Все стандартно

Чего ждать от новых образовательных стандартов

Марина Москалева

 Новые образовательные стандарты всколыхнули общество так, как давно уже ничто не волновало наших измученных сенсациями сограждан. Десятки тематических статей, тысячи комментариев… Реакция общества понятна – закон коснется всех, у кого есть дети. Что же на самом деле сулит нам введение новых стандартов? Об этом мы говорим с заместителем начальника управления образования г. Иваново Надеждой Недосекиной.

 - Надежда Алексеевна, сейчас разговоры родителей постоянно крутятся вокруг новых образовательных стандартов. Что же это за стандарты и для чего они вводятся?

- Стандарт – это совокупность требований, которые обязательны для реализации в рамках основной образовательной программы. Каждая ступень обучения подразумевает свой стандарт.

На сегодня существуют утвержденные приказы Министерства образования и науки РФ по стандартам для начального образования (от 6 октября 2009 года) и для основного общего образования, то есть средних классов (от 17 декабря 2010 года). По среднему образованию, то есть по старшим классам, утвержденного стандарта пока нет. Как известно, проект именно этих стандартов вызвал бурное общественное обсуждение и был отправлен на доработку в Министерство образования и науки РФ.

Стандарты призваны сделать систему образования соответствующей современным требованиям. Если говорить о сроках, начальная школа должна перейти на новые стандарты с 2011-2012, вторая ступень – с 2015-16, старшая ступень – с 2020-2021 учебного года. На данный момент апробированы и готовы к применению стандарты для начальной школы. Согласно приказу Минобрнауки школы могли переходить на работу по ним в 2010-2011 учебном году по мере готовности. Так что в Иванове по новым стандартам для начальной школы уже работают лицеи №22 и №33 и школа №66. В общей сложности по этим программам учатся около 200 детей. И это уже не эксперимент – это работа в штатном режиме.

- Что же нового в новых стандартах?

- Нормативные требования к образованию расширены. Раньше стандартизировались только результаты образования. Сегодня в стандарт включены требования не только к результатам освоения основных образовательных программ, но и к их структуре, и к условиям, которые должны быть созданы в учебных учреждениях.

Требования к результату делятся на части. Первая - это требования личностные (качества, которые должны быть сформированы у ребенка, например, социальные компетенции, такие как умение общаться). Вторая – метапредметные, то есть надпредметные навыки. К ним относятся универсальные учебные действия. Это умение учиться, систематизировать информацию, самостоятельно работать с новыми источниками, применять полученные знания на практике и приобретать новые знания на протяжении всей жизни. И третья часть (наиболее понятная и привычная для нас) - предметные требования. Это знание теоретических основ каждого предмета и опыт деятельности в данной отрасли.

Во всех предлагаемых программах прослеживается так называемый личностно-деятельностный подход. То есть ребенок не просто учит материал, он должен получить определенные компетенции, действовать как ученый, исследователь.

Что касается новых требований к условиям, которые должны быть созданы в школах, в стандартах они подразделяются на материально-технические, кадровые, финансовые и иные. Речь идет о создании новой информационно-образовательной среды. Дети, обучающиеся в начальной школе, должны иметь доступ к компьютерам (в том числе для выполнения творческих работ). В школе должны действовать читальный зал, медиатека, сайт, где можно представить творческие работы детей, и так далее.

Естественно, важен кадровый аспект. Чтобы работать по новым стандартам, учителя должны пройти переподготовку. В 2011-12 учебном году в Иванове будет 135 первых классов. Сейчас идет поэтапное обучение всех учителей, которые приступят к работе.

Кстати, есть хорошая новость для родителей: закупка учебников для будущих первоклассников пройдет на бюджетные средства. Из семейного бюджета придется выделить деньги только на рабочие тетради.

- Надежда Алексеевна, очень много родительских страхов было связано с перспективой подразделения программ на обязательную часть и ту, что формируется по желанию учеников и родителей. Это коснется начальной школы?

- Нет, в начальной школе этот компонент практически не просматривается. Учебный план младших классов с точки зрения нагрузки на ученика, состава и структуры обязательных предметных областей не изменился. Единственное, что добавляется к учебному плану - это внеурочная деятельность по пяти основным направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному. Эта часть обучения, согласно стандартам, должна составлять до 10 часов в неделю.

