Все хорошо складывается

Коробки для сока и конфет, полимерные пакеты для КПБ, стеклянные бутылки для напитков, алюминиевые банки для пива. Все потребительские товары требуют упаковки. Для России в 1990-х годах это стало открытием. Розничные товары в лучшем случае заворачивали в дешевую бумагу низкого качества. Лишь затем производители стали обращать внимание на упаковку потребительских товаров – она стала информационным носителем и частью имиджа как отдельного продукта, так и всей компании в целом. Именно с середины 90-х годов в России наблюдается настоящий "упаковочный бум". Дошел ли он до Иванова? Какие виды упаковки пользуются большим спросом у потребителей? На что следует обращать внимание при ее выборе?

Самым быстрорастущим сегментом на рынке упаковки, по данным консалтинговой компании IRG, являются полимерные пленки. Начиная с 1999 года, сектор полимерной упаковки ежегодно расширялся на 70-80% - больше, чем весь остальной рынок. Этот вид упаковки востребован больше всего, так как именно полимерная упаковка позволяет представить товар в наилучшем виде. Кроме того, упаковка из полимеров обходится дешевле, чем упаковка из бумаги и картона. Из полимеров делаются обложки для тетрадей и книг, прозрачные коробки, мешки, пакеты, сумки и чехлы. В Иванове сейчас работает три основных производителя полимерной упаковки – «Полипак», «Спецпак-Текстиль» и «Европак».

Сырье

Все фирмы используют как отечественное, так и импортное сырье, единодушно признавая, что стоимость импортного пока даже дешевле. Единственное, что делает его дороже – растаможивание. Но зарубежное сырье производится на хорошем оборудовании, его качество стабильно.

В России сейчас не более пяти заводов, которые производят сырье для производства полимерной упаковки, но их мощностей не хватает. К примеру, на заводе в Томске стоит оборудование 1956 года. Самое современное оборудование установлено в подмосковной Капотне – ему уже больше 15 лет. Финский завод-производитель этого оборудования уже отказался обслуживать подмосковный завод.

Делают западный гранулят из того же российского сырья, которым пользуются отечественные комбинаты. Почему у нас не научились выпускать качественную продукцию? В фирме «Европак» считают, что дело не только в оборудовании. Производство полимерной упаковки – высокотехнологичный бизнес, предпринимателям наука должна помогать, а у нас взаимодействия с вузами не получается. Предпринимателям приходится находить технологические решения опытным путем.

Критерии качества

Чаще всего заказчики выбирают между полиэтиленовой, полипропиленовой и поливинилхлоридной пленкой. У каждой из них свои достоинства и недостатки. Полипропиленовые пленки - идеально прозрачные, блестящие, у них лучше органолептика (то есть ощущение предмета в руке). Но эти пленки, и ПВХ-пленки плохо переносят мороз. Полиэтилен – материал мягкий, морозостойкий, но непрозрачный. Хотя сейчас появился импортный полиэтилен, который отличается повышенной прозрачностью. А с экологической точки зрения, безопаснее полипропилен – у него период разрушения короче. Поливинилхлоридные пленки лучше по качеству, чем полипропиленовые, однако по стоимости в пять раз дороже.

Толщина тоже имеет значение для выбора того или иного вида упаковки: чем толще (до определенных пределов) пакет, тем прочнее. Пленки в европейских пакетах, если брать их за стандарт, имеют толщину 40 микрон. В Иванове производят пленки толщиной от 30 до 50 микрон.

Новые материалы в упаковочной отрасли появляются регулярно: полимеры, которые помнят форму, светополимеры, которые разлагаются под воздействием солнечного света. Правда, о фото- и биоразлагаемых материалах в Иванове не приходится мечтать даже в далеком будущем, потому что деньги на закупку оборудования для таких пленок надо потратить огромные, а срок окупаемости у него достаточно большой. Поэтому об утилизации отходов в Иванове приходится заботиться самостоятельно.

