Вячеслав Сверчков: «Такси станут цивилизованными»

Транспортный рынок в Иванове – один из наиболее динамично развивающихся. Пожалуй, лишь в торговле занято больше людей, чем здесь. Его значение в жизни областного центра сложно переоценить. Но, если проблемы общественного транспорта и маршрутных такси широко известны, то, чем живет другое направление – такси – знают лишь единицы.

Между тем, все больше ивановцев пользуются услугами такси. Спрос подталкивает предложение – количество служб, предлагающих эти услуги, растет из года в год. Один из наиболее известных участников этого рынка – «Желтое такси». Один из его учредителей Вячеслав Сверчков рассказал «Частнику» об основных тенденциях на рынке такси.

Нас интересовало и его мнение как депутата Ивановской городской думы о проблемах городского транспорта:

- Кто наиболее крупные игроки на ивановском рынке такси? Сколько ивановцев сейчас пользуются их услугами?

- Сейчас в Иванове работают 8 служб такси, из которых лишь три можно считать службами такси в полном смысле этого слова («Радио- такси», «Желтое такси» и «Крепость»). Остальные – «Престиж», «Экспресс», «Ретро», «Элит», «Интернет-такси» - являются, прежде всего, информационными службами. Что касается долей рынка, то «Желтое такси» занимает, по нашим подсчетам, примерно 10% рынка. 15% принадлежат «Радио Такси». По 20%-25% у «Крепости» и «Престижа». У прочих - по 5-10%.

Ежедневно все службы принимают от 7 до 10 тысяч заказов. Если учесть, что переезжают, как правило, по 2-3 человека, получается, что услугами такси каждый день пользуются до 30 тысяч ивановцев. В выходные дни эта цифра доходит до 100 тысяч.

- Каков среднемесячный доход служб такси?

- На удивление невеликий. Когда мы выходили на рынок, то думали, что заработаем здесь гораздо большие деньги. Однако чистый доход на одну машину в месяц выходит всего от 3 до 6 тысяч рублей. Для сравнения, каждая маршрутная «ГАЗель» приносит владельцу от 10 до 20 тыс. Доходность на рынке «маршруток» в разы больше, чем у такси, из-за чего, как вы видите, там и идет «драчка», а у нас все более-менее тихо и спокойно.

- Полностью ли обеспечивает спрос сложившееся предложение на рынке такси?

- В выходные и праздничные дни – нет. По будним дням ситуация обратная: загруженность такси составляет всего 50-60%.

- На Ваш взгляд, в каком направлении будет развиваться этот рынок?

- Путь только один – цивилизованного развития. Это актуально как для рынка такси, так и для «маршруток», и общественного транспорта.

Каждая машина «Желтого такси» платит до 2 тыс. рублей налогов в месяц. Но у меня нет сведений, следуют ли нашему примеру конкуренты. Очевидно, что городской и областной бюджеты теряют на этом направлении деньги, причем немалые. Мы подсчитали, что потери только городского бюджета в год из-за неуправляемости рынка частного транспорта составляют порядка 10 млн рублей.

«Желтое такси» копировало свою работу с московского «Нового желтого такси», которое в свою очередь создавалось по образу и подобию нью-йоркской службы. У нас ежедневно все «Волги» проходят техосмотр, каждого водителя, который выходит на линию, проверяет медработник, все машины проходят мойку. Начиная свой бизнес, мы осознавали, что эти требования создадут нам конкурентные преимущества. Наши ожидания оправдались.

- Кто контролирует работу служб такси в городе? Кто проверяет качество услуг, предоставляемых ими?

- На сегодняшний день транспортная инспекция выдает лицензию на работу такси, и в принципе, больше никто ничего не контролирует и не проверяет. За исключением, может быть, работников ГИБДД. Городская власть этим занимается недостаточно плотно. Боюсь, что это связано с незнанием специфики рынка транспортных услуг.

- Как вы взаимодействуете с владельцами маршрутных такси? Вы отнимаете друг у друга клиентов?

- Нет, это – совершенно разные рынки с разными ценовыми сегментами. Да и внутри рынка такси нет единства по тарифам. Например, «Желтое такси» позиционирует себя как службу, предлагающую чуть более дорогие, но и более качественные услуги. На нашу ценовую политику влияют много компонентов. Начиная от стоимости машин, их состоянием (в нашем парке только новые «Волги»), заканчивая затратами на их обслуживание.

