Заработать на качестве

Как доказать потребителю, что товар качественный? Этот вопрос каждый производитель решает по-своему. «Мы официальные дистрибьюторы фирмы N в Иванове», «наше предприятие стало лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», «продукцией фирмы пользуется Минообороны, Госдума и аппарат Президента РФ», «высокий технический уровень производства и качество продукции подтверждены сертификатом и аттестованы по системе ISO-9001». Вот лишь несколько вариантов.

И если с национальными конкурсами и свидетельствами крупных заказчиков все понятно, то, что стоит за словами «соответствие ISO-9001» или «ISO-9002», знают далеко не все. Кто в Иванове имеет эти сертификаты качества? Зачем их нужно было получать и насколько полезной может стать для предприятия сертификация?

Что такое ИСО?

Система международных стандартов ISO 9000 (состоящая из пяти подгрупп: 9000, 9001, 9002, 9003 и 9004) создана Международной организацией по стандартизации в 70-х годах прошлого века. Российский вариант системы ISO был официально зарегистрирован Госстандартом в мае 2003 г., хотя получать сертификаты наши фирмы стали намного раньше.

По сути, стандарт ISО - это схема-описание ведения самых важных для предприятия бизнес-процедур. Схема описывает все этапы выпуска продукции и предоставления услуг: закупку сырья или комплектующих, анализ контракта, контроль качества, проектирование, создание, обработку, доставку, обучение персонала, а также обслуживание и поддержку клиентов. Предполагается, что четкое описание всех бизнес-процессов позволит выявлять и устранять недостатки еще на стадии производства, что, в свою очередь, обеспечит работу без брака.

По последним данным ISO, около 100 тыс. компаний во всем мире были сертифицированы по стандартам ISO 9000.

Сейчас существует несколько моделей, по которым можно проходить сертификацию – в зависимости от сложности производства.

«Проектирование-разработка-производство-монтаж-обслуживание».

«Производство-монтаж-обслуживание».

«Контроль готовой продукции-заключительные испытания».

Сущность всех моделей сводится к одному простому правилу: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано».

Как проходят сертификацию по ISO 9000?

Первый этап – компания изучает документацию по стандарту, и в соответствии с ним разрабатывает новую систему управления или совершенствует старую. Специалисты считают, что начинать работу по решению проблем качества целесообразно не с внедрения стандартов ИСО-9000, а с самооценки организации – насколько эффективно организовано производство.

Второй этап – специальная фирма-регистратор производит инспекцию компании. И выдает сертификат соответствия стандарту.

Но было бы не правильно думать, что после этого работа заканчивается. Правила сертификации требуют, чтобы независимые аудиторы посещали предприятие каждые полгода для того, чтобы удостовериться, что планка требований к управленческим процессам на предприятии не снижается.

Каковы результаты?

В начале 2001 года сертификат о соответствии стандарту ГОСТ Р ИСО 9002-96 был выдан фирме «НейроСофт». В 2004 году компания прошла полный аудит и получила сертификаты соответствия системы менеджмента качества международным стандартам DIN EN ISO 9001:2000 и DIN EN ISO 13488:2001. Благодаря получению сертификатов компания получила право наносить маркировку CE на выпускаемое нейрофизиологическое оборудование, что расширяет рынки сбыта компании. В дальнейшем компания планирует увеличить перечень оборудования, сертифицированного в соответствии с европейскими требованиями.

Формальным поводом для внедрения система качества ИСО на ивановском предприятии «Стандартпласт» в 2001 году послужили требования «АвтоВАЗа», который был готов сотрудничать с фирмой лишь при наличии у нее соответствующего сертификата. До настоящего времени компания специализируется на производстве шумозащитных, прокладочных, теплоизоляционных и декоративно-отделочных самоклеящихся материалов, предназначенных для использования в автомобилях, автобусах, сельскохозяйственной и землеройной технике. В результате сертификации кардинально изменились требования руководства, трансформировались способы реализации этих требований. Работать стало проще и понятнее. Легче и эффективнее начали протекать ключевые производственные процессы и административные процедуры. Стали более конструктивными отношения между отделами. Практическим результатом стал контракт с компанией «Форд» на поставку шумоизоляционных ковриков.

На кинешемском «Автоагрегате» заинтересовались идеей сертификации еще в 1996 году. В ноябре 2000 года «Автоагрегат» стал первой компанией в российском автопроме, которая получила сначала сертификат QS-9000 на производство поршней, а в декабре 2002-го - и подтверждение соответствия ISO-9000 на весь завод, Именно с получением сертификата здесь связывают то, что «Автоагрегат» стал главным российским экспортером поршней. Западные системы менеджмента качества позволили предприятию отслеживать все этапы производства продукции, понимать, где кроются ошибки, и быстро предпринимать необходимые корректирующие действия.

В 2003 году международный сертификат соответствия стандарта ISO-9001 был получен ОАО «Автокран».

В 2004 году международный сертификат ИСО 9001 получил комбинат «Родники-текстиль». Подготовка к сертификации длилась полтора года. Комбинату потребовалось изменить как подход к технологическим процессам, так и систему управления, отчетности и контроля качества выпускаемой продукции.