«Вторая жизнь» упаковки

В «Европаке» занимаются не только производством мешков, пакетов и сумок из полимеров, но и переработкой технологических отходов (не только своих, здесь принимают отходы и у других фирм). Перерабатывают здесь даже те мешки, в которых получают сырье-гранулят. Отходы перерабатываются заново в гранулы, из которых делаются пластмассовые ручки для пакетов, метлы, полимерные бутылки. В переработку идет 99,9%. Хотя производство энергоемкое и затратное, однако здесь работают по принципу – «Планету для следующих поколений нужно оставить чистой». Больше того, «Европак» готов для городской администрации дать полную информацию о возможностях переработки вторичного сырья в Иванове. Для предпринимателей, без поддержки властей, организовать масштабную переработку вторсырья затруднительно.

Особенности бизнеса

В любом бизнесе кроме прибыли существует масса «подводных» камней, которые осложняют жизнь предпринимателей. Что мешает развиваться упаковочной отрасли?

По словам руководителей «Европака», цены на сырье за восемь месяцев 2004 года выросли в два раза. Так как производство упаковки зависимо от ситуации на нефтяном рынке – приходится считаться с этим неконтролируемым фактором. За последние годы выстроилось много административных барьеров, поэтому и сложностей в ведении бизнеса стало больше. Так, в «Европаке» считают, что введение обязательной сертификации продукции ставит производителей в неравные условия, так как некоторые предприниматели оплачивают разработку техусловий, а другие просто игнорируют требование о сертификации. Пока «Европак» - единственная фирма, которая сертифицировала свою продукцию.

В фирме «Спецпак», отмечая свою зависимость от состояния текстильной отрасли, говорят, что работать трудно, потому что в Иванове трудно прогнозировать рынок - немногие заказчики планируют работу хотя бы на полгода вперед. Хотя здесь уверены, что ни одной текстильной компании, даже самой крупной, заниматься собственным производством упаковки просто невыгодно – они смогут загрузить мощности в лучшем случае на 30%. А если загрузят, то потом с большой степенью вероятности можно прогнозировать проблемы со сбытом. Объемы производства должны быть очень большими. Для примера, в «Европаке» оборудование позволяет переработать до 100 тонн сырья в месяц.

Пока еще рано говорить о насыщенности рынка полимерной упаковки в Иванове, несмотря на то, что главными заказчиками упаковки остаются текстильщики. Хотя, по словам самих предпринимателей, наблюдается определенное замедление. В качестве направлений развития одни предприниматели предполагают диверсификацию бизнеса, другие – экспансию в регионы.

Галина Кузнецова

Для справки

Согласно исследованиям, проведенных в прошлом году агентством Abercade Consulting, общий объем потребления российскими предприятиями упаковки и производственной тары составляет 32 828,2 тыс. тонн. Общая емкость рынка потребительской упаковки в России равняется 9 000 тыс. тонн.

В срезе потребления групп изделий, таких как гибкие упаковочные материалы, формные полимерные изделия, упаковочные изделия из бумаги и картона, стеклянная тара, металлическая тара, укупорочные средства, этикетка, затраты отечественных производителей на упаковку своих товаров в прошлом году составили USD 17,9 млрд.

По оценкам потребления в различных отраслях, федеральных округах, предприятиях различных размеров среднедушевой уровень потребления упаковки в России составляет 80 кг, где 64,28 кг – потребление упаковки с отечественными продуктами и товарами, а 15,72 кг – потребление упаковки с импортными продуктами и товарами.

Результаты исследования демонстрируют высокий потенциал российского рынка упаковки относительно ведущих индустриальных стран мира. Для сравнения, согласно данным Всемирной организации упаковщиков, годовое потребление упаковки на душу населения в США составляет в среднем 230 кг.

www.plastinfo.ru

19 Октября 2004, 10:57 +65

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...