Юрий Чайка: «Защищая предпринимателей, мы защищаем и наемных работников»

- Юрий Алексеевич, на «круглых столах» по проблемам малого и среднего бизнеса вы часто выступаете в защиту предпринимателей. С чем это связано? - Это одна из особенностей нашего профсоюза. Дело в том, что в торговле интересы работодателя и работника переплетаются очень тесно. Да и сам предприниматель зачастую предстает как бы в двух ипостасях: как работодатель и как работник. - Насколько предприниматели заинтересованы в том, чтобы вступать в профсоюзную организацию? - Сейчас наметилась интересная тенденция: предприниматели (главным образом – индивидуальные) готовы массово вступать в профсоюз. Есть примеры, когда одновременно это планирует сделать порядка 100 человек. Думаю, это связано с тем, что в одиночку защитить свои права бывает нереально. Чиновники не готовы выслушивать каждого предпринимателя в отдельности. Людям не хватает даже информации. Например, мало кто знает, что при губернаторе Ивановской области создан координационный совет по оптовым и розничным рынкам, при правительстве – консолидированная рабочая группа по взаимодействию с предпринимателями малого и среднего бизнеса. С некоторыми острыми вопросами можно обращаться туда. Многие не знают и о существовании таких организаций, как некоммерческое партнерство «Центр», региональное отделение «Опоры России», которые эффективно помогают бизнесу. В части защиты прав предпринимателей мы работаем совместно. У «Торгового единства» есть возможности, которых не имеют общественные организации. Во-первых, по закону о профсоюзах представители власти обязаны вести с нами диалог, рассматривать наши предложения. Во-вторых, областное объединение профсоюзов дает нам мощную информационную и правовую поддержку. Наш основной рычаг воздействия на социально-трудовые отношения – это коллективный договор. И если крупные предприниматели стараются не допустить к себе профсоюзные организации (по отрасли договоренность о создании профсоюзных организаций в крупных сетях есть только с «Метро»), то мелкие предприниматели уже оценили преимущества профсоюза как инструмента для социального диалога. - В том случае, если и работник, и работодатель – члены вашего профсоюза, и между ними произошел трудовой конфликт, кого будете защищать? - Большинство трудовых конфликтов решается в рамках закона. Мы будем на стороне закона. - От чего необходимо защищать предпринимателей? - Прежде всего – от необдуманных и авантюрных шагов местных властей. Сейчас все кричат: «Караул! Кризис!» Нужно разрабатывать антикризисные меры, пополнять бюджет. На всех уровнях власти обсуждается вопрос: как помочь при этом бизнесу (в том числе малому и среднему). Эту тему не поднимал только ленивый. Но власти многих муниципалитетов в поисках источников для пополнения бюджета, прежде всего, обращают свои взоры на предпринимателей с тем, чтобы пополнить бюджет за их счет. - И как это делается? - Самый простой путь – повышение ставок аренды недвижимости, которая находится в муниципальной собственности. По этому пути готовы пойти власти многих районных городов в Ивановской области. Наиболее яркий пример – город Вичуга, где в конце ноября было принято решение о почти троекратном повышении арендной платы. И это в условиях значительного снижения покупательского спроса. По отдельным организациям с учетом коэффициентов оплата вырастет в восемь (!) раз. Если изначально ставка составляла в среднем 50 рублей за квадратный метр в месяц, то теперь – от 139 до 400 рублей. Далеко не все предприниматели «потянут» такое повышение. В результате они будут вынуждены либо увеличивать цену товара, либо идти на сокращение рабочих мест. Среди тех, чье выживание окажется под вопросом, и единственный в Вичуге книжный магазин. Нужно ли при этом уточнять, что книга – это товар, который имеет отношение к образованию, грамотности и культуре населения? Какие аргументы приводит глава города Вичуга? Он говорит, что в городе слишком много магазинов. Гораздо больше, в пересчете на душу населения, чем в среднем по области и по России. И что же в этом плохого? Чем больше торговых точек, тем выше конкуренция. Еще один аргумент – то, что до сих пор ставки аренды в Вичуге были явно занижены, они чуть ли не самые низкие в области. Предприниматели не против повышения. Но не в разы же! В приватных беседах чиновники откровенно говорят о том, для чего повышаются ставки: чтобы вынудить арендаторов приватизировать принадлежащие муниципалитету площади. Но предприниматели сейчас не в состоянии это сделать. Ситуация изменится после того, как будут приняты два закона: об ипотеке коммерческой недвижимости и о внесении изменений в закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, областной и муниципальной собственности. Соответствующие законопроекты, в которых заложены щадящие для малого и среднего бизнеса нормы, сейчас рассматриваются в комитетах Государственной думы РФ. Недавно совместно с объединениями предпринимателей нам удалось «достучаться» до губернатора Ивановской области Михаила Меня, который согласился с тем, что необходимо упорядочить ставки арендной платы за помещения, которые находятся в областной собственности, а также пообещал обсудить вопрос ставок аренды с главами муниципальных образований области. - Какие еще пути пополнения бюджета вы считаете недопустимыми? - Бездумную приватизацию имущества. Здесь пример у всех на слуху. Это ООО «Шуйский центральный рынок». Объект поставлен в план приватизации на этот год, несмотря на то, что он приносит городу стабильный доход, предприниматели, которые там работают, занимаются благотворительностью, спонсируют городские мероприятия. Я уж не говорю о том, что рынок – это историческая достопримечательность города, он старше города Иванова. Во Владимире, в Суздале к таким торговым точкам относятся очень бережно. В Шуе же об этом никто не думает. А главное – это люди. На центральном рынке Шуи работает 400 индивидуальных предпринимателей. В общей сложности количество созданных рабочих мест доходит до 1000. Прибавьте к этому семьи работников и получите значительную для Шуи цифру. Муниципалитет планирует продажу своей доли в праве собственности (97,3%). С точки зрения законодательства ситуация двойственная: с одной стороны, закон о местном самоуправлении (№131-ФЗ), на который ссылаются власти, говорит о том, непрофильные активы должны быть приватизированы. С другой стороны, этот же закон дает возможность не проводить приватизацию некоторых объектов до 1 января 2012 года (статья 85, п. 8.4). - Власти ссылаются еще и на закон о розничных рынках, по которому с 1 января 2010 года использование на рынках (кроме сельскохозяйственных) временных сооружений будет запрещено… - Да. Но этот закон был принят Государственной думой РФ 30 декабря 2006 года. Возникает вопрос: о чем же думала городская власть с тех пор, как стало известно, что рынок нужно будет переводить под крышу? Вопрос почти риторический, так как получить на него вразумительный ответ нереально. По моему мнению, в решении о приватизации просматривается и интерес третьих лиц. В Шуе есть несколько зданий с пустующими торговыми площадями, куда теоретически и должны уйти предприниматели. Это неизбежно приведет к увеличению арендных платежей. Только поступят они уже не в казну города. Для сельскохозяйственного розничного рынка предлагается новый участок, который входит в единую инвестиционную базу Ивановской области. Это пустырь, рынок будет построен там не за один месяц, а возможно и не за один год. Что все это время будут делать люди? Сейчас к решению вопроса о приватизации центрального рынка Шуи подключился депутат Государственной думы Алексей Пономарев. На его запрос уже пришел ответ первого заместителя председателя правительства Ивановской области Павла Конькова. Наше обращение есть у начальника департамента экономического развития и торговли Ивановской области Елены Пожигайло. Что предлагает инициативная группа? Ничего нереального. Есть несколько вариантов. Первый: исключить рынок из плана приватизации на этот год, или хотя бы перенести процедуру приватизации на последний квартал. Есть вероятность, что в закон о розничных рынках будут внесены изменения, которые позволят еще какое-то время эксплуатировать объект в прежнем виде. Такой законопроект сейчас обсуждается в Государственной думе, видимо, эта проблема характерна не только для Шуи, но и для многих других малых городов. Второй вариант: ввести для нового владельца доли собственности обременение, обязав его сохранить рабочие места и профиль рынка (вводить обременение позволяет нам закон о приватизации государственного и муниципального имущества 178-ФЗ от 21.12.2001 года). Это самые яркие примеры, но, повторюсь, во многих муниципалитетах власть не упускает возможность попробовать решить свои проблемы за счет предпринимателей, и в первую очередь за счет торговли. - У вас есть универсальный совет, как можно было бы поддержать малый и средний бизнес во время кризиса? - Не трогать его. Мы не просим налоговых каникул. Но можно хотя бы не поднимать так резко стоимость аренды, приостановить реструктуризацию пеней по налогам, не накладывать глупых штрафов. Государственная дума как блины печет антикризисные законы, но сразу до всего руки не доходят. Нужно просто немного подождать.
15 Апреля 2009, 08:53 +55

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...