За руль – по новым правилам

Как изменяется система обучения водителей

Вадим Калинин – текст

В Ивановской области новые программы обучения согласовали с ГИБДД единицы автошкол, к тому же еще нет методики приема экзаменов по ним. Но, как обещает автоинспекция, это не должно привести к коллапсу системы подготовки водителей в регионе.

«М» пока не получишь

Напомним, что поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые ввели новые категории и подкатегории прав, вступили в силу еще с 5 ноября прошлого года. А с 7 ноября 2013-го появились новые требования к лицензированию автошкол, которые предусматривают проверку их рабочих программ на соответствие примерным, утвержденным Минобрнауки. Но в полную силу заработать эти законы не могли из-за отсутствия утвержденных министерством новых программ подготовки водителей. Соответствующий приказ Минобрнауки вступил в силу только с 12 августа 2014 года. По нему автошколы, в частности, должны разработать свои программы и согласовать их с утвержденными свыше в ГИБДД.

Такая несогласованность действий различных ведомств породила много вопросов. К примеру, новый закон ввел новую категорию «М» – на право управления мопедом и скутером. Но до 12 августа никто в принципе не мог пройти обучение на эту категорию в автошколе в связи с отсутствием программы подготовки. Не может и сейчас, так как, по заверениям ГИБДД, ни одна автошкола в Ивановской области до сих пор не получила положительного заключения на такое обучение.

Формально, с момента вступления в силу закона о безопасности дорожного движения, водители скутеров и мопедов управляют ими в нарушение действующего законодательства. Разумеется, в том случае, если у них нет водительского удостоверения на другие подходящие категории.

К счастью, руководство ГИБДД приняло решение не проверять у водителей скутеров права и не применять к ним мер административного характера, предусмотренных КоАП РФ. Такое положение сохраняется по сей день. Как отмечает начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД УМВД РФ по Ивановской области Илья Наумов, пока иных указаний от руководства не поступало. Отлавливать их начнут, видимо, лишь после того, как большинство автошкол согласуют свои новые программы с ГИБДД. Впрочем, вряд ли программы на категорию «М» школы разработают до весны. Как сообщили в ряде ивановских автошкол, сейчас для них более актуально получить «добро» от ГИБДД на обучение водителей автомобилей.

Первые ласточки

Теперь автошколы должны получать также заключение в ГИБДД о соответствии материально-технической базы новым требованиям. К примеру, классы должны иметь определенные размеры в зависимости от количества обучаемых, современные наглядные пособия и мультимедийные центры, включающие в себя интерактивные доски, проекторы. В школах теперь должно быть не менее трех манекенов для проведения занятий по первой медицинской помощи. Изменились требования к автомобилям, участвующим в процессе обучения.

Важное требование – наличие учебной площадки или автодрома, минимальный размер которого должен быть не менее 0,24 га (скажем, 40 на 60 м). По словам Ильи Наумова, одна школа может арендовать автодром у другой. Но ГИБДД при этом проводит расчет занятости этой площадки. Так что десяток автошкол на одной площадке заниматься все же не смогут.

В нашем регионе сейчас работают 66 автошкол, 29 из них – в Иванове. Из этого числа положительное заключение ГИБДД и только на категорию «B» получили к 17 октября 8 учебных заведений. Как выяснил «Частник», семь из них работают в Иванове: автошкола ДОСААФ и областной учебный центр ДОСААФ, НОУ «Автошкола», «Автокласс», СТК РОСТО, «Движение», автошкола ИГПУ. Еще одна автошкола уже имеет право обучать по новым программам в Шуе – ЧОУ «Автолицей».

Руководитель ивановской автошколы ДОСААФ Юрий Куражов отметил, что в скором времени надеется получить разрешение на обучение и по категории «С». Начальник шуйской автошколы ДОСААФ Олег Храмов сообщил, что организация согласовала новые программы обучения по категории «В», «С» с «С» на «В» и с «В» на «С». Но в областной автоинспекции уточнили, что окончательное заключение школа еще не получила, так как ей требуется устранить выявленные несоответствия в материально-технической базе.

Кстати, ужесточение требований к деятельности автошкол Илья Наумов считает правильным. По его словам, в Ивановской области с первого раза сдают экзамены всего 17% учеников автошкол, а большинство граждан – лишь с 5 – 6 раза.

