«Зделана в Иванова»

Другие текстильщики отмечают падение уровня продаж своей продукции. Они считают, что нечестная конкуренция мешает подняться тем, кто сделал ставку на качество, вкладывает в него деньги и пытается поднять престиж ивановских тканей.

На текстильных складах вперемежку с ивановской (тверской, ярославской и т.д.) тканью лежит материал, который представляют китайским. При этом на нем те же рисунки, что и на местной продукции. На вопрос о сертификате на эту ткань мы получали следующие ответы: «Нет никакого сертификата!» (кладовщица) и «Придумаем какой-нибудь….» (похоже, продавец). На ощупь китайский вариант ближе к клеенке, но обычный покупатель вряд ли будет досконально исследовать каждый рулон. Скорее он посмотрит на цену, которая значительно ниже стоимости настоящей хлопчатобумажной ткани. А если нет внешней разницы, зачем платить больше? На самом деле отличия между оригиналом и подделкой достаточно серьезные.

Представители ивановских текстильных компаний покупали китайскую «бязь» и отдавали ее в лабораторию для исследования. Экспертиза, которую недавно заказывала фирма «Вавилон-С», показала, что уточная пряжа – это 100%-ный лавсан, а в основе - около 10% лавсана. Получается, что китайский материал – практически чистый полиэфир. Если учесть, что многие рисунки рассчитаны на производство постельного белья, то тому, кто его купит, не позавидуешь. Во-первых, эта ткань не обладает основным качеством – гигроскопичностью, а спать на клеенке неприятно. Во-вторых, полиэфирное волокно обладает способностью накапливать статическое электричество, это вредит здоровью людей, использующих такое белье. И, наконец, с лавсана легко сходит краситель, и белье «облезает» после первой же стирки. О технологических нарушениях лучше судить профессионалам.

Вячеслав Кашин, коммерческий директор ОАО НИМ: «На ивановских предприятиях тоже добавляют лавсан в уточную пряжу, но ее процент составляет до 8-10%. Большее содержание этого волокна меняет качественные характеристики материала, который становится подвержен сильной усадке и на ощупь он более грубый. Даже если кому-то приятно спать на колючем белье, то после стирки его все равно нельзя будет использовать по назначению, так как, например, в большой изначально пододеяльник сможет поместиться только детское одеяло».

Однако местные рынки текстильной продукции изобилуют КПБ из той же китайской «бязи». Большинство комплектов не имеют толковой маркировки. По крайней мере, производитель часто не указан, а уж из какой (из чьей) ткани сшит комплект, точно не узнаешь. Приходится верить на слово продавцам. Они, правда, честно отвечают, что комплекты «китайские» или «турецкие». Только рисунки на них нередко ивановские, шуйские, карабановские… Некоторые текстильщики решают эту проблему, создавая фирменную упаковку. Например, комплект от «Шуйских ситцев» можно отличить по пакету с полосой серебристых ромашек и фирменному вкладышу. Некоторые, но не все…

Валентина Замятина, Ивановский центр сертификации и менеджмента: «Комплекты постельного белья не подлежат обязательной сертификации, но ткань должна быть сертифицирована. К нам часто приходят предприниматели-швейники на добровольную сертификацию - хотят быть конкурентоспособными, особенно на столичном рынке».

Вопрос: если конечный продукт не нуждается в сертификации, зачем швейникам покупать нашу сертифицированную ткань и переплачивать за качество? Лучше «не заметить» отличий и соблюсти выгоду. Кого волнует, что нарядный комплект превратится в тряпку, а его владелец начнет чесаться от дурных красителей и грубого волокна?

Светлана Гарелина, инспектор госторгинспекции: «Мы постоянно проверяем текстильные ярмарки, но не сталкивались с китайской бязью. Нарушений же в маркировке ткани и КПБ много. Маркировка КПБ должна включать: наименование товара, размеры предметов, состав сырья, символы по уходу, дату выпуска, фирму-изготовителя и ее юридический адрес. На ткани указывается ее наименование, информация об изготовителе, артикул, сертификат. Часто при хранении и транспортировке ткани маркировка отлетает, и тогда нельзя понять, что покупаешь». Похоже, штрафные санкции, предусмотренные за данные нарушения, никого не пугают. Например, за отсутствие информации об изготовителе на этикетке взимается штраф от 30 МРОТ. Нарушения продолжаются, так как «не будешь стоять за спиной каждого продавца»…

Так откуда берутся китайские ткани, чья цена и отсутствие сертификатов подтверждают тот факт, что продукция не декларирована? По словам начальника отделения контроля таможенного оформления Елены Мироновой, через Ивановскую таможню ни разу не проводилась китайская ткань. Видимо, путь этого товара лежит через Москву и другие регионы. Комментируя сложившуюся ситуацию, генеральный директор «Самтекса» Андрей Смирнов говорит: «После того как на предприятии была проведена реконструкция, и качество нашей продукции заметно выросло, ткани «Самтекса» стали пользоваться спросом. К сожалению, это поняли не только наши заказчики, но и турецкие и китайские конкуренты. Объем текстильного производства в этих странах велик, а сбыт затруднен, поэтому они решили захватить и российский рынок. Своих денег вкладывать в разработку им жалко и привлекать чужие средства не хочется. Поэтому эти производители стали брать удачные рисунки в разных местах, в том числе в нашей области. Плохо, что по тому же пути идут некоторые местные недобросовестные производители, ворующие наши рисунки. Этот прецедент более неприятен, чем китайские мошенники».

Но если, по словам пострадавшей стороны, с местными «конкурентами» подобного толка справиться можно, то китайцы наносят серьезный удар по имиджу наших производителей: в Москве, например, раз столкнувшись с дурным качеством ткани и увидев при этом ивановский рисунок, побоятся брать в дальнейшем продукцию нашего региона. Все это отражается на сбыте местных предприятий. По данным А. Смирнова, с прошлого года «Самтекс», например, недобирает заказов примерно на 200 тыс. метров каждый месяц.

Нюансов у этой проблемы множество. Есть мнение, что подделку везут по заказу наших же предпринимателей, а изготавливаться «левая» ткань может и в Москве. Кстати, по словам участников столичных выставок, там также можно встретить «ивановские» рисунки на китайских тканях. По мнению тех, кто работает с текстилем, попадают наши рисунки на столичные предприятия с легкой руки тех, кто раньше трудился на ивановских фабриках, а теперь - в Москве. Хотя, зная положение в отрасли, специалисты-текстильщики говорят, что подделка идет не от хорошей жизни и предприятия выживают, как могут… Наблюдатели поговаривают, что и наши производства перерабатывают турецкие рисунки – все ищут нужную «жилку»... Вообще доказать принадлежность рисунка сложно, так как «новый хозяин» может его несколько изменить, подправить и выставить как свой. Попробуй разберись, кто придумал.

И все же промышленники выделяют три проблемы: завоз недекларированной ткани, появление низкосортного дешевого материала на рынке и использование местных рисунков. А страдают от этих проблем не только производственники, у которых снижается сбыт и подрывается авторитет. Бюджеты всех уровней не получают налогов, а потребитель мается с некачественным товаром. Директора ивановских фабрик желают, чтобы местные власти обратили внимание на состояние текстильного рынка. «Мы все равно будем развиваться, но эти обстоятельства задерживают срок развития отрасли», - признается А. Смирнов.

ТАТЬЯНА ХЕЙФЕЦ

24 Февраля 2004, 13:25 +69

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...