Юрий Логвиненко: «Правила игры устанавливает власть»

Пост председателя Ивановского областного комитета по транспорту Юрий Логвиненко занял в апреле этого года. С транспортной сферой знаком давно: до приезда в Иваново работал в Минтрансе, был заместителем генерального директора Московского транспортного союза. Поэтому он имеет возможность увидеть ситуацию как бы со стороны и в то же время оценить ее изнутри. - Не думаю, что мнение нескольких перевозчиков, которые смотрят на проблемы транспортного обслуживания населения в области через окна своих 3 – 4 автобусов, можно серьезно принимать во внимание. Гораздо серьезнее надо относиться к мнению крупных предприятий, где трудятся большие коллективы. К мнению ассоциаций и профессиональных союзов перевозчиков, представляющих частные интересы большинства представителей этого сегмента экономики, и с которыми надо вести двусторонние диалоги, как в части реализации государственной политики в вопросах организации перевозочного процесса, так и в части получения информации о проблемах бизнеса и поиска путей их преодоления. - Юрий Константинович, в среде перевозчиков идут разговоры о переделе рынка пассажирских транспортных услуг. Что вы можете сказать по этому поводу? - У нас есть перевозчик, который проиграл один конкурс. Он возмущался, продолжалработать нелегально, а через две недели выиграл другой лот. Разве это передел рынка? Это перегруппировка. И еще: о каком переделе можно говорить, когда организованы открытые конкурсы на получение права пользования объектами государственной транспортной инфраструктуры с целью извлечения прибыли? Как можно считать конкурс переделом рынка, если именно Закон «О конкуренции» обязывает нас, органы власти, его проводить? О судьбе автобусов малой вместимости - В области ведется политика замены транспорта малой вместимости на большие автобусы. Не может ли получиться так, что за счет убранных с маршрутов «ГАЗелей» будет сокращено количество автобусов, и тогда пострадают пассажиры? - Никакого ущерба пассажирам это не нанесет. Наоборот, ненормальной нужно считать ситуацию, когда на остановках в областном центре одновременно находятся по 7-10 автобусов разной вместимости. С точки зрения безопасности, нормальной организации работы это неправильно. Главное, чтобы автобусы ходили четко по расписанию, и они были в достаточном количестве. - Но сокращение, видимо, все равно произойдет? - Никакого сокращения автобусов на линиях не планируется. Идет оптимизация, она ведется за счет увеличения вместимости подвижного состава, уплотнения графиков работы на маршруте - если это требуется, за счет комбинаторики: в пиковое время будут ходить автобусы большой вместимости, в вечернее и ночное – «ГАЗели». Я не сторонник оптимизации именно за счет сокращения числа автобусов малой вместимости. Но сегодня ведется политика повышения комфортности и качества обслуживания. Есть новые модели тех же «ГАЗелей», есть другие марки автобусов, более безопасные и комфортные. - Но и более дорогие… - Наверное, было бы неправильно поддерживать тех, кто покупал дешево десятилетнюю «ГАЗель» и быстро «отбивал» затраты, а потом выбрасывал машину на свалку и покупал точно такую же. Да, люди иногда не смотрят, куда садятся, для них главное – быстро уехать. Но когда случаются травмы, пассажиры сразу возмущаются: «Почему нас возят на таком «металлоломе»? Куда смотрят власти?». Поэтому приоритетом все же должна быть безопасность. *** О нелегальных перевозчиках - Давайте сначала определимся с тем, кого вы считаете нелегалами. - Есть две категории: одни не имеют лицензии и договора, другие имеют лицензию, но не имеют договора. Есть группа нелегалов, главный аргумент которых: мы никому неинтересны. Действительно, кроме комитета по транспорту, бороться с ними никто не хочет. Дело в том, что нелегального перевозчика надо поймать, доказать его вину. Но даже если по суду вина нелегала будет доказана, штраф для него - это просто плата за езду. Между тем, молодой учитель получает пять тысяч - у государства не хватает налоговых денег, чтобы платить нормальную зарплату. А нелегалы налогов не платят, поэтому с ними мы боремся и будем бороться ежедневно и