Вольной лучше подождать

Операторы мобильной связи пока обещают проблемы с переносом номеров

Вадим Калинин [текст]

Мария Сибирякова [фото]

 С 1 декабря 2013 года в России вступил в силу закон о переносе мобильных номеров, который общественность сразу же окрестила законом об отмене «мобильного рабства». Также правительство вняло уговорам компаний сотовой связи и приняло дополнительное постановление, которое разрешило операторам по своему усмотрению задержать срок переноса первого мобильного номера до 15 апреля 2014 года. Пока операторы обещают от новой услуги больше проблем, чем выгод.

 Ажиотажа не ждут

 За первые три недели декабря сменить оператора, оставив прежний номер, в России решили всего около 200 человек, но к Новому году количество желающих резко возросло – до 22 тысяч человек. При этом до января было удовлетворено не более 2% заявок. Теперь эти цифры медленно растут. К слову, всего в России по данным ACM-Consulting насчитывается 239,5 миллионов абонентов сотовой связи.

 Пресс-секретарь Ивановского и Костромского филиалов ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Мария Воробьева рассказала, что на текущий момент только в их сеть успешно портировано несколько сотен абонентов. Она же отмечает: «Учитывая, что реальных полноценных тестов по Mobile Number Portability (MNP) до 1 декабря не было, вполне закономерно, что пока количество выполненных заявок невелико, поскольку идет отработка бизнес-процессов по переносу в режиме реального времени». Директор ивановского регионального отделения северо-западного филиала ОАО «МегаФон» Павел Фомин сообщил, что в первый же день в «МегаФон» стали поступать обращения от желающих воспользоваться услугой переноса номера. Сейчас люди также продолжают обращаться, но ажиотажа нет. Врио генерального директора ЗАО «СМАРТС – Иваново» Александр Плешков рассказал, что у них заявок пока немного. «Переход в нашу сеть по желанию абонентов отложен до февраля», – отметил он.

 Участники рынка вообще, похоже, не предполагают повышенного спроса на MNP, как называется по-английски услуга по переносу номера мобильного телефона от одного оператора к другому. Директор «МТС» в Ивановской  области Игорь Иванов отметил: «Опыт зарубежных стран, в которых уже внедрена услуга MNP, показывает, что она не пользовалась большой популярностью у абонентов. Например, в Великобритании всего 5,6% абонентов воспользовались услугой по переносу номера, в Италии – 4,5% и  всего 0,6% в Германии (по данным J’son & Partners Consulting)».

 Директор ивановского регионального отделения северо-западного филиала ОАО «МегаФон» Павел Фомин отмечает, что в услуге по переносу номера компания видит для себя ниши для привлечения новых абонентов. Он также сказал, что определить готовность к реализации услуги перенесения номеров можно будет только после проведения полноценного тестирования, а также с выбранным Правительством РФ оператором базы данных. В общем, большинство представителей компаний считает, что новой услугой воспользуется 10-15% абонентов. Александр Плешков дает и того меньше: «Так как тарифы на звонки и услуги у всех операторов отличаются не более чем на 5-7%, то главной причиной для переноса номера станет качество связи. Именно на модернизацию сети, ввод новых сервисов и услуги и можно было направить средства, которые были затрачены на подготовку MNP».

 Проблемы абонентов

 Сейчас многие абоненты продолжают пользоваться услугами мобильного оператора, даже если они недовольны их качеством, для того чтобы сохранить привычный абонентский номер, известный всем знакомым и партнерам по бизнесу. С этой точки зрения, один номер на всю жизнь – это удобно, с другой – сейчас почти у всех операторов есть услуга «добро пожаловать от другого оператора» с переадресацией и рассылкой смс-уведомлений о смене номера, так что это не проблема. Тем более, что пока от новой услуги MNP клиент может ждать множества неприятных сюрпризов.

 Малое количество удовлетворенных до настоящего времени заявок большинство экспертов объясняет неготовностью мобильных операторов к отмене «мобильного рабства». Тем не менее, все опрошенные нами работающие в Ивановской области операторы мобильной связи («МТС», «МегаФон», «Билайн» и «СМАРТС») заявили, что их компании уже с 1 декабря готовы к MNP. Правда, с оговорками.

 Павел Фомин сообщил: «Готовность «МегаФона» не говорит о том, что абоненты могут быть портированы с сохранением качественного уровня услуг. Определить готовность к реализации услуги переносимости номеров можно будет только после проведения полноценного тестирования со всеми участниками рынка».

