Все в сад

- Я садист. Я в садик хожу

Детский лепет

"Садистские" истории

Кто бы их ни рассказывал - родители, воспитатели или сами дети - они в большинстве случаев оказываются печальными. Почему? Потому что родители иначе стали относиться и к детям, и к их походу в детсад - уверены специалисты. Готовить ребенка к этой важной перемене в его жизни считают нужным не все, поэтому вопроса - когда начинать это делать? - практически не услышишь. В лучшем случае, мама или папа под диктовку напишут требования на собрании непосредственно перед "знаменательным событием" и попытаются подготовить чадо "экстерном". Это у них не получается, и неудивительно.

Потому что - считают специалисты - готовить ребенка к детсаду нужно ...с рождения: если уровень его психического и физического развития соответствует возрасту и родители готовы отдать его на "общественное воспитание", адаптация пройдет мягче. На практике же воспитатели сталкиваются с тем, что ребенок не умеет элементарных вещей: пить из чашки, самостоятельно есть и одеваться, проситься на горшок.

"Многие родители думают: вот пойдет ребенок в сад, там его всему и научат, - делится печальным опытом педагог-психолог одного из ивановских детских садов Галина Жаворонкова. - Но детский сад - не исправительно-трудовая колония. Если ребенок не умеет есть (а были случаи, когда мы в 4 года учили ребенка жевать!), одеваться и так далее, то он начинает сердиться, нервничать, у него пропадает желание идти в сад".

Это не значит, что ваше дите бросят голого и голодного: его, конечно, покормят и оденут. Да и сам он постепенно привыкнет и научится всему. Только вот стоит ли подвергать его такому стрессу? Наверное, хватит с него переживаний от расставания с родителями. Этот момент "похода в детсад" тяжелее переживается родителями, нежели детьми. И когда мы сами готовы к тому, чтобы оставить ребенка дома только потому, что ему не очень хочется расставаться с нами (или он может остаться с няней), то не удивляйтесь, что он будет пользоваться этим с удовольствием. Нужно четко и сразу определить, что посещение детского сада - такая же работа, только детская.

Кстати, няня - тема особая. В современном детском саду родителей некоторых детей воспитатели просто не знают в лицо. Чем это плохо? Таким детям не хватает общения с родителями, они испытывают психологический дискомфорт.

Ребенок - подготовленный или нет - пошел в детский сад. Обычно его оставляют сначала на пару часов, потом до дневного сна. Но часто адаптационный период некоторые родители стараются сократить до минимума. Это неправильно: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, а кто-то привыкает быстрее, кто-то - медленнее. К тому же традиционно ребенка приводят в сад в утренние часы, а как показывает опыт, некоторые дети охотнее остаются играть вечером. Так что поинтересуйтесь у администрации сада, можно ли приводить его после обеда.

Когда вести ребенка в сад? Бывают случаи, когда приводят шестилеток - непосредственно перед школой. Набор в младшую группу осуществляется с двух лет. Но практически невозможно "прийти, увидеть и победить": во многих садах уже укомплектованы группы не только на текущий, но и на следующий год. Это связано с тем, что многие сады Иванова закрылись, а количество детей резко возросло. И не только с этим - в "хороших" садах никогда не было недостатка в "клиентах". Так что начинать думать о том, какое детское учреждение будет посещать ваш малыш, нужно буквально с рождения - во всех смыслах.

Кстати, не забудьте, что детский сад станет для вас не только моральным испытанием, но и финансовым: нормальные условия существования в саду обеспечивают именно родители.

Маленькая страна ...советов

- Режим дня ребенка дома должен быть максимально приближен к садовому: в 9.00 там уже начинаются занятия, до 12.00 - прогулка, потом обед и сон (13.00 - 15-00), 15.30 - полдник, 17.00 - ужин.

- Приучите ребенка есть нормальную пищу: в саду кормят кашами, супами, запеканками, котлетами, а не пюре из баночек и йогуртами, а в комплект детской посуды бутылочка с соской не входит.

- Помните также, что в саду нет памперсов - приучайте к горшку.

- Чтобы облегчить процесс одевания детей раннего возраста, запаситесь одеждой на молнии и резинке, обувью на липучках, приучайте ребенка хотя бы частично, одеваться самостоятельно.