целенаправленно. Но, наверное, быстрого результата ждать не приходится. - Как в этом свете будет решаться проблема снижения количества автобусов на маршрутах от ивановского автовокзала, возникшая после того, как убрали нелегальных перевозчиков? - Меньше транспорта не стало, те, кто ездил от автовокзала, по тому же расписанию продолжают ездить. Более того, мы увеличили количество подвижного состава. Таково требование закона, о котором на заседании правительства напомнил губернатор Михаил Мень: на место нелегалов должны прийти легальные перевозчики. Мы на это и нацелены. Но летом решить проблему быстро не получилось, и какое-то время автобусов не хватало. Сейчас, исходя из итогов конкурсов, число машин на всех востребованных направлениях увеличивается. - Вторая проблема ивановского автовокзала – очереди в кассы. - В ближайшее время будут открываться дополнительные кассы и в самом здании вокзала, и на перроне. Кроме того, буквально через две-три недели на перроне будет открыта так называемая «добилетка» - касса, в которой можно будет сразу купить билет на отправляющийся автобус, конечно, если там есть места. *** О договорах и конкурсах - Арбитражный суд двух инстанций признал, что отсутствие договора с организатором перевозок не может быть основанием для того, чтобы запретить предпринимателю автомобильные перевозки. - Хотелось бы провести правовой ликбез по этому вопросу. Решение суда, о котором вы говорите, стало следствием правовой казуистики, когда неправильная формулировка искового заявления привела к этому решению. Одновременно с этим ни один суд не будет спорить с тем, что право пользования государственной или муниципальной транспортной инфраструктурой подтверждается договором с органами власти, полученным по результатам конкурсного отбора. Вы можете привести хоть один пример из судебной практики, где конкурсный отбор на осуществление пассажирских перевозок признан не обязательным? Не сможете. Вы сможете найти хоть одно решение суда, отменяющее административное наказание органами власти перевозчика, не имевшего договора? Нет. И при таком правонарушении, как осуществление перевозок без договора с органами власти, по административному законодательству применяются штрафные санкции. - У предпринимателей есть сомнения в обоснованности требования договора о наличии терминалов. - У меня тоже есть к этим предпринимателям вопрос: разве на сегодня у них нет терминалов? Их наличие прописано в законе. Я принял бы это возражение только в одном случае: если предприниматель только что закупил новые машины и еще не работал. - Чем вы обосновываете условие конкурса, ограничивающее число автобусов в лоте? - Что плохого в этом для пассажиров, в первую очередь, и для представителей бизнеса? Пассажиры часто жалуются, и ваша газета об этом не один раз писала, что бывают перебои по графикам, что иногда можно долго стоять на остановке в ожидании транспорта, особенно в вечернее время. Разбираясь досконально по каждой жалобе, очень часто приходилось слышать от перевозчиков, сорвавших график, что его автобус яко бы был сломан. Понятно, что у владельца одного автобуса, обслуживающего один график, нет резервной машины, чтобы выставить ее взамен сломавшейся. Отсюда все проблемы. В конкурсе предусмотрено такое требование, как наличие резервного подвижного состава. Обязанность наличия у пассажирского предприятия иметь резерв автобусов установлена Приказом Минтранса № 200. Именно наличие запасных автобусов должно исключить случаи отсутствия автобусов на линии. Спросите у пассажиров, им разве не будет лучше от этого? Не хуже дело обстоит у перевозчиков. В лотах, объединяющих несколько маршрутов, количество автобусов до 18-19. Ведь те перевозчики, у которых более 20 автобусов, снимаются со льготного налогообложения. Кроме того, с таким количеством основного подвижного состава проще содержать пару запасных автобусов. И еще один очень важный момент, о котором должны знать пассажиры. В нашей пассажирской сети имеется несколько маршрутов, соединяющих областной центр с малонаселенными деревнями и селами. Пассажиропоток на этих направлениях невелик, что делает такие маршруты нерентабельными. Мы их называем социально значимыми. Предпринимателя