За госзаказ с человеческим лицом

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» давно уже вызывает многочисленные нарекания у российских предпринимателей. Поправки в него вносятся регулярно, однако до идеала еще очень далеко. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» решила самостоятельно подготовить поправки в закон, которые бы учитывали интересы бизнеса. Обсуждение тех положений, которые должны быть оформлены в качестве поправок, прошло 28 мая в Иванове в рамках деловой программы Дня предпринимателя. Сначала на заседании Совета регионов «ОПОРЫ России», а затем в ходе тематического «круглого стола». Битва за квоту Член Совета регионов и председатель областного отделения ОПОРЫ РОССИИ Василий Скворцов отметил, что никаких сомнений в необходимости 94-ФЗ у бизнеса нет, однако если на момент принятия в 2005 году закон выглядел прогрессивным, то сейчас он уже морально устарел и нуждается в серьезной доработке. Первым делом зашел разговор о квотировании, которое предусмотрено законом специально для поддержки малого бизнеса. Закон требует размещать среди субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% от общей суммы заказа. Однако эта норма далеко не всегда соблюдается. Главной, хотя и не единственной причиной этого можно считать ту неразбериху с бюджетным процессом, которая царит буквально на всех уровнях власти. Сопредседатель комитета ОПОРЫ РОССИИ по государственному заказу Валерий Малиновский напомнил, что бюджеты редко формируются к 1 января, а в дальнейшем нередко еще и переверстываются. Как следствие, рассчитать муниципальные и государственные траты так, чтобы попасть в квоту, самому заказчику чрезвычайно трудно. Председатель Вологодского отделения ОПОРЫ РОССИИ Ольга Данилова с возмущением рассказала, что у них размещение госзаказа находится на уровне 8%. И как-то воздействовать на чиновников, по ее наблюдению, в этой ситуации невозможно. Валерий Малиновский, впрочем, рекомендовал ей обращаться с данной проблемой в УФАС, на что последовало философское замечание вице-президента ОПОРЫ России Павла Сигала, что «УФАС везде разный». В Иванове, как оказалось, ситуация с квотой обстоит гораздо лучше, чем во многих регионах. Присутствовавший на «круглом столе» начальник областного департамента конкурсов и аукционов Владимир Соков с гордостью сообщил, что областной бюджет принят еще в декабре, а начальник управления муниципального заказа администрации областного центра Елена Шабанова заверила, что в областном центре квота соблюдается. Выяснилось, впрочем, что верхний порог квоты бизнесменов тоже не устраивает. Генеральный директор швейного предприятия «Бисер» Геннадий Середкин в ходе «круглого стола» выразил горячо поддержанное другими участниками мнение, что верхнюю планку вообще нужно отменить, а нижнюю установить на уровне 20%. Было решено передать это предложение в федеральные структуры ОПОРЫ РОССИИ. Нужно отметить, что изначально проект резолюции, который принял Совет регионов, содержал предложение по установлению квоты в 10-40%. Как покарать чиновника Затронутая Ольгой Даниловой тема безнаказанности чиновников оказалась настолько болезненной, что всплывала в ходе обсуждения вновь и вновь. Директор ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» Кирилл Шамин вслух выразил общее мнение, что ответственность заказчика за умышленное нарушение условий размещения заказа (административный штраф в 50 тыс. рублей) смехотворна. В качестве примера он привел проблему, которая, по его мнению, уже приобретает угрожающий характер. Он напомнил, что каждому проигравшему участнику размещения заказа дается 10 дней до момента заключения договора с победителем, чтобы обжаловать результаты в УФАС. Однако заказчик часто игнорирует данное положение и заключает контракт ранее, после чего ФАС уже не может вмешаться. Недовольный заказчик вынужден после этого идти не в ФАС, а в суд, где процессы могут длиться годами. Понятно, что к моменту завершения разбирательства поставка уже давно исполнена, и отыграть ситуацию назад невозможно. Для решения этой проблемы Шамин предлагает не штрафовать, а дисквалифицировать чиновников за подобные нарушения. По его мнению, их можно расценивать как умышленное ограничение конкуренции, а за это федеральное законодательство как раз и предусматривает дисквалификацию. Кроме того, ОПОРА РОССИИ предлагает дополнить закон нормой, которая бы обязывала заказчика полностью приостанавливать размещение заказа (то есть заключение контракта с победителем) в случае, если кто-то из участников размещения подал жалобу на итоги конкурса или аукциона. То же самое происходит и в случае подачи жалобы на любые действия или бездействие кого-либо из организаторов размещения заказа. Не менее болезненной для малого бизнеса проблемой является то, что в размещении заказа может участвовать кто угодно. Это приводит к тому, что наряду с малыми предприятиями за заказ борются крупные компании, выдающие себя за малые, а также фирмы-однодневки. Последние не собираются выполнять контракт, а фактически занимаются вымогательством: требуют у других участников отступного за свой отказ от участия. А если не получают его, то сбивают цену настолько низко, что остальным становится невыгодно бороться за заказ. Реестр недобросовестных поставщиков их не пугает, поскольку в любой момент можно зарегистрировать новое юридическое лицо и вновь принять участие в аукционе. Что касается крупных компаний, то здесь проблема в том, что у заказчика нет никакого механизма, с помощью которого можно определить, к субъектам какого бизнеса принадлежит фирма. Запрашивать финансовые документы компании в налоговых органах заказчик не имеет права, а потому каждая фирма может заявить о своей принадлежности к малому бизнесу. Довольно долго предприниматели