Вторая жизнь «вторых рук»

Проблема второй жизни вещей существовала всегда. Еще несколько лет назад ее решали комиссионки – благодаря самим потребителям, которые сдавали туда ненужные вещи. Потом на смену комиссионкам пришли «секонд-хэнды». Они быстро и прочно заняли свою нишу в торговле. В любом городе можно было встретить не слишком приметные вывески, на которых написано: «Одежда из Европы» (другие варианты: США, Англии, Голландии). Совсем недавно такие магазины открывались один за другим. Но в последнее время процесс пошел на спад. Стали поговаривать, что будущего у «вторых рук» нет. Так ли это? Что представляет собой этот рынок сегодня? Можно ли делать ставку на «секонд-хэнд» как высокодоходный вид бизнеса?

Как это начиналось

В Иванове «секонд-хэнды» появились в начале 1990-х. К нам приезжали питерские предприниматели, которые снимали помещение побольше – в ДК железнодорожников, Доме учителя, ДК Меланжевого комбината, Доме книги у автовокзала - и открывали торговлю. Частично здесь была гуманитарная помощь, успешно разворованная теми, кто имел к ней доступ, частично - зарубежные оптовые закупки. Одежду привозили в больших, плотно набитых тюках, нередко прессованных. Вид она имела соответствующий – даже почти новые вещи выглядели до жути непрезентабельно. И все-таки из этих завалов самые терпеливые и упорные покупатели нередко выуживали достойную вещь. Даже те, кто поначалу брезгливо проходил мимо, стали заглядывать на одежные развалы. В итоге практически весь товар уходил за 2-3 недели.

Не удивительно, что этот бизнес вскоре стал популярным. В Иванове открылись 2-3 стационарных магазина «секонд-хэнд». Говорят, их хозяева сами были завсегдатаями «секондовских» барахолок. Но первый блин получился комом. У местных коммерсантов не оказалось опыта в столь специфической сфере, не были наработаны контакты с оптовиками. Кроме того, в отличие от питерского привоза, ивановский ютился в крошечных помещениях, а то и в подвалах. Ни показать товар, ни рассмотреть его толком было невозможно. Люди копались в кучах барахла в тесноте и в обиде. Не мудрено, что вскоре магазинчики закрылись.

Новая волна

Она захлестнула Иваново в 1996-ом. Наверное, кое-кто помнит длинные очереди, выстраивавшиеся тогда в «секонд хэнды». Люди выстаивали в них по два-три часа. Зато большинство уносили домой настоящую «фирму».

Для тех, кто решил заняться этим бизнесом, наступила золотая пора. Вот что рассказал предприниматель, у которого было несколько магазинов:

- Мы вложили первоначально всего тысячу долларов. А дневная выручка доходила до трех тысяч долларов. Что меня поразило – нарасхват брали женские халаты, которых у нас, в текстильном центре, должно быть немерено. Мы везли их «газелями» - и все уходили влет.

У некоторых покупателей прямо болезнь началась: приходили чуть не каждый день, приводили родственников, знакомых. Сегодня одну кофточку возьмут, завтра увидят лучше – тоже купят. Некоторые даже завели свой бизнес: перепродавали то, что брали у нас.

Основным поставщиком «секонд-хэнда» была Голландия. Там организовано много сортировочных баз, на которые поступают вещи со всей Европы. Но ивановские предприниматели работали (и сейчас работают) через московских посредников. Фактически покупают крупным оптом кота в мешке. Есть и сортированная одежда – отдельно куртки, джинсы, рубашки. Но чаше все сбывается навалом.

Кот в мешке

«Секонд-хэнд» делится на несколько категорий – в зависимости от качества. Первая, вторая и третья составляют основу опта. Но вещей, относящихся к первой категории, относительно чистых, не рваных, не сильно поношенных, в тюках и мешках попадается меньше всего. Одежда из второй категории тоже еще может быть кем-то востребованной. Третья категория – ветошь.

Еще реже, чем первая категория, встречаются товары «люкс» и «экстра». Они почти новые, а значит, самые привлекательные. Даже если не очень модные. Но ведь всегда есть вещи вне моды – вечно живая классика.

В последние годы появились так называемые «семейные пакеты». Это когда целая семья собирает все ненужное в доме – от книг и трусов до обуви и шуб, складывает в один пакет. Таким он и поступает в Россию. Тут тоже только «вскрытие покажет» качество и степень износа вещей.

Кстати, в одежных карманах порой попадаются доллары или марки. Однажды владелец ивановского «секонд-хэнда» обнаружил в тряпье крупную купюру…

Последняя категория – «сток», вещи совершенно новые. Обычно они поступают из крупных универмагов. Вышли из моды, не пользуются спросом – вот от них и избавляются. На Западе это идет в зачет как благотворительность. В России «стоком» торгуют, как правило, специализированные магазины. В Иванове работает «смешанный», где наряду с новыми вещами продают поношенные.

Человек, решивший заняться этим бизнесом, должен не только хорошо ориентироваться в категориях товара, с первого взгляда отличая первую от второй, а вторую от третьей. Есть немало других тонкостей – надо знать, где покупать, с какими оптовиками лучше работать.

Некоторые думают: чем богаче страна, тем качественнее оттуда поступает товар. Это мнение неверное. Оказывается, все зависит от отношения людей к такого рода благотворительности. Шведы, например, этого не одобряют, и ждать от них отличных вещей не приходится. Американцы более лояльные, а значит, и более щедрые. Но их размеры не совпадают с нашими. Брюки 62-го будут «сродни» российскому 70-му.