Новизна здесь еще и в том, что внеурочные занятия могут стоять в расписании между уроками. И еще одна особенность: новые стандарты допускают сетевое взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования, спорта, культуры и т.д. То есть внеурочной деятельностью может быть та же самая музыкальная школа, отдых в лагере, участие в соревнованиях, конференциях и т.д. На мой взгляд, это логично – не во всех школах есть даже свободные кабинеты для дополнительных занятий. Хотя кабинеты в любом случае будут использоваться более «плотно» во всех школах.

- А что меняется в среднем звене?

- Этот стандарт нами пока изучен хуже, все же до его введения еще есть время. Но могу сказать, что учебный план по основной школе также будет построен по тому же принципу, что и раньше. Программа по каждому предмету будет состоять из обязательной части и той, что формируется с учетом пожеланий участников образовательного процесса. То есть родители смогут непосредственно влиять на формирование программы своего класса (в том числе по выбору видов внеурочной деятельности). В принципе, с учетом этого у каждого ребенка может быть свой личный образовательный маршрут.

- А не получится ли так, что дети, которые учились в разных классах, будут обладать разными знаниями?

- У нас даже дети, которые учатся в одном классе и у одного учителя, имеют разные знания! По крайней мере, разный уровень их усвоения. Если серьезно, стандарт подразумевает, что ученики должны выйти на определенный результат, по каким бы программам и учебникам они ни занимались, где бы ни учились – в сельской школе или в лицее в Москве.

- Как вы думаете, как будет происходить доработка образовательных стандартов для старших классов?

- Со всей определенностью сказать трудно, но явно изменения будут серьезные. Благо, до 2020 года время есть. Родителей очень напугало несколько вещей. Во-первых, перечень обязательных предметов, в который вошли ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» (интегрированный предмет, включающий знания по истории, географии и экономике) и  индивидуальный проект. Во-вторых, ограничение количества предметов, которые школьник может выбрать, обучаясь на профильном уровне. И, в-третьих, опасения, что за все, что не вошло в обязательную программу, придется платить. Родители боятся того, что качество знаний будет хуже, а требования к ЕГЭ останутся прежними. И без дополнительной подготовки ЕГЭ будет не сдать. Во время обсуждения разработчики стандартов гарантировали, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ не будут выходить за рамки стандартов.

Стоит сказать, что проекты стандартов для старших классов не устроили не только родителей, но и специалистов. В частности, мы тоже отправляли в департамент образования Ивановской области свои предложения по расширению перечня обязательных предметов (с тем, чтобы в него вошли хотя бы русский язык и математика), увеличению количества предметов, которые можно изучать на профильном уровне.

- Ходят слухи, что в некоторых школах уже сейчас подготовку к ЕГЭ проводят на платной основе. Так ли это, и как это связано с идеей образовательных стандартов?

- Платные услуги на старшей ступени сейчас оказывают 13 образовательных учреждений. Это лицеи №6, №21, №67, гимназии №3, №36, №44, школы №4, №14, №28, №39, №50, №62 и ДДЮТ. Речь идет о спецкурсах. Выделяются два основных направления – гуманитарные спецкурсы посещают 464 ученика, физико-математические - 423.

Среди платных образовательных услуг есть и подготовка к ЕГЭ. Так, в гимназии №44 предлагается курс «Решение задач повышенной трудности», в лицее №21 – «Технология работы с тестовыми заданиями».

Практика показала - школа неплохо готовит учеников к ЕГЭ. По двенадцати предметам выпускники школ города Иваново в прошлом году показали результаты выше, чем по области и в целом по стране. Есть и случаи, когда высокие баллы на экзамене набирают ученики, которые не получали никаких платных услуг. Например, в прошлом году так произошло с выпускницей школы №19 (она набрала 100 баллов по русскому языку). И все же, на мой взгляд, если выпускнику для поступления в вуз нужно иметь «запас прочности», имеет смысл подготовиться более основательно. Если спрос на эти услуги есть, почему бы школе их не оказывать? Тем более что на этом рынке давно и активно работают вузы. «Цена вопроса» во многом зависит от того, кто ведет спецкурс (учитель или профессор вуза), сколько учеников посещают занятия, а также от платежеспособности родителей.

 Несмотря на то, что окончательное решение вопроса об образовательных стандартах для старших классах отодвинуто на неопределенный срок, расслабляться родительской и педагогической общественности не стоит. Слишком серьезный вопрос.

 

02 Мая 2011, 15:55 +289

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...