Выживать в контакте

Благосостояние России в целом и отдельных регионов в частности все чаще связывается с развитием производственных мощностей. В ноябре в Москве прошла III Межрегиональная конференция "Предпринимательство в промышленности: пути развития". Одним из основных лекарств в «рецепте», выписанном организаторами конференции для выздоровления отечественной промышленности, стала контрактная система взаимоотношений между производителями. Ее суть в том, что крупное предприятие доверяет разработку документов и чертежей, изготовление отдельных узлов и комплектующих более мелким партнерам. Это снижает издержки «больших» производителей и обеспечивает постоянными заказами «маленькие». Поэтому наибольшой интерес вызвала работа секции «Субконтрактация», посвященная их взаимодействию.

По понятиям

Субконтрактация – форма взаимовыгодного кооперационного сотрудничества между малыми, средними и крупными предприятиями. Отношения между ними строго регламентированы договором, где прописаны требования к качеству, количеству и срокам поставок.

Малое или среднее предприятие (субконтрактор) получает узкую специализацию, постоянную загрузку и гарантированный сбыт (а в ряде случаев – даже оборудование, контрольные приборы и помощь в стандартизации).

Крупное предприятие (контрактор) экономит на организационных и производственных затратах (в том числе себестоимости), ускоряет оборачиваемость средств, быстро реагирует на изменение рыночного спроса.

Как система организации производства, субконтрактация появилась в 1960-х годах и обеспечила высокие темпы экономического развития таких стран, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция.

Наиболее развита в машиностроении (особенно – в автомобилестроении), электронике и электротехнике, полимерной промышленности, деревообработке.

В российской практике эта система взаимоотношений между производителями отработана только в области металлообработки, резинотехники, резинопластики и электроники (остальные отрасли контрактными отношениями практически «не охвачены») и действует благодаря не «сознательности» производителей, а усилиям специально созданной структуры, нацеленной на контакт с властями, - Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС).

Иваново тоже «охвачено»

Перед началом конференции обнаружилось, что Ивановская область, наряду с другими регионами, также «охвачена» субконтрактацией (список региональных центров висит на сайте www.subcontract.ru; в Иванове такой Центр существует на базе «Итиля-95»). Начальник Главного экономического управления Ивановской области Владимир Соков значился в составе оргкомитета конференции. Несмотря на это, ни Соков, ни руководитель ивановского регионального центра субконтрактации Александр Макаров в мероприятии не участвовали. Не было видно и представителей ивановских предприятий. Это вызвало искренне сожаление. По самым скромным подсчетам, конференция собрала не менее 400 человек со всей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Чиновников и руководителей региональных центров на конференции было немного (они вполне могут пообщаться и в другом режиме), а основную «массу» составляли производственники, которые активно общались между собой и налаживали контакты.

(Самая благоприятная возможность для этого была создана на второй день работы конференции, когда была проведена первая не виртуальная, а реальная биржа контрактов: пять предприятий-заказчиков имели возможность «посмотреть в глаза» потенциальным исполнителям, выбрать наиболее достойного, провести предварительные переговоры.)

О субконтрактации как системе было сказано много хорошего. Самое главное – она действует.

«Квалифицированные поставщики–субконтракторы в России есть, и они вполне могут быть конкурентоспособными на международных рынках», - заявил на конференции генеральный директор МСЦ Артем Киселев.

Что касается межрегиональной инфраструктуры субконтрактации, то сейчас существует 35 центров, которые используют в своей работе единые методики и работают в едином информационном пространстве (и то, и другое создано на деньги международного фонда «Евразия»).

С Нового года, сообщил А. Киселев, все межрегиональное взаимодействие, обмены заказами, методиками будут осуществляться в рамках общероссийской организации - Национального Партнерства развития субконтрактации. Это означает повышение требований к региональным организациям – чтобы «все российские предприятия могли получать одинаково качественные услуги». Кроме того, центров субконтрактации как таковых может быть в регионе несколько, однако статус регионального должен иметь только один. Им будет именно тот, кто сможет выстроить наиболее эффективные отношения с региональной властью.

«Если центр не может работать с администрацией, пусть работает как альтернативный», - прозвучало на конференции (практика «сосуществования» нескольких центров уже имеется).

Взаимодействию с чиновниками уделяется так много внимания потому, что центры субконтрактации – в первую очередь, важнейший элемент промышленной инфраструктуры региона, а уже потом – возможность зарабатывать на информационных услугах.

Цена вопроса

По сути, для встраивания в систему субконтрактации предприятиям достаточно предоставить информацию о себе и вносить абонплату (если, конечно, оставить «за кадром» необходимость совершенствования оборудования и систем качества, требования к которым могут быть оговорены заказчиками).

Стандартная плата, взимаемая с промышленных предприятий за участие в проекте, невелика - 10 тыс. рублей в год. В «пакет услуг» входит абонентское информационное обслуживание. Прежде всего, это оперативная рассылка базы данных по заказам: зарегистрированному в системе предприятию она приходит на два дня раньше, чем вывешивается на сайте. Таким образом, предприятие получает возможность участвовать в общероссийских тендерах, находить заказчика и исполнителей за пределами своего региона.

Некоторые региональные центры берут на себя дополнительные обязательства. Так, ярославский центр имеет возможность снизить стандартную цену обслуживания (за счет того, что часть расходов берет на себя ЯрТПП), а некоторым московским малым предприятиям услуги оказываются бесплатно: их стоимость центру субконтрактации компенсирует Правительство г. Москвы.

