вам, и выплачивать их будет страховщик виноватого (если он застрахован). Свою жизнь и здоровье и свой автомобиль вы можете застраховать добровольно.

- ...если я пострадал в ДТП, а виновник скрылся с места происшествия или не имеет страховки. Мне можно на что-то рассчитывать?

- Да. В таких случаях деньги берутся из компенсационных выплат, которые делают все фирмы, участвующие в обязательном страховании автогражданской ответственности. Вам нужно обратиться к своему страховщику или к любому, если у вас нет страховки. Естественно, пока система и обычных, и компенсационных выплат еще не отработана, так что можно говорить только о том, как должно быть.

- ...если случилось ДТП, в любом ли случае возмещается ущерб?

- Страховая компания может выставить так называемый регрессный иск, т.е. взыскать с него уплаченные деньги, если он находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, ездит по просроченным правам или умышленно создал аварийную ситуацию.

- ...если работник ГИБДД "пойдет навстречу" водителю и без полиса зарегистрирует машину или сделает отметку о прохождении техосмотра, то будет ли он наказан?

- Он нарушит закон, т.е. совершит должностное преступление со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нелишним будет напомнить, что тарифы для обязательного страхования ответственности автовладельцев установлены Правительством РФ. Это значит, что стоимость полиса для конкретной машины и конкретного водителя в разных компаниях различаться не должна. Она зависит от того, кому принадлежит авто - юридическому или физическому лицу, места регистрации, типа транспортного средства (легковой, грузовой), мощности двигателя, стажа водителя и круга лиц, допущенных к управлению автомобилем. Конкретные значения коэффициентов и формулы расчетов вы можете узнать на сайте news.chastnik.ru в разделе "Аналитика" (материал "Полис платежом красен"). А в разделе "Опрос" вы можете задать интересующие вас вопросы, обозначить возникшие проблемы, чтобы сотрудники редакции обратились с ними к страховщикам, в органы ГИБДД и т.п.

Елена НОВГОРОДОВА

07 Июля 2003, 21:47 +101

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...