Вячеслав Сверчков: «За исполнительной властью нужен контроль»

Глава города Иванова – о бюджете, застройке зеленых зон и выборности главы муниципалитета

Анна Семенова

Роль представительного органа власти – думы или совета – для многих «мирных граждан» до сих пор остается в определенной мере terraincognita. Мол, депутаты лишь голосуют за то, что им даст исполнительная власть. На самом деле же именно депутаты могут стать сдерживающим фактором, постоянно контролирующим ту или иную сферу деятельности той же исполнительной власти. Во всяком случае, именно в этом (а также во многом другом) видит основную роль Ивановской городской думы глава города Иванова Вячеслав Сверчков.

Об экономии и автомобилях

- Один из важнейших вопросов, которые решает Ивановская городская дума, - это принятие бюджета города. Сейчас усиливаются ожидания очередного витка экономического кризиса. Будет ли в связи с этим сокращаться бюджет на следующий год? Если да, то на сколько и на чем город будет экономить?

- Окончательных параметров бюджета города Иваново на 2014 год еще нет, однако уже можно говорить о них в общих чертах. Дефолта не будет (если вы это имели в виду, спрашивая о бюджете): концы с концами мы сводим, хотя и приближаемся к предельному дефициту. Думаю, что общие параметры бюджета будут сопоставимы с параметрами бюджета этого года. «Лишних» расходов, от которых можно было бы отказаться совсем, у нас и не было, поэтому мы урезаем финансирование по всем направлениям, но понемногу. Думаю, это разумный подход, который позволит нам, пусть и чуть медленнее, но все же двигаться в направлении развития города.

Есть и такие вопросы, на которых, на мой взгляд, вообще нельзя экономить. Это то, что связано, с благоустройством, работой управления образования, выполнением наказов избирателей. Evrostrou.ru: Ремонт квартир в Москве.
Доставка по Москве строительных материалов.

- Если уж речь зашла об экономии, то на сайте госзакупок появилась информация о покупке городской думой автомобиля  за 2,5 млн рублей. Действительно ли есть необходимость в покупке таких дорогих автомобилей? Кто на нем будет ездить? Что будет с автомобилем, закупленным для главы города в 2010 году?

- Да, действительно, официально объявлен открытый конкурс  по покупке автомобиля для главы города Иванова.  Сейчас у нас есть машина «Ауди», ей 4-й год.  Он прошла почти 170 тысяч километров без поломок. Согласитесь, это немало для любого автомобиля. Приобретение новой машины было запланировано еще год назад, а деньги были заложены в бюджете. Автомобиль, на котором ездит глава города сейчас,  будет передан в администрацию города. Освободившаяся в автохозяйстве администрации машина поступит в Контрольно-счетную палату, а их автомобиль -  в распоряжении зоопарка.

Добавлю, что мы приобретаем надежный и экономичный автомобиль. И как говорится, мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи. У нас уже есть опыт, когда автомобили известных марок «сыпались» чуть ли не в первый год обслуживания, а их ремонт обходился  весьма недешево.

О «Большом Иванове» и застройке зеленых зон

- Не так давно была озвучена идея о создании Ивановской агломерации в которую вошли бы Иваново, Шуя и Кохма. Ранее уже говорили о необходимости расширения города за счет территорий Ивановского района. Сейчас ведется какая-то работа в этом направлении?

- Агломерация – это стратегическая идея, но перед нами стоят сейчас более острые территориальные вопросы. Может быть, это будет в какой-то мере обидно для Ивановского района, но, на мой взгляд, было бы логично сейчас «привязать» к городу если не весь Ивановский район, то по крайней мере, отдельные крупные территории, примыкающие к областному центру, по аналогии с «Большой Москвой». Основная причина: отсутствие площадей для застройки. Уже сейчас появляются предложения от крупных строительных компаний присоединить к городу участки в 150-200 га, чтобы вести комплексную застройку.

Да, это болезненная тема, но ее нельзя замалчивать, необходимо поднимать эти вопросы, обсуждать, находить приемлемые решения. Например, если к Иванову присоединить Кохму и часть Ивановского района, кто от этого выиграет, а кто проиграет?

С Михаилом Менем, в свое время,  мы начали обсуждать эту тему, он одобрил наш подход и рекомендовал нам проработать вопрос. Со своей стороны он предложил, если Кохма станет частью Иванова, сделать ее районом города.