пытались найти критерий, с помощью которого можно будет определить, что представляет собой каждый конкретный участник размещения заказа. Предлагались самые разные варианты, которые один за другим отметались Малиновским. Чувствовалось, что он поднаторел в дискуссиях по 94-ФЗ и видит подводные камни в тех предложениях, которые кажутся самим предпринимателям идеальными. Генеральный директор ГК «Раум-профи» Владимир Щебельский предложил определять фирмы-однодневки по отсутствию штата, но получил ответ, что иные вполне добропорядочные фирмы предпочитают нанимать сотрудников лишь на временные работы. Владимир Щебельский немедленно выдвинул идею разработать шкалу допуска компаний к госзаказу на основании ее оборота, но и эта идея не прошла – Павел Сигал напомнил, что компании тоже бывают разные, и если фирма только недавно создана и не имеет большого оборота, то это не повод отсекать ее от госзаказа. «Любые меры, которые кажутся нам разумными, в руках чиновников превращаются в свою противоположность, - эмоционально напомнил Сигал. – Поэтому не надо создавать административных барьеров, все это обернется против нас». В конечном итоге пришли к тому, что никакой панацеи от фирм-однодневок не существует, однако необходимо повсеместно внедрять электронные аукционы, поскольку их участники, как предполагается, ничего не знают друг о друге, а потому не могут вступать ни в какие отношения и сговоры. Рыночная цена – лекарство от откатов Это, впрочем, чаще получается в теории, нежели на практике. Как признали участники дискуссии, электронные аукционы тоже содержат в себе коррупционный фактор. Дело в том, что анонимность далеко не всегда соблюдается при проведении электронных торгов, поскольку действующее законодательство не предусматривает ответственности операторов, проводящих электронные торги, за разглашение информации об участниках. Пользуясь этим, недобросовестные заказчики могут оказывать содействие «дружественным» компаниям, получая от них откаты. В связи с этим «ОПОРА РОССИИ» намерена потребовать введения строгой ответственности за «слив» информации при проведении электронных аукционов. А запрос котировок предлагается запретить вовсе, поскольку это наиболее коррупционная форма размещения заказа. Василий Скворцов, кстати, озвучил простой, как все гениальное, рецепт ликвидации откатов как явления. «Когда уже заказчики будут устанавливать рыночную цену заказа, а не завышенную? - обратился он с вопросом к Владимиру Сокову. – Ведь если цена будет рыночной, то места откату в ней просто не найдется». На это Владимир Соков пустился в туманные рассуждения в духе «мы работаем над этой проблемой, но есть сложности….». Вообще предприниматели прямо-таки фонтанировали предложениями, требуя вернуть авансирование выполнение заказа, снизить обеспечение выполнения с 5 до 2% от суммы контракта, возвращать деньги проигравшим конкурс в течение 48 часов и т.д. Валерий Малиновский был даже вынужден напомнить собравшимся, что необходимо отстаивать лишь те предложения, которые могут найти понимание у представителей власти. «Предложение о возврате денег в течение 48 часов не найдут поддержки, - категорично заявил он. – Власть пытается себя защитить на тот случай, если победитель конкурса, например, откажется от выполнения заказа. В этом случае заказ передадут другому участнику, но если к тому моменту всем вернут деньги, то власти придется проводить конкурс заново». Он, впрочем, поддержал предложение об установлении предельно допустимых сроков перечисления оплаты исполнителю контракта. Сегодня деньги платятся когда угодно, а ОПОРА РОССИИ хочет добиться оплаты в течение 10 банковских дней с момента подписания акта выполненных работ. При обсуждении наиболее частой претензии всех участников размещения заказа – размытости требований к заказу – члены ОПОРЫ РОССИИ были солидарны. Сегодня заказчик достаточно вольно определяет требования, вследствие чего может, при большом желании, «заточить» их под конкретного участника. В связи с этим первым пунктом резолюции значится разработка унифицированных форм заявки на участие в размещении заказа. Самое главное – запретить альтернативные значения функциональных и качественных характеристик товара. Вместо этого предлагается учредить единую номенклатуру товаров и услуг. Отдельно был поднят вопрос о качестве товаров и услуг, которые поставляются участниками размещения заказа. К сожалению, качество это зачастую оставляет желать лучшего. Более того, Владимир Щебельский с нескрываемым возмущением рассказал, что все чаще исполнители государственного и муниципального заказа стремятся сделать работу заведомо некачественно, чтобы спустя год вновь участвовать в конкурсе на выполнение тех же самых работ. Сам Щебельский знает об этом не понаслышке, поскольку в его фирму, занимающуюся продажей краски, часто обращаются победители конкурсов и аукционов. Многие из них прямо просят такую краску, которая облезет через несколько месяцев. По мнению Владимира Щебельского, для борьбы с этим явлением необходимо разрешить компаниям, проигравшим конкурс, проводить экспертизу товаров и услуг, поставляемых победителем. Идея, впрочем, была встречена без особого энтузиазма, поскольку ее слабая сторона находилась на поверхности: победителя просто замучают проверками. В целом круг прозвучавших предложений был чрезвычайно разнообразен, и по многим из них вспыхивали настоящие словесные баталии. В окончательный вариант резолюции вошли около двух десятков предложений по внесению поправок как в 94-ФЗ, так и в различные другие нормативные акты. В скором времени федеральные структуры ОПОРЫ РОССИИ передадут эти предложения в федеральное правительство и в Государственную думу.
01 Июня 2010, 11:42 +51

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...