За что боролись?

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru С 1 августа вступили в силу положения федерального закона «О торговле», призванные облегчить жизнь поставщикам торговых сетей. Однако производители пищевых продуктов в один голос говорят, что абсолютно никаких изменений во взаимоотношениях с сетями не произошло. Закон «О торговле», по поводу которого в прошлом году было сломано столько копий, вступил в действие в полном объеме. Если с февраля 2010 года действовали преимущественно нормы, ограничивающие долю сетей на рынке, то теперь начали действовать запреты и правила, регламентирующие взаимоотношения сетей и их поставщиков. В частности, закон запрещает любые бонусы за исключением бонуса за объем в размере 10%. Кроме того, установлены фиксированные сроки оплаты поставленной в магазины продукции: не более 10 дней для скоропортящихся продуктов, не более 30 дней для продуктов со сроком хранения до месяца, не более 45 дней для всех остальных. По словам директора ООО «Барская кухня» Игоря Завьялова, установление четких сроков оплаты – практически единственное позитивное новшество, которое ощутили поставщики. «Думаю, впрочем, что соблюдение этих сроков во многом зависит от отношений, сложившихся между сетью и ее поставщиком, - уточняет Завьялов. – Если сеть сильная, а поставщик слабый, то не исключено, что сроки все равно не будут выдерживаться, а поставщик предпочтет с этим смириться, и не пойдет выяснять отношения». Представитель крупного ивановского предприятия, просивший не указывать его имени, рассказывает, что порою сети открыто нарушают указанные в законе сроки оплаты поставок. Они уверены, что поставщики не побегут на них жаловаться, потому что побояться, что сеть вообще перестанет закупать их продукцию. В остальном, как отмечают все опрошенные нами производители, никаких изменений не произошло вообще. «Единственное новшество – это увеличение объемов бумажной работы вследствие необходимости перезаключать все договора, - иронизирует директор по развитию ОАО «Продвагон» Алексей Демидов. – Стоимость входа в сеть для поставщика осталась точно такой же, как и была. Просто если раньше все эти платежи взимались в открытую, то теперь они взимаются в завуалированном виде. В договорах появились различные дополнительные статьи расходов, которые поставщик несет при работе с торговой сетью. Преимущественно это всевозможные маркетинговые акции в магазинах». «Взимают плату за место на полках, навязывают всевозможные маркетинговые, марчендайзинговые и прочие услуги, - добавляет Игорь Завьялов. – Оказание этих услуг является обязательным условием подписания договора. Фактически торговые сети продолжают взимать с поставщиков различные бонусы, но в завуалированном виде. Кроме того, право брать 10% за объем большинство сетей восприняли как руководство к действию. В итоге они пытаются стрясти с нас этот бонус, а мы пытаемся отбиться». «Поставщики вынуждены оплачивать рекламу своей продукции в сетях, участие в различных акциях, предоставлять сетям скидки на свою продукцию и т.д.», - делится собственным опытом представитель крупного предприятия. Генеральный директор ТПО «Океан» Николай Корчагин подтверждает, что как раз в настоящий момент сети заключают с поставщиками новые договоры, в которых традиционные бонусные программы трансформируются и становятся более завуалированными, но в итоге никуда не исчезают. Закон не работает, потому что не решена главная проблема – высокий уровень монополизации рынка торговыми сетями, говорят эксперты «Частника». В результате сети навязывают поставщикам контракты такого рода, что в них на поставщика возлагается огромное количество различных обязательств, но сама сеть практически никому ничего не обязана. По словам представителя одного крупного предприятия, они как раз сейчас собирается подписать контракт с одной сетью. «Мы готовили его полгода, и все равно до сих пор недовольны этим контрактом, - говорит он. – Причем с юридической точки зрения все требования, которые выставляет нам сеть, безупречны. По большому счету, сейчас нам гораздо проще работать с сетями через посредников, нежели напрямую. Мы продаем посреднику товар, получаем деньги, и у нас больше не болит голова. С сетями так легко не получается». «Теоретически для сетей предусмотрен большой штраф, если будет доказано, что она занимается поборами, однако на практике едва ли кто-то из поставщиков станет выступать, - рассуждает Алексей Демидов. – Все прекрасно понимают, что с сетью надо либо дружить, либо не работать вовсе». Николай Корчагин, впрочем, считает, что сегодня поставщики сами заинтересованы в том, чтобы их продукция была представлена на полках. И они готовы за это платить. «Разумеется, если бы поставщики встали всем миром и потребовали бы от сетей какой-то иной политики, то что-нибудь, может быть, изменилось бы, - размышляет он. – Однако всегда есть кто-то, кто считает себя всех умнее, и старается решить свои проблемы, договорившись с сетью. Все это понимают, и каждый действует так же». Игорь Завьялов не видит в сложившейся ситуации ничего удивительного. По его мнению, вполне логично, что взаимоотношения поставщиков и сетей регулируются не законом «О торговле», а рыночными факторами. Так, по его мнению, будет продолжаться и дальше.
18 Августа 2010, 16:03 +42

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...