Опытные предприниматели считают: прежде чем вступать в игру, надо познакомиться минимум с 4-5 фирмами. Давно работающие оптовики могут не утруждать себя заботой о партнерах из розницы. А небольшие начинающие фирмы борются за клиентов, предоставляют неплохие скидки.

Цена вопроса

Сегодня ситуация на рынке «вторичной» одежды спокойная. Ажиотаж спал, магазины остались. По разным оценкам, в Иванове их от 15 до 20. Располагаются по-прежнему не на самом виду и занимают в основном небольшие помещения. Их владельцы больше не печатают каждую неделю рекламные объявления в газетах. Да и покупателей поубавилось, оживление наблюдается лишь в день завоза.

Как считают сами коммерсанты, сейчас «секонд-хэнд» - это не бизнес. Работают, чтобы прокормить семью. Впрочем, уровень доходов каждым понимается по-разному. Один считает рубли до зарплаты, а другой «за один заход» привозит товар на 10 тысяч долларов – именно такую сумму мне назвали в одном из магазинов «секонд-хэнд».

Конечно, 3 тысячи долларов в день сегодня не заработать – площади не те. Но жить можно. Как сообщил нам один из наших собеседников: если ты готов получать прибыль 20-25 тысяч рублей в месяц, то смысл заняться этим бизнесом есть. По его прикидкам, сегодня первоначальный капитал должен быть не менее трех тысяч долларов.

Что касается наценки, она может достигать и 500%. Говорят, майку, которая обошлась хозяину магазина в 30 рублей, легко покупают за 200. Но бывает и наоборот. Например, кожаную юбку за тысячу долларов, цена которой «на родине» упала до 50, у нас продали всего за 15 долларов.

Самая большая проблема предпринимателя – остатки. Надо быть готовым к тому, что из одной партии «в отходы» может уйти до 80% вещей. Общая прибыль по итогам месяца колеблется от 100 до 30 процентов – как повезет. Рассказывают, однажды кто-то закупил «экстру», а это оказались в основном купальники - тот еще подарочек к наступающей зиме. Дело в том, что при оптовой закупке нет возможности тщательно оценить весь товар. Он приобретается, хоть и мелким, но тоже оптом – мешками, тюками, пакетами.

Кем быть?

Во многих ивановских «секонд-хэндах» работают наемные продавцы. Хозяева предпочитают просто вложить деньги и «стричь купюры». По мнению опытных предпринимателей, чтобы успешно вести дело, надо заниматься им самостоятельно. Не только ездить в Москву за товаром, но и присутствовать при сортировке вещей, а еще лучше – и торговать самим. Это необходимо для более четкого учета, более гибкой ценовой политики. Имея возможность общаться с покупателями, можно вовремя вносить коррективы в стоимость конкретных вещей. Часто бывает, приглянулась покупательнице блузка или юбка, а денег не хватает. Наемный продавец сошлется на хозяина и вряд ли отступит от назначенной цены, а сам хозяин может и уступить. Это действует лучше всякой рекламы.

В одном из ивановских магазинов я познакомилась именно с таким владельцем. Он занимается «секонд-хэндом» 3 года. Приходит в магазин к открытию и уходит после последнего покупателя. «Здесь мой дом, - говорит он, а люди приходят ко мне в гости». При мне юбку, на ценнике которой была обозначена стоимость 280 рублей, продал за 200 – «это же постоянная покупательница». Женщина потом сказала мне, что скидки здесь не редкость. Тем не менее, в месяц доходы предпринимателя, по его собственным словам, составляют в среднем 30 тыс. руб.

Конечно, можно заломить цены и надеяться, что продашь в день хоть пару-тройку вещей. Говорят, в убытке не будешь. Но что тогда делать с оставшимся тряпьем?

Взгляд в будущее

В отличие от Иванова, во Владимире пошли другим путем. Несколько лет назад здесь открыли очень большой двухэтажный магазин. Цены в нем невысокие, товара много. Если вещь не продается в течение какого-то времени, цену снижают. В итоге мелким конкурентам пришлось уйти с рынка, осталось всего 2-3 небольших магазина.

По мнению одного из наших собеседников, то же самое может случиться в Иванове. Придет сильный игрок и станет монополистом. Для этого надо иметь как минимум 20 тысяч долларов. Работать лучше с питерскими оптовиками – «там граница ближе и товар дешевле». Но еще вернее выйти напрямую на зарубежных партнеров. К примеру, владимирцы работают с англичанами.

Те, кто занимались «секонд-хэндом» в середине 1990-х, считают, что сегодня работать на этом рынке труднее. Главным образом, потому, что качество товара стало ниже - «все уже выбрано». Поэтому не стоит делать ставку на высокие цены. Наоборот, нужно регулярно снижать стоимость и вводить систему скидок.

Ждать быстрой отдачи не стоит. Но через год-другой такой магазин вполне может завоевать популярность.

Другой вариант – сезонный завоз, уже опробованный питерцами. Пригоняешь огромную фуру и снимаешь большое помещение на 2-3 недели. При этом цена должна снижаться каждый день. Как показала практика, товар продается процентов на 70.

***

«Секонд-хэнд» - бизнес специфический. Но, как и любой другой, он будет успешным, если вкладывать в него не только деньги, но и душу. Во всяком случае, на деле получается именно так.

Людмила Котляр

05 Октября 2004, 12:30 +67

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...