Безусловно, есть немало сложностей: необходимо принятие федерального закона. Мы уже начали изучать опыт наших соседей, например Владимира. Там, кстати, нет Владимирского района. Думаю, в течение ближайшего года мы уже сможем предложить четкое видение перспективы в этом вопросе, решение организационных проблем и предложим это на рассмотрение властей региона. Надеюсь, что и новая региональная власть пойдет нам навстречу. Главное – чтобы в итоге выиграли жители и города Иванова, и тех муниципальных образований, которые войдут в состав областного центра.

- Кстати, о застройке. На публичных слушаниях и пленарном заседании Ивановской городской думы в начале октября очень четко обозначилось, мягко говоря, столкновение интересов жителей города и застройщиков. Поскольку решения по изменениям в генплан в конечном итоге будет принимать именно городская дума, она же будет вносить изменения в правила землепользования и застройки, не могли бы вы сейчас озвучить свою позицию по этому вопросу?

- Что касается конфликтов жителей с застройщиками, то, с одной стороны, администрация должна идти навстречу строителям, чтобы город развивался, а с другой – мы видим, какие у нас есть перегибы, когда администрация уж слишком рьяно идет навстречу. И здесь надо искать золотую середину и рассматривать каждый конкретный случай. Когда есть пустырь, и на нем возводят современное здание, благоустраивают прилегающую территорию, организуют парковку – это одно дело. А когда начинаются стройки во дворах или попытки снести зеленую зону – это другое.

Вот пример с кафе «Морсен» на площади Пушкина. Я тогда за него сильно не ратовал, я лишь считал и продолжаю считать, что в центре города должно быть больше кафе и ресторанов. Но то, что в итоге там появилось? Я просто не понимаю, как в управлении архитектуры, где есть, в том числе, главный архитектор города, могли одобрить такой проект. Или недавно появилась информация о планах по застройке зеленого пятачка на площади Пушкина около церкви или на Шереметевском проспекте у кардиодиспансера. Я считаю, что это недопустимо, и мы уже обратились к главе администрации, чтобы предотвратить строительство на этих участках.

 Об энергетике и транспорте

- Регулярно возникают вопросы о сдаче в аренду, приватизации муниципальных инфраструктурных предприятий. Что происходит сейчас. Как вы считаете, должны ли они оставаться в руках города или все же их нужно отдавать частному бизнесу?

- Я бы не хотел сейчас занимать какую-то жесткую позицию. Есть примеры городов, в которых частный бизнес управляет тепловыми или электросетями. Но, видимо, у каждого города есть свои тонкости и нюансы. Сейчас идет работа по созданию совместного предприятия на базе «Ивгортеплоэнерго» с участием ивановского филиала ОАО «ТГК-6». Городу это будет выгодно. Ведь кроме кредитов предприятия, ежегодно из городского бюджета мы  платим около 300 млн рублей в качестве субсидий за тепло и горячую воду. Парадокс, но в этом виноваты даже не те, кто управляет «Ивгортеплоэнерго». Проблема в методиках расчета платы и в некоторых других моментах. Например, мы не можем регулировать температуру горячей воды, которую подают в дома. А «лишние»  градусы обходятся в 2-3 миллиона рублей в месяц. Мы надеемся, что в итоге после создания единого предприятия эти вопросы будут сняты.

Это один из примеров. Но есть и другие. Не секрет, что структуры «Энергострима» серьезно «уронили» нашу «Ивгорэлектросеть»: общие убытки предприятия составили более 400 млн рублей в год при том, что прибыль «ИвГЭС» - от 50 до 100 млн в год. Ситуация на предприятии очень сложная, оно стоит на грани банкротства. И сегодня есть предложение от компании Вячеслава Смирнова взять «Ивгорэлектросеть» в управление. Правда, когда мы начали рассматривать конкретные предложения, проекты договоров, которые он предлагает, то, скажем так, слегка удивились. Да, Смирнов берет на себя обязательства за 5 лет вывести «ИвГЭС» из кризиса, но при этом очевидно, что не будет никакого развития, никаких вложений в городские сети, никакой модернизации. Зато в том, что они получат хорошую прибыль, у нас сомнений нет.

Сейчас мы ведем переговоры, и могу сказать, что наша позиция такова: на любых условиях мы предприятие отдавать не будем. Когда мы спрашивали у руководителя «Ивгорэлектросети», сможет ли предприятие само выйти из сложной ситуации, он сказал: нам будет тяжело, мы пока не знаем. Но если действующие менеджеры сами не смогут, может быть, тогда надо поискать других руководителей, которые в состоянии это сделать. При этом надо учитывать, что предприятие всегда было прибыльным, и за 5 лет свои долги оно закроет просто за счет прибыли.

В общих чертах, позиция муниципальных властей сегодня такова: инфраструктурные предприятия должны быть городскими. И за последние три года ни одно предприятие не было приватизировано.