не «загонишь» на такой маршрут, а возить людей надо. Поэтому в лоты с выгодными маршрутами добавлены социальные. Кто скажет, что это несправедливо? Кстати, ни один из руководителей крупных пассажирских предприятий не возражает против такой схемы. А что делать с теми, у кого один-два автобуса? Им что, отдавать только хорошие маршруты? - Значит, не у дел останется немало предпринимателей, у которых одна, три, даже десять машин? - Почему не у дел? Пусть докупают транспортные средства, арендуют их. Пусть объединяются. Кстати, на конкурсах у нас отсутствия желающих нет. И уже проведенные несколько конкурсов показали эффективность и правильность задумки. Кстати, УФАС выдало нашему комитету предписание не о снижении количества машин в лоте, а о необходимости проведения конкурса среди перевозчиков. - Но некоторые не хотят терять самостоятельность, идти «под» кого-то, они хотят быть сами по себе. - Что за постановка вопроса в нашем правовом государстве? Есть правила игры, которые устанавливает государство, власть. Если ты не хочешь их выполнять, занимайся чем-нибудь другим. Для лучшей наглядности приведем такой пример: «Газпром» продает трубу, по которой транспортируется газ. Понятно, что транзит газа по трубе – дело ответственное. Длина трубы, условно, 100 метров. Есть один покупатель, который готов купить трубу целиком и отвечать за нее. И есть еще 100 коммерсантов, готовые купить только один метр трубы. Вопрос: где будет больше ответственность и эффективность? Ответ напрашивается сам собой. - Рассказывают, что в погоне за победой в конкурсе перевозчики готовы снизить тариф до 6 руб. 50 коп. Может ли это сыграть решающую роль? - Предусмотрено снижение стоимости проезда на 10 и 20%. Конечно, это очень весомый критерий – от 6 до 11 баллов. И при других равных условиях предпочтение будет отдано тем, кто предлагает меньшую стоимость проезда. - А если перевозчик нарушит это условие? - Договор будет расторгнут сразу же. *** О сообщении между Иваново и Кохмой - Разные руководители комитета по-разному подходили к тому, как должно быть организовано сообщение между этими городами. Одни считали, что маршруты из Кохмы не должны проходить через весь областной центр. Другие смотрели с позиции пассажиров, например, студентов, которые каждый день ездят на учебу, и не допускали пересадок. Какова ваша позиция? - Везде должна быть разумная достаточность. Я сторонник того, что не все маршруты от Кохмы должны пересекать весь областной центр. Надо исходить из наличия разворотных площадок в центре города, чтобы не было помех нормальной организации движения. Но необходимо также учитывать интересы жителей. Поэтому, например, маршрут №100 по-прежнему будет ездить в Иванове до Рабочего поселка. О ЦДС и ГЛОНАСС - Диспетчеризация существует на многих предприятиях, кое-где уже начинают внедряться навигационные системы. Это требование времени. У нас все готово к созданию центральной диспетчерской системы и концептуально, и технически. Что касается ГЛОНАСС, то правила игры должны утверждаться законодательством. Думаю, мы к этому идем, уже утвержден технический регламент. Когда закон о необходимости оборудования отдельных видов транспорта системами навигации вступит в силу, перевозчикам потребуются дополнительные затраты на приобретение этого оборудования. Повторюсь: перевозчики будут обязаны принять правила игры. Они предприниматели и должны работать за свой страх и риск. Что касается увеличения тарифов, этого не должно произойти. Потому что правила игры и тарифы определяет власть. А расчеты своей эффективности и доходности при новых условиях диспетчеризации определяет сам предприниматель. Наш подход следующий: те операторы, которые приходят на этот рынок, должны предлагать наилучшие условия для перевозчиков как в стоимости оборудования и его обслуживания, так и предоставления рассрочки платежей. Мы надеемся, отбор поставщиков будет производиться по конкурсу. Заставлять всех перевозчиков России приобретать оборудование по одной стоимости, неправильно. Тут-то антимонопольная служба и должна включиться по полной программе.
19 Октября 2010, 15:47 +91

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...