В 2003 году подготовку к получению сертификата начало ОАО «Ивэлектроналадка». Планируется, что на адаптацию предприятия к международным стандартам качества потребуется три года – и к марту 2006 года компания будет готова к приему сертификаторов. Сейчас подготовка ведется при помощи АНО «Союзэкспертиза».

Готовится к сертификации системы управления качеством продукции на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9002 ОАО «Ивановские строительные материалы и абразивы».

Маленькие хитрости малого бизнеса

При внедрении стандартов качества

В зависимости от масштаба предприятия, управление качеством имеет свои особенности. На Межрегиональной конференции «Предпринимательство в промышленности: пути развития» руководители малых и средних предприятий России могли получить конкретные рекомендации от специалиста консалтинговой компании «Бюро Веритас Русь» Александра Шестакова.

Для справки

Компания «Бюро Веритас» – мировой лидер, предоставляющий услуги сертификации, оценки соответствия, тренинга и консалтинга в областях качества, здоровья и безопасности, экологии и социальной ответственности. В России работает с 1992 года, с 1994 имеет российское подразделение «Бюро Веритас Русь» и отделения во многих регионах.

Сотрудничает с крупнейшими предприятиями и организациями. В их числе - Центральный московский депозитарий, «Норильский никель», НК "Лукойл", «Рыбинские моторы», «Нижнекамскнефтехим», «Ижевский радиозавод», «Северсталь», «Уралмаш», «Линда», «UzDAEWOO Auto Co» и многие другие.

Участвует в создании системы управления качеством для строительного комплекса г. Москвы. Компания провела сертификацию Торгово-промышленной палаты Башкортостана в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.

Сразу отметим, что Александр Шестаков рассуждал с точки зрения консультанта, каковым и является. Однако от этого обозначенные проблемы не теряют остроты, а предложенные решения – актуальности. Напротив, взгляд «со стороны» может быть весьма полезным для руководителя, решившегося на внедрение, например, требований ИСО 9001.

Проблемы

Основных проблем несколько. Во-первых, построение системы управления качеством на малом предприятии может затянуться, и процесс заставит забыть о цели. В частности, сотрудники могут плохо представлять, как применить на деле результаты диагностического аудита, а подготовка к сертификационному аудиту и вовсе приводит к потере интереса и со стороны персонала, и со стороны руководства.

Вторая проблема – у малого предприятия зачастую нет тех денег, которые может потратить на внедрение требований ИСО крупное производство. Самое интересное, многих затрат можно избежать (это обговаривается индивидуально с «сертификатором»), потому как схема, предусмотренная для «крупняка», для малых предприятий не действует. Например, в силу того, что функции не поделены четко между сотрудниками (и тщательно описывать функцию каждого иногда просто не имеет смысла), а самих сотрудников гораздо меньше.

Несомненное преимущество малых предприятий – то, что они могут развиваться и изменяться очень динамично, «более восприимчивы к новому и инновационны по своей природе», считает Александр Шестаков и предлагает это использовать максимально полно.

Решения

Решения рекомендованы, исходя из проблем. Шестаков предлагает предельно минимизировать сроки внедрения: «все равно основная работа совершается непосредственно перед сертификацией». Причем создание рабочей группы по внедрению требований ИСО, по его наблюдениям, только тормозит процесс.

Предварительный (диагностический) аудит лучше проводить совместно с сотрудниками предприятия. Это позволит «убить сразу нескольких зайцев»: заинтересовать персонал, наладить контакты, выявить реальных «помощников», а главное – дать возможность взглянуть на внутренние проблемы «под новым углом зрения» и предложить пути их решения в рамках ИСО, что позволит на практике показать необходимость внедрения этой системы.

Из этой же оперы – совет не рассказывать об истории науки управления качеством, а брать примеры из деятельности сертифицируемого предприятия.

На первый взгляд может показаться, что г-н Шестаков давал советы своим коллегам-консультантам. Однако практика показывает, что в процессе внедрения стандартов качества не последнюю роль играет руководство консультируемого предприятия (а иногда оно и вовсе занимается подготовкой предприятия к сертификации практически самостоятельно). Так что, кроме знания коллектива и обстановки, для оптимизации процесса директора и менеджеры могут предложить (или применить) и озвученные выше «хитрости».

А оно вам надо?

Сертификация по ISO 9000 - дело абсолютно добровольное. Однако выйти на европейский рынок, да и на другие зарубежные рынки, не имея сертификата ISO, почти нереально. Все европейские компании требуют от своих поставщиков регистрации по ISO 9000. Для них наличие сертификата = гарантия качества. Следовательно, сертификация повышает авторитет компании, может помочь получить выгодные контракты и повысить конкурентоспособность компании.

С другой стороны, это все же не панацея. «ISO 9000» - это лишь один из многих факторов, которые влияют на качество продукта. Не случайно ISO предусматривает регулярное подтверждение сертификата. Оптимальный вариант – когда работа над улучшением качества начинается не ради сертификата, а когда сертификат является лишь подтверждением того, что эти работы ведутся.

Кстати, и «НейроСофт», и «Родники-текстиль» являются лауреатами конкурса «100 лучших товаров России». «Автокрану» в свое время была вручена национальная премия в области бизнеса в номинации «Возрождение отрасли».

Галина Кузнецова

Елена Новгородова

30 Ноября 2004, 10:56 +45

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...