- Еще одно очень важное городское предприятие – МУП «ИПТ». Появлялась информация о том, что оно тоже на грани банкротства…

- Мы о его банкротстве говорили уже много раз. Напомню, что в последние годы из бюджета «ИПТ» получает по 200 млн рублей в качестве субсидий.

Я убежден, что троллейбусное движение в городе надо сохранять и развивать, что троллейбусный парк «ИПТ» нельзя ни продавать, ни отдавать в аренду. Я знаю пример двух городов, где на этот шаг пошли и потом выкупали обратно в несколько раз дороже. Наоборот, сейчас мы ежегодно обновляем троллейбусный парк, пусть немного, но развиваем предприятие. Проблема в автобусах. У «ИПТ» есть 30 автобусов малой вместимости, которые изношены и приносят ежегодно убытки – около 30 млн рублей. Если бы это были автобусы большой вместимости, то был бы смысл их сохранять. В данном случае их прекрасно заменят частные перевозчики с такими же «Богданами» и «ПАЗиками». А мы сосредоточимся на развитии городского электротранспорта (троллейбусов).

- Но если бизнес может работать на таких автобусах, почему «ИПТ» не может?

- Здесь есть несколько причин, одна из них – форма налогообложения: только на этом мы теряем 30-40 %.  На самом деле, жителям, которые пользуются общественным транспортом, все равно, кто их возит – частники или муниципальные автобусы. Главное – чтобы соблюдался график и интервалы движения, чтобы возили льготников, чтобы автобусы были исправные. Парадокс в том, что в договорах с перевозчиками все прописано. Но должного контроля со стороны исполнительной власти нет – вот и возникают проблемы.

Контроль за соблюдением условий договоров – это обязанность комитета по транспорту. Если перевозчик их не выполняет – надо разрывать контракт, на его место придут другие. Этим надо заниматься, хотя я понимаю, что невозможно сразу проверить 500 автобусов на всех маршрутах. Мы уже предлагали администрации, если то необходимо, принять какие-то дополнительные нормативные документы в сфере транспортного обслуживания. Пока ответа нет.

Вообще в сфере пассажирского транспорта у нас много недоработок. До сих пор нет обследования пассажиропотоков и маршрутной сети. Нет программы развития городского транспорта, нет единой городской диспетчерской службы. Будем добиваться, чтобы все это было создано.

О власти и выборности

- В последнее время все чаще звучат предложения об изменении порядка формирования органов муниципальной власти, в частности, о прямых выборах главы города, возвращении к той системе, которая у нас была. Ваше мнение по этому поводу.

- По 131-ФЗ «О местном самоуправлении» существует три варианта избрания главы муниципального образования. Первый – это тот, который у нас сегодня есть. То есть главу города выбирают из депутатов городской думы, и он возглавляет представительный орган власти. Второй – когда представительным органом руководит всенародно избранный глава города. Об этом варианте мало кто говорит. И третий – тот, который был у нас ранее, когда всеобщим голосованием избирался глава исполнительной ветви власти.

У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.

- Так будет ли обсуждаться вопрос об изменении схемы избрания главы города?

- Да, конечно, и я постараюсь сделать все, чтобы этот вопрос решался максимально открыто. Чтобы были и публичные слушания, и обсуждения на заседаниях общественного совета, на комитетах думы.

Моя точка зрения сегодня, может быть, не очень популярна. Я считаю, что глава города должен избираться всенародно, но руководить представительным органом власти. Если планируете взять потребительский кредит, то сначала хорошенько подумайте о том, как ваши друзья в фэйсбуке могут повлиять на вашу кредитную репутацию. Возможно, что-то надо хорошенько подчистить, прежде чем подать заявку на потребительский кредит.

Почему я считаю, что так лучше? С одной стороны, граждане выразят свою волю и проголосуют за высшее должностное лицо города, с другой – глава города будет руководить думой ,  а  также, в определенной степени, определять векторы работы администрации. Но  вертикаль власти не будет разрушена. Исполнительная власть действительно должна работать в вертикали. Но нужен постоянный контроль. Потому что как только начинается усиление исполнительной власти, работа представительного органа становится чисто номинальной. Возникает бесконтрольность. А она к чему приводит? К тому, что отдельные представители исполнительной власти оказываются за решеткой.

Что касается понятного и эффективного механизма отзыва того или иного выборного лица, я согласен с тем, что это тоже сдерживающий фактор. Хотя в публичной практике он очень редко применяется. Возможно, в наших условиях этот рычаг должен быть у представительной власти по отношению к исполнительной. И об этом тоже надо говорить.

 

22 Октября 2013, 14:36 +1061

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...