 Игорь Иванов также сослался на возможные проблемы из-за задержек с принятием нормативной базы, дефицитом времени для полноценного тестирования и запуска услуги всеми участниками процесса. «Сейчас абоненты могут испытывать сложности с дозвоном, доставкой сообщений, работой мобильного интернета, контент-сервисов и роуминга. Мы рекомендуем абонентам не пользоваться услугой по переносу номера до того момента, когда все участники процесса смогут обеспечить приемлемый уровень качества своих услуг для абонентов перенесенных номеров». Александр Плешков отметил, что могут возникнуть проблемы и с пополнением счета через платежные терминалы. Также человек теперь не сможет со стопроцентной уверенностью знать, абоненту какой сети он звонит. По его словам, сервиса, позволяющего решить эту проблему, у «СМАРТСа» пока нет, но его планируется ввести. У «МегаФона» услуга по определению принадлежности номера пока тоже лишь готовится к запуску.

 У «МТС» уже в декабре для всех абонентов запущен специальный сервис для проверки принадлежности номера оператору – для этого абоненту нужно набрать *916* десять цифр номера # – после чего клиент получит необходимую информацию. Подобная услуга уже работает и у «Билайна». Проверить, к какому оператору принадлежит номер, можно на сайте компании или набрав команду *444*(номер телефона абонента в формате 9031111111)#.

 От восьми до сорока

 Согласно действующему законодательству, новый оператор должен начать оказывать услуги связи при переносе номера не ранее восьмого дня – абоненту-физическому лицу, и не ранее 29-го дня – абоненту-организации, но не позднее шести месяцев с даты заключения нового договора с оператором-реципиентом. Если абонент самостоятельно не указывает дату, то перенос назначается на 8-й день.

 Заявление на перенос номера может подать только человек, который заключил договор об оказании услуг связи с использованием данного номера, или его законный представитель (на основании доверенности). Паспортные данные абонента при подаче заявления должны полностью совпадать с паспортными данными абонента, находящимися в базе данных оператора. Для успешного переноса номера на данном договоре у текущего оператора не должно быть долгов, номер не должен быть заблокирован. Переносить можно только федеральные номера (длинные) в пределах одного субъекта России.

 К сожалению, ни один из опрошенных представителей компаний мобильной связи не ответил прямо, в какой срок реально сменить сеть, оставив номер другого оператора связи. Лишь подтвердили, что закон исполняют. На практике в офисах операторов мобильной связи, которые мы посетили, менеджеры «МТС» сообщили, что переход в их сеть со старым номером займет сейчас около 40 дней. В офисе «МегаФона» назвали дату переноса – 3 февраля. Зато в «Билайне» обещали перевести в течение 8 дней. К слову, по закону, если с 1 марта 2014 года мобильный оператор по каким-то причинам не сможет в установленные сроки «отпустить» абонента с номером, ему придется его обслуживать бесплатно. Так или иначе мобильные операторы не хотят расставаться со своими клиентами и делают все возможное, чтобы их удержать. Уже сейчас компании разрабатывают дополнительные программы лояльности клиентов.

 В тему

«Мобильные рабы» чаще бегут к «МегаФону»

За первые полтора месяца (с 1 декабря 2013 года по 13 января 2014-го) действия услуги MNP операторы перенесли 2 598 номеров. По данным Центрального НИИ связи, больше всего «освобожденных мобильных рабов» перешли в «МегаФон» – 1 104. На втором по популярности месте оказалось ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), которое выбрали 810 абонентов, а на третьем – «Вымпелком» («Билайн») (504 абонента).

Представитель Россвязи (ЦНИИС – его подведомственная структура) Владимир Калинин отмечает, что число переключений после новогодних каникул быстро растет (к 17 января перенесено уже 5 495 номеров). Поэтому картина прояснится ближе к концу I квартала, когда истечет тестовый период запуска MNP.

  Сохранить старый номер в новой сети

Аргументы «за»:

- вам не придется сообщать всем знакомым и партнерам по бизнесу свой новый контакт;

- вам не придется пользоваться услугами оператора, который перестал вас устраивать.

Аргументы «против»:

- давно есть услуга «добро пожаловать от другого оператора» с переадресацией и рассылкой смс-уведомлений о смене номера;

- невозможность сразу определить, абоненту какой сети вы звоните, а следовательно риск излишних трат на мобильную связь;

- возможные проблемы с дозвоном, доставкой смс, работой мобильного интернета и контент-сервисов;

- возможные проблемы с роумингом;

- риск, что в переходный период вам никто не дозвонится, так как ваш старый номер будет какое-то время отключен.

 

23 Января 2014, 09:33 +730

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...