- Существуют ли какие-либо договоренности между службами такси? Пытаются ли они самостоятельно регулировать рынок?

- Никаких договоренностей. Хотя у нас есть определенные взаимоотношения с «Радио-Такси», и я думаю, что мы будем с ними вырабатывать общую линию.

Цивилизованный рынок так или иначе будет формироваться, и те службы такси, которые хотят играть по правилам, будут объединяться (не в финансовом, а в идеологическом плане) для регулирования рынка. Скорее всего, будет создана некая общественная организация - ассоциация. Об этом разговор сейчас идет, хотя некоторые службы такси будут этому очень сильно сопротивляться.

- Как бы Вы в целом охарактеризовали положение в ивановском транспорте?

- Если в целом, то ситуация – ужасная. Другого слова у меня нет. Например, по маршрутным «ГАЗелям» - здесь просто царит беспредел. Сейчас в Иванове работают примерно 1000-1200 «ГАЗелей». При нормальном транспортном обеспечении города их надо лишь 350-400 единиц! Все остальные «маршрутки» – лишние, они только добавляют аварийности на дорогах. Недавно специалисты замерили на площади Ленина частоту перемещений «ГАЗелей». Интервал между машинами получился - 11 секунд!

Кроме того, лишь 350 из тысячи двухсот «маршруток» платят налоги.

Нигде, кроме как в Иванове, такой обстановки больше нет. Считаю, что город и область все же примут решения, которые приведут к сокращению парка «ГАЗелей», иначе все это выльется в неописуемый хаос. И думаю, что «Экспресс-сервис» будет не единственной организацией, которая освоит маршруты «ПАЗиками». Потому что в час пик автобус должен забирать с остановки 70-80 человек, а не десять-двенадцать. «ГАЗели» не предназначены для перевозки пассажиров. Начальник городского ГИБДД рассказывал мне, что уже известны как минимум два случая, когда пассажиры выпадали из незакрытых задних дверей «маршруток». Пора уже навести порядок.

- Как бы Вы оценили усилия мэрии по наведению порядка в сфере общественного транспорта?

- Сегодня они уделяют внимание этому вопросу только на уровне писем. Конкретных дел мало. Это мое мнение.

- Что Вы как депутат гордумы можете предложить?

- Сейчас в думе создается постоянно действующая рабочая группа по транспорту – на базе временной комиссии по вопросу о компенсации для «Экспресс-сервис» (руководитель комиссии – Игорь Волков). Будем привлекать специалистов в этой области и вырабатывать конкретные решения, чтобы систематизировать работу транспорта в областном центре. Будут готовиться документы на уровне думы. При этом мы понимаем, что основные решения останутся за мэром и губернатором. Последний, например, мог бы помочь решить проблему с кохомскими «маршрутками», которые заполонили Иваново и Ивановский район.

- У городских и областных властей уже есть «опыт» совместных действий на этом фронте. Летом они попытались обязать маршрутчиков предоставлять льготы пассажирам. Прокуратура в суде также неоднократно подтверждала эту норму. Но льгот по-прежнему нет…

- Обязав предпринимателей предоставлять льготы, бюджет должен платить им компенсацию. Если бюджет не компенсирует, то получается, что и обязательств у владельцев «Газелей» нет.

- В Ивгордуме создана группа «Единая Россия». Какое место в работе группы будет отведено вопросам городского хозяйства, в частности, проблеме ивановского транспорта? Что уже сейчас может предложить группа?

- Цель и задачи группы состоят именно в том, чтобы решать проблемы городского хозяйства в тесном взаимодействии с мэрией. Во главе группы встал Игорь Альпер – это опытный руководитель, который в состоянии наладить работу группы и сможет совместно с другим депутатами выработать перспективную программу решения городских проблем, в том числе и транспортных, чем и будет заниматься фракция в ближайшее время.

Вячеслав Сверчков – родился в 1963 г. в Крыму (г. Симферополь). В 1984 г. окончил Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. С 1984 г. проходил военную службу в Иванове, Тейково и Шуе. С 1992 г. занимается бизнесом. В настоящее время – председатель наблюдательного совета ОАО «Автозапчасть», в состав которого входит служба «Желтое такси».

Андрей Воронин

30 Марта 2004, 12:16 +90

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...