Опытным путем

Логика подсказывает, что работа с промышленными предприятия – специфика таких организаций, как Торгово-промышленная палата и Российский Союз промышленников и предпринимателей. Чувствуется это и на практике. Так, ярославский центр субконтрактации, существующий два с половиной года, возглавляет президент ЯрТПП Валерий Лавров. В результате, кроме оговоренных финансовых «льгот, палата также предлагает предпринимателям-заказчикам свои услуги по проведению конкурса между исполнителями и консультированию, а информацию собственно о субконтрактации можно найти на сайте ЯрТПП. В этом году ярославцы издали список субконтракторов. В справочник вошла информация о том, какие заказы готово выполнить 51 предприятие области (чтобы дозагрузить свои мощности), об их характеристиках, оборудовании, наличии систем качества. Размещение информации в сборнике для предприятий было бесплатным.

Московский центр субконтрактации – один из самых успешных. По словам А. Киселева, обеспечивает кооперационные связи московских предприятий с более чем 1,5 тыс. региональными предприятиями.

Ленинградский центр субконтрактации был приведен в пример как подразделение, имеющее лучшее интернет-представительство (кстати, только открытая база центра позволяет получить информацию о 350 предприятиях региона). Также о степени развития субконтрактации в этом регионе говорит один факт: в Санкт-Петербурге более 250 малых предприятий изготавливают запчасти для иномарок, которые автосервисы берут охотнее, чем оригинальные.

Татарстан проводит протекционистскую политику по отношению к своим производителям. Она выражается в том, что «уводить» заказы из региона запрещено на государственном уровне.

Конечно, самое трудоемкое – это сбор информации. Чтобы она была достоверной, сотрудникам региональных центров приходится неоднократно выезжать на предприятия и детально изучать их возможности. Именно от этой «первоначальной» работы во многом зависит, будет ли работать система, а центр – зарабатывать деньги.

Местный колорит

На общероссийском фоне Иваново выглядит довольно бледно. Соглашение между МСЦ и «Итиль-95» было заключено в июле 2004 года, реальная работа по формированию базы промышленных предприятий, по словам ивановского центра субконтрактации (ИЦС) Александра Макарова, началась только с конца сентября.

«Это - возможность загрузить местные предприятия, «сплотить» их, создать базу, иллюстрирующую промышленные возможности нашего региона», - считает он.

«Итиль-95» стал заниматься субконтрактацией по двум причинам. С одной стороны, компания специализируется на оказании информационных услуг (в том числе областной власти – в виде разработки сайтов, систем документооборота). С другой – прежде, чем выстраивать субконтрактные связи между ивановскими предприятиями, Макаров сам пользовался этой системой для поиска партнеров и убедился, что она работает. Сейчас убеждается, что выстроить ее с нуля – непросто (хотя, по его словам, некоторые предприятия уже работали таким образом – например, «Кранэкс», «Ивтекмаш»). И проблемы создает как раз сбор информации.

«Мы столкнулись с тем, что ивановские предприятия неохотно идут на контакт. Возможно, потому, что не хотят рушить наработанные связи (в большинстве своем основанные на личных контактах, и - не исключено – на «откатах), не рискуют выходить на новые рынки, - поделился Александр Макаров «текущими трудностями». – Что касается взаимодействия с властями, областной администрацией идея воспринимается сложно, причем не на уровне руководителей профильных управлений и подразделений, а на уровне исполнителей, «клерков». Мы обращались к чиновникам с просьбой посодействовать, но они просто разослали информацию по предприятиям».

Макаров считает, что субконтрактация вполне может быть частью областной программы по развитию региона. В принципе, это логично, однако система должна зарекомендовать себя. Как случилось, например, в Ярославской области, где региональный центр субконтрактации существует уже 2,5 года, но лишь сейчас «спровоцировал» появление областной целевой «Программы поддержки субъектов малого предпринимательства в промышленной сфере путем развития производственной кооперации», рассчитанной на 2005 и 2006 годы.

По словам А. Макарова, в декабре в ивановской базе должно значиться от 30 до 50 предприятий. Это значит, что к концу 2004 года система субконтрактации должна заработать и в Иванове.

Если учесть, что, по словам генерального директора ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» Артема Киселева, «подавляющее большинство заказов размещается именно на предприятиях Центрального федерального округа», к которому относится и Ивановская область, то у нашего региона – весьма неплохие шансы «оттянуть» их часть на себя.

«Частник» также поинтересовался у Артема Киселева, актуальна ли субконтрактация для Иванова как текстильного края.

«Субконтрактация применяется в текстиле очень хорошо, - ответил он. - Плохо то, что я в текстиле ничего не понимаю, и, чтобы включить в нашу систему текстильные и швейные предприятия, мне нужно нанять двух специалистов. Пока это дело будущего. Однако у каждого центра – своя специфика, обусловленная потребностями конкретного региона. И чем активнее ивановский центр будет вовлекать текстильщиков в нашу систему, тем быстрее мы займемся этим направлением серьезно».

Таким образом, субконтрактация может стать одним из механизмов решения проблемы поставок сырья, модернизации оборудования и пр., на которые долгие годы жалуются ивановские текстильщики. Но и это – лишь частность. На конференции было заявлено, что региональные центры – ни много ни мало – «работают на развитие промышленного и инвестиционного климата области», а развитие субконтрактации способствует формированию «нормального имиджа российской промышленности».

Елена НОВГОРОДОВА

07 Декабря 2004, 14:04 +113

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...