Жизнь после ДТП

Как вести себя, если вы попали в аварию

Татьяна Хейфец

Любого человека, который утром выезжает на своем автомобиле, можно сравнить с сапером: никогда не знаешь, на что нарвешься в течение дня. Количество ДТП – от мелких царапин «железа» до настоящих трагедий – превосходит все разумные пределы.

И хотя для пешеходов эта тема тоже является болезненной, сегодня хочется ответить на некоторые вопросы, которые волнуют  автомобилистов. Мы задали их Константину Солонухе, который знает проблему с трех сторон: во-первых, он сам водит автомобиль, во-вторых, у него приличный стаж работы в ГИБДД (карьера - от инспектора ДПС до начальника следственного отделения), а, в-третьих, с 1999 года и до сих пор он работает адвокатом, специализируясь именно по делам о ДТП. 

- Константин Александрович, от каких ошибок вы бы предостерегли водителей, когда они оформляют ДТП?

- Проблема часто заключается в том, что попавший в ДТП водитель находится в стрессовом состоянии. Поэтому я всегда рекомендую: вызовите «свежую» голову. Это может быть не только юрист, но и родственник или друг, которые помогут не растеряться и проконтролировать действия работников ГИБДД. При оформлении ДТП важно, чтобы правильно были отражены все обстоятельства аварии в схеме происшествия. Тот, кто рассчитывает на профессионализм сотрудников ГИБДД и наблюдает со стороны, как они все замеряют и записывают, поступает легкомысленно. Нужно активно участвовать в процессе и сопоставлять написанные цифры с действительными. К тому же, для выезжающего на место ДТП экипажа ваша авария - лишь одна из многих за этот день, у них уже «замылен» глаз, и они могут не обратить внимание на какие-то детали, которые потом будут иметь значение.

Второе -  на месте ДТП обычно берутся объяснения участников. Если вы в чем-то сомневаетесь, лучше объяснений не давать. Тем более что, по закону, вы можете этого не делать. Первые впечатления могут быть обманчивы, и обычно в этой ситуации люди акцентируют внимание не на тех обстоятельствах, которые будут важны впоследствии. Можно прийти в себя и дать объяснения на другой день. Ведь есть ДТП, где пострадало только «железо», а есть с людскими жертвами. Каждое слово должно быть взвешенным.

- А как вести себя в случае, когда сотрудники ГИБДД оказывают давление при оформлении ДТП?

- Не нужно идти у них на поводу. Они, конечно, зачастую торопятся и быстро фиксируют ваши объяснения, но записанные показания могут сильно отличаться от того, что вы хотели сказать. Лучше запишите все своей рукой. Можно прибегнуть и к помощи третьих лиц, о которых мы уже говорили. К тому же, сейчас есть масса технических средств, например, все можно записать на видео.

Если долго ждете сотрудников ГИБДД, стоит принять меры к тому, чтобы не потерялись следы ДТП. Я бы рекомендовал все подробно фотографировать, причем привязываясь к стационарным объектам – домам и т.п., то есть к месту происшествия. И номер машины должен быть виден. Чтобы при необходимости это все потом могло быть восстановлено специалистами.

- В ДТП с участием автомобилей ГИБДД труднее доказать свою правоту?

- Как ни странно, позиция руководства ГИБДД такова, что они склонны обвинять своих сотрудников - сейчас строго подходят к дисциплине личного состава. Но оформляют ДТП тоже сотрудники ГИБДД, так что нужно быть бдительным на этапе оформления. Если все сделано правильно, то проблем не возникнет.

- Есть ли проблемы с выплатами страховки по так называемому европротоколу  -  когда водители сами являются в ГИБДД?

- Проблемы, конечно, есть. Во-первых, очень сложно на месте определить размер ущерба (пока он не должен превышать 25 тысяч рублей, но планируется довести его до 50 тысяч, чтобы разгрузить сотрудников полиции). Во-вторых, чтобы оформлять необходимые документы, нужно уметь это делать. Если бы, допустим, на «водительских курсах»  этому учили… Страховые компании сейчас очень щепетильно подходят к вопросу установления обстоятельств  ДТП и определения ущерба. Если у них возникнут сомнения в правильности составления схемы и других документов или в наличии самого события (к примеру, эксперты считают, что получить в описанной ситуации такие повреждения невозможно), процесс сильно затянется. Потребуются технические экспертизы, трасологические и проч. И это лишний повод отказать в выплате. Так что лучше дождаться сотрудников ГИБДД и все оформить.

- Ситуации, когда страховые компании отказываются от полного возмещения ущерба, нередки. Но когда дело в суде выиграно, то страховщики выплачивают не только положенную сумму, но и издержки. Почему они себя так ведут?

- Полагаю, это связано с тем, что у них неглупые юристы и экономисты, которые рассчитали, что из 10 человек, например, восемь станут судиться, а двое - не станут. И затраты окупаются. Практически все страховые выплаты сейчас идут через суд. Но суды встали на сторону истцов и, по закону о правах потребителей, заставляют страховщиков также выплачивать пени (3 рубля в день), плюс накладывают штраф в размере 50% от суммы иска. Это работает.