Экзамен примут у всех

Как обещают в ГИБДД, проблем с приемом экзаменов у граждан не будет. Правда, как уточнил Илья Наумов, у ГИБДД до сих пор нет методики приема экзаменов по новым программам. Но если кандидат в водители пройдет обучение по новым программам до появления методики, он сможет сдать экзамены по старым методикам и получить права. Впрочем, Илья Наумов допускает, что какое-то время учиться в ряде автошкол будет невозможно, если они не поспешат согласовать свои программы с ГИБДД.

Сейчас в ГИБДД передали свои заявки 23 автошколы. Половина из них работает в Иванове, остальные – в других муниципальных образованиях региона. Все они надеются в ближайшее время получить право обучать по новым программам. Так, по словам заместителя директора по учебной работе ивановской автошколы «Светофор» Галины Волковой, их учебное заведение надеется пройти все необходимые процедуры в 20-х числах октября. По ее словам, изменения не принесли автошколе серьезных финансовых затрат, так как все необходимое оборудование было в «Светофоре» и раньше.

Директор ивановской автошколы «Мастер» Ирина Головачева рассказала, что это учебное заведение тоже уже передало на согласование в ГИБДД свои новые программы и сможет в скором времени начать по ним обучение курсантов. Она отметила, что новые правила не принесли «Мастеру» больших затрат, так как все необходимое теперь оборудование было приобретено еще несколько лет назад и уже использовалось в обучении. Так что материально-техническая база этой автошколы в обновлении не нуждалась. Некоторым другим образовательным учреждениям, возможно, придется понести дополнительные затраты. «Поскольку ряду автошкол придется закупать недостающее оборудование, необходимое по новым правилам обучения, его стоимость в конечном счете ляжет на плечи курсантов. Например, цена одного автомобильного тренажера составляет около 150 тыс. руб., а медицинского тренажера по оказанию неотложной помощи – от 15 тыс. руб. до 40 тыс. руб.», – уточняет Ирина Головачева.  

На 50% дороже?

Новые программы повлекут за собой увеличение срока обучения с 2,5 – 3 месяцев до 3,5 – 4-х. Увеличится ли качество подготовки водителей по новым программам, покажет время. А пока это приведет к увеличению стоимости обучения. Она, по разным оценкам, вырастет на 30 – 50%. Как сообщают руководители автошкол, если раньше курс обучения на категорию «В» стоил в среднем 16 тыс. руб., то теперь за это придется выложить около 25 тыс. руб.

Для справки:

Из чего состоят новые программы обучения в автошколах?

По новым правилам все программы – это определенные модули. К примеру, есть базовый (стандартный) модуль подготовки продолжительностью 84 часа. Эту программу проходят все ученики независимо от того, на какую категорию они учатся.

Если гражданин ранее освоил базовый модуль и получил права определенной категории, то впоследствии, чтобы получить новую категорию, ему не надо будет проходить эту программу заново. Соответственно, при обучении на другую категорию от общего времени обучения необходимо отнять 84 часа.

Чем новые программы отличаются от старых?

Изменений в новых программах много. В частности, увеличилось время обучения в автошколах. Но стоит отметить, что при наличии открытой категории и для получения новой срок подготовки сократится.

Обучение на категорию «В»:

Было: 156 часов (Теория - 106 часов, Вождение - 50 часов)

Стало: 190 часов (Теория - 130 часов, Вождение - 56 часов)

По новым программам в автошколах вводятся обязательные внутренние экзамены для проверки знаний учеников (на их сдачу отведено 4 часа). Напомним, что ранее автошколы проводили внутреннее тестирование знаний, но некоторые делали это простой формальностью, и не смотря на плохие результаты экзаменов, кандидаты в водители все равно направлялись в органы ГИБДД для сдачи экзаменов.

Сколько времени проходит обучение на категорию «М»?

Новая программа подготовки водителей для управления транспортными средствами категории «М» (скутер, мопед и т.п.) включает в себя 100 часов обучения теории (правила дорожного движения) и 18 часов вождения. Четыре часа отводится на сдачу экзаменов в автошколе.

22 Октября 2014, 15:17 +1146

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...