- Предоставляйте ребенку возможность поиграть самостоятельно. В саду внимание воспитателя не может принадлежать одному ему, так что ребенок должен уметь развлечь себя сам.

- Во двор и в детский сад разрешайте брать только те игрушки, которыми он готов поделиться. Иначе малыш будет находиться в постоянной тревоге.

- Не старайтесь "компенсировать" поход в детский сад (сладостями, развлечениями, обещаниями), иначе ребенок обязательно воспользуется вашим чувством вины. Не позволяйте "жалеть" его по этому поводу бабушкам и дедушкам.

- Обязательно посоветуйтесь с педиатром, чтобы он назначил медикаментозные препараты и витамины. Дети, как правило, тяжело переживают переход в детский сад не только морально, но и физически - у них снижается иммунитет.

Родительский опыт. Из личного

Мои собственные дети - двух и трех лет - пошли в сад в этом году. Детский сад был выбран "по рекомендациям" и в последний момент, и только по счастливой случайности удалось устроить обоих.

Период адаптации вроде бы прошел, и дети ходят в сад c удовольствием (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, где дерево). За это хочется сказать огромное спасибо воспитателям за их внимательное отношение к каждому ребенку. Но, как мне кажется, в успешном "приручении сада" есть и наша заслуга. По опыту могу сказать, что умение самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок, конечно, важно, но больше для воспитателя. Для ребенка же нужнее усвоить, что его любят и оставляют только на время. Этому невозможно "научить" за год, за месяц до похода в сад - он это чувствует.

Хорошо, если чадо имеет опыт общения с другими детьми, а главное - со взрослыми, шел на контакт с ними. Мои дети спокойно оставались и остаются с няней, ходили в школу раннего развития - думаю, во многом благодаря этому детсадовские условия не вызвали у них шока. Некоторый шок мы пережили раньше и вместе - когда ходили в школу: там были другие дети, надо было подчиняться какой-то дисциплине (сидеть за столом, выполнять просьбы учителя). В итоге ходить в сад нам - всем - нравится. Опять же - тьфу-тьфу-тьфу.

- Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить,

- а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?

Детский лепет

Чему как учат

По информации, полученной из управления образования г. Иванова, все 120 муниципальных детских садов работают по одной из трех образовательных программ - "Развитие", "Детство" или "Радуга" (речь идет о тех программах, которые внедрены в "массовом" порядке. Кроме них сады иногда практикуют другие, организуя экспериментальные группы). Некоторое однообразие объясняется тем, что программы, написанные в Москве или вовсе за границей, нуждаются в адаптации к местным условиям. Учитывается все: история края, социальный статус и дошкольного учреждения, и школ региона, уровень развития и состояние здоровья детей, выбирается оптимальный способ подачи материала и т.п. Поэтому часто между появлением нового продукта педагогической мысли на рынке вообще и в конкретном детском учреждении могут пройти годы. А важность адаптации недооценивать нельзя, считают специалисты: неадаптированная программа дезориентирует ребенка. На минуту представьте, что ваше чадо пройдет "московскую школу жизни"...

Если вкратце, то программа "Развитие", разработанная психологами, направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка в зависимости от возраста (3 года - сенсорные способности, 4-5 лет - конструирование, 5-6 лет - математика и т.п.). "Радуга" активно привлекает к воспитательному процессу родителей, делает упор на психологическую готовность ребенка к школе, а значит, прежде всего учит его взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Цель программы "Детство" - гармоничное развитие детей.

Так какую же программу выбрать? Среди педагогов-специалистов есть такая точка зрения: определитесь, каких результатов вы ждете от пребывания ребенка в детском саду. Если вы хотите делать упор на интеллектуальное развитие своего отпрыска, ищите сад, работающий по программе "Развитие". Комплексный подход к развитию личности гарантируют дошкольные учреждения, работающие по программе "Детство". На эмоциональное благополучие и личностное развитие ориентирована программа "Радуга".

Но, какой бы совершенной и суперразвивающей ни была программа, не перекладывайте воспитание своего ребенка на нее и на детское учреждение. Ведь, по большому счету, ему не нужен никто, кроме вас, а сад - это просто его работа...

Елена НОВГОРОДОВА

17 Ноября 2003, 18:33 +76

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...