Высшая математика успеха

Мы побывали в физико-математическом классе лицея №33, который вошел в список 500 лучших школ страны

 Марина Москалева (текст)

Мария Сибирякова (фото)

 Известие о том, что лицей №33 вошел в список 500 лучших школ страны, никого не оставило равнодушным. Кто-то порадовался, кто-то удивился, кто-то вознегодовал. Но, независимо от знака, эмоции эта новость вызвала сильные. Справедливость решения обсуждать бессмысленно, ведь в основе рейтинга показатели вполне измеримые – результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах. Что говорить, лицей №33 – это своего рода легенда Иванова, а легенда самого лицея – физико-математические профильные  классы, где (в том числе) куются те самые победители олимпиад. Именно в физмат-классе мы и решили побывать.

 Два класса – два классных руководителя

Первое о чем рассказывают родителям детей, пришедших в физмат – это система преподавания, которая строится на том, что у двух профильных классов, восьмого и десятого, два классных руководителя. В нашем случае это Надежда Сергеевна Колоколова и Галина Владимировна Сычева.

В результате математику ребята учат в группах по 12-13 человек. От внимания педагога не ускользнешь при всем горячем желании, остается только учиться. Хотя первоначально ребят приходится подтягивать. «Это в интересах всех, - считает Надежда Сергеевна. – Чем сильнее класс, тем выше они все могут подняться. А для этого нужно, чтобы никто не «проваливался», не тянул на дно».

При этом классы общаются между собой. И коллективами (на общих праздниках, в походах, в поездках) и лично. За каждым «младшим» закреплен «старший», который принимает зачеты, отвечает на вопросы, помогает с трудными задачами. Польза от этого обоюдная: младшим есть на кого опереться, у старших есть возможность почувствовать себя сильными и умными, а заодно повторить материал.

«Эта методику в 1987 году, на заре моей юности, я привезла из командировки в Магнитогорск и в Белорецк, - рассказывает Надежда Сергеевна. - В Белорецке педагог Роман Григорьевич Хазанкин практиковал систему парного обучения классов. Результаты впечатляли. У меня было на тот момент три девятых класса и седьмой математический. Одному из девятых, где я была классным руководителем, я и предложила новую систему. И удивительно, но именно этот класс вдруг выделился на общем фоне и пошел вверх. Это вдохновило и меня, и детей».

Затем в 1991 году в школу пришла работать Галина Владимировна, и все сложилось окончательно. Что это уже не эксперимент, а система, стабильно дающая хорошие результаты, стало понятно через несколько лет. А сами педагоги почувствовали себя уверенно и свободно лет через 10.

Результат, который достигается смешением старших и младших трудно описать.

«Даже через много лет, приходя в школу, ребята спрашивают: «Ну как наши старшие?» или «Ну как наши младшие?»», - рассказывает Галина Владимировна.

  «Никогда не знаешь, кто из наших победит в олимпиаде»

Это одно из выражений Надежды Сергеевны. Кстати, сама она даже не замечает скрытого в нем оптимизма – получается ведь, что победит кто-то из своих, не ясно только - кто. И хотя не только ученики физмата выигрывают олимпиады, все же их заслуга в попадании школы в топ-500 немалая.

Собрать собственную статистику по победителям олимпиад здесь только мечтают. На муниципальном уровне победителей (только по математике) набирается 15-20 в год. На региональных олимпиадах результаты тоже заметные. А вот на российском уровне сейчас ребята выглядят скромнее.

Каждый год по результатам олимпиад в хорошие вузы поступает человек по 15 из класса. Почему же не дотягивают до побед? По мнению педагогов, ребятам не хватает системных занятий для тех, кто «перерастает» школу, даже такую как лицей №33. Отчасти выручает Центр развития детской одаренности (директор И.Н. Жадан). «Результаты наших воспитанников - это заслуга не только наша, но и преподавателей ЦРДО, - говорят Надежда Колоколова и Галина Сычева. - Наши ребята всегда с надеждой ждут приглашения на профильную смену одаренных детей и с большим удовольствием сочетают занятия с отдыхом на Рубском озере. Руководитель математического направления в ЦРДО Евгений Власов, несмотря на свою занятость (он директор школы и преподаватель университета), выкраивает время на работу с детьми. С каждым годом количество желающих заниматься математикой в Центре увеличивается. Но для того, чтобы занимать на российских олимпиадах призовые места (а такой период у ребят из Иванова был), системной работы с этими детьми все же не хватает».

И еще педагоги уверены: чтобы побеждать, нужен опыт. К сожалению, участие в олимпиадах по нынешним временам – удовольствие дорогое, непосильное для многих родителей.

«Сейчас у меня на столе лежит приглашение на международную математическую олимпиаду в Анталии, - говорит Надежда Сергеевна. – Только взнос за участие – 70 евро (по одному предмету). Плюс авиаперелет, проживание и питание, пара экскурсий… Расходы выльются минимум тысяч в 20».

Не многим лучше и ситуация с российскими конкурсами. Например, раньше физмат ездил на конкурс «Квант». Кстати, зародился он на ивановской земле, его начал проводить преподаватель энергоуниверситета Сергей Иванович Токарев: в студенческом лагере на Рубском озере, в спартанских условиях и почти бесплатно. Сейчас «Квант» вырос в грандиозную структуру, и взнос там составляет порядка 15 тысяч с человека за неделю (без учета дороги). А нужно везти группу, ехать с руководителем. Вот и приходится отказываться от таких поездок.

 Не ходи, ребенок, поступать в маткласс!

«Один мальчик очень не хотел учить математику! Но родители все-таки заставили его! Он учился, учился … и у него расплавились мозги!»

Так или почти так звучит история на посвящении в физмат – родная сестра всех «страшилок» про черного дембеля и красную ручечку. После этого руки новоиспеченного математика погружают в теплые и склизские макароны «Ролтон», которые и олицетворяют расплавленные мозги.

Ну а сюжет про юного цветущего молодого человека, который не знал горя, пока его не впихнули в физмат – это классика для номера самодеятельности профильного класса.

Каждый год ребята пишут песенки из серии «Маленькие дети, ни за что на свете…», «Ты пойдешь у нас в маткласс!» или «Вдвоем с тобой, вдвоем с тобой остались ты да я, о математика моя, любимая моя»… Вот и сейчас за лето написано две новых песни.

Ирония – нормальная защита мозга от перегрева - считают педагоги, и на такие проявления творчества не обижаются.

«Вообще для технарей все это – отдушина, - говорит Надежда Колоколова. – И походы, и поездки, и песни. Посмотрите, сколько бардов вышло из хороших технических вузов».

И Надежда Сергеевна, и Галина Владимировна уверены - не способных к математике детей не существует. Если ребенок здоров, научить можно любого.

Среди выпускников маткласса есть и историки, и юристы, и врачи. Но когда их спрашивают, не жалеют ли они о том, что столько времени провели над учебниками математики, они отвечают: «Конечно, нет! Зато нас научили думать».

 Кстати, в лицее №33 после попадания в список 500 лучших школ, вроде бы, никто не собирается почивать на лаврах. Как говорит директор школы Елена Арешина, нужно думать о том, чтобы подготовить молодых педагогов, которые со временем могли бы придти на смену тем, кто сейчас создает славу лицея. А поиск смены – это сегодня настоящая головная боль.

 

04 Октября 2013, 08:53 +689

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...