- Я слышала, что пени и штрафы думают отменить…

- Значит, это связано с лоббированием интересов страховых компаний, потому что иных рычагов давления, кроме финансовых, на них нет. А калькуляция по сумме ущерба, которую составляют представители страховых компаний, и сумма, которую насчитывает независимый эксперт, а тем более автомастерская, всегда сильно отличаются.

- Есть мнение, что нужно сразу использовать независимую экспертизу и не связываться с государственной. Это так?

- Есть процедура обращения в страховую компанию. Если вы не предоставили автомобиль на государственную экспертизу, это - основание отказать вам в выплате страхового возмещения. Вы обязаны сначала обратиться в страховую компанию, а потом, если не согласны с цифрами, пригласить независимых экспертов. По КАСКО сейчас страховщики часто направляют сразу в автомастерскую, и денежных отношений между ними и страхователем нет. А к ОСАГО я рекомендую делать ДОСАГО.

- Если пассажир такси пострадал в ДТП, к кому предъявлять иск?

- В данном случае отвечает пассажироперевозчик. Если за рулем был индивидуальный предприниматель, то - он. Если водитель - наемное лицо и работает по договору, то отвечать будет его работодатель. Предъявить иски можно к обоим участникам, это называется солидарная ответственность перед третьим лицом. Они будут решать вопрос о своей ответственности в судебном порядке.

- Можно ли подавать на возмещение ущерба в случае, когда твою машину разбили, и ты был вынужден ездить на такси (возить детей и т.д.)?

- У нас почему-то до сих пор автомобиль считается предметом роскоши…  Если вы можете доказать, что машина вам жизненно необходима (инвалид ездил, или вы живете за городом, где отсутствует транспортное сообщение и т.п.), то можете попытаться предъявить такой иск по компенсации. Во всех остальных случаях – вряд ли.

- В последнее время много ДТП происходит с участием машин со спецсигналами…

- Да, аварий с автомобилями полиции и «скорой помощи» масса. Такое складывается впечатление, что водителей этих служб плохо готовят. Хотя теперь есть ведомственный приказ: у водителей «скорой помощи» должен быть допуск к работе на машине со спецсигналом, они должны пройти спецподготовку. Наверное, у сотрудников полиции тоже такое правило есть. Пока их психология такова: раз они все включили, то все должны им уступать. Но они не берут во внимание то, что у участников ДД должна быть физическая возможность уступить. Водитель, который двигается на разрешающий сигнал светофора, может просто не успеть предоставить преимущество в движении автомобилю со спецсигналом. Когда я работал в ГИБДД, мы с коллегами проверяли: без спецсигнала доезжали быстрее, чем с ним. Спецсигнал тоже вызывает аварийные ситуации. Он нужен лишь для того чтобы проехать «пробки». Если это делать аккуратно и при необходимости остановиться, то столкновения не будет.  

- Какая самая большая проблема, на ваш взгляд, на дорогах нашего города?

- Отсутствие взаимоуважения участников дорожного движения друг к другу. Правила у нас знают неплохо, навыки есть. Часто большие затруднения в движении в часы-пик вызывают сами автомобилисты. Бывают ситуации, что лучше пропустить, даже если не должен этого делать. Например, в московском регионе лучше друг друга пропускают, понимают важность этого.

- Какие у нас самые «популярные» аварии?

- На регулируемом перекрестке. Когда обоим участникам движения кажется, что они едут на разрешительный сигнал светофора. Чаще всего один выезжает на желтый, а другой думает успеть закончить его проезд. Это трудно доказуемая виновность.  Надо бы всем уяснить для себя четкое правило:  желтый - это запрещающий движение сигнал и не надо пытаться проскочить, а зеленый сигнал, хоть и разрешает движение, но не дает вам права начинать движение, если перекресток не покинули другие транспортные средства.

- Какая специфика у ДТП, если оно произошло не в своем регионе?

- Могу дать те же самые рекомендации. Только если это был мегаполис или оживленная трасса, где сотрудники еще больше торопятся убрать затруднение движения и заполняют все очень быстро, а вы не успеваете прочитать бумаги, то ошибок бывает много. Поэтому в тех ситуациях нужно быть еще бдительнее.

 - Насколько, по-вашему, нужен видеорегистратор?

- Считаю, любая машина должна быть им оборудована. Я видел автомобиль с таким регистратором, который фиксирует обстановку со всех четырех сторон. Его поставил  человек, который ранее попал в ДТП, где был летальный исход. Он теперь смотрит во все четыре стороны… Сотрудники полиции изымают на месте происшествия карту видеорегистратора и приобщают к материалам дела. Это очень облегчает работу полиции, судов, снимает проблему  доказывания виновности. Так что лучше экономить не на этом приборе, а на своих нервах.

 

 

 

01 Декабря 2012, 12:45 +194

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...