ЖКХ без коммуналки

Название «МУК» в последние недели настолько регулярно звучит в СМИ, что можно подумать: эта управляющая компания начала активно раскручивать свой бренд. Хотя, по большому счету, в этом нет серьезной необходимости: ОАО «МУК» на рынке жилищно-коммунальных услуг уже несколько лет и заработало очень неплохую репутацию. Впрочем, сейчас «МУК» чаще упоминается в связи то ли со скандалами, то ли с неразберихой, возникшей на ивановском рынке ЖКУ через пару месяцев после прихода новой городской власти. Как следует понимать происходящее, рассказывает директор ОАО «Многофункциональная управляющая компания» Елена Сесягина. - Елена Николаевна, первый вопрос – о названиях. Дело в том, что в прессе и документах упоминается то «Муниципальная управляющая компания», то «Многофункциональная управляющая компания». Какое отношение они имеют друг к другу и к тому, что сейчас происходит в сфере ЖКУ? - Еще в 2007 году, когда в Иванове активно шла подготовка к реформированию системы ЖКХ, в числе других муниципальных управляющих компаний было создано ОАО «Муниципальная управляющая компания». Затем в 2008 году, в соответствии с требованиями 185-ФЗ, 75 % акций этой компании были выставлены на конкурс. Таким образом были приватизированы и другие муниципальные УК, а на ивановском рынке появились частные управляющие компании. До сих пор муниципалитет владеет 25 % акций ОАО «МУК». Однако возникла необходимость отойти от слова «муниципальный» в названии, так как оно могло создавать впечатление, что УК полностью находится в городской собственности. Поэтому была создана «Многофункциональная управляющая компания», являющаяся 100-процентным дочерним предприятием «Муниципальной управляющей компании». Мы намеренно сохранили аббревиатуру, так как уже заработали определенную репутацию. Обе управляющие компании работают профессионально. - Раз уж заговорили о названиях управляющих компаний, то, может быть, вы объясните, что это за компании-клоны, о которых весной этого года говорила мэрия? - На мой взгляд, слово «клоны» в данном случае некорректно, это дискредитирует в глазах людей любую УК, независимо от формы собственности. Дело в том, что на рынок ЖКУ очень сложно выйти с ничего не говорящим названием типа «Василек». Люди привыкли к аббревиатурам типа МПЖХ, МУП ЖХ и т.п. Поскольку администрация города, акционируя муниципальные управляющие компании, брала названия «ГУО ЖХ», частные инвесторы, выходя на этот рынок посчитали возможным назвать ряд компаний уже знакомыми населению аббревиатурами, хотя полное название компании, естественно, отличается. То есть МПЖХ – это не муниципальное, а многофункциональное предприятие жилищного хозяйства, и т.д. Кстати, в ноябре прошлого года, например, было создано ОАО ГУО ЖХ № 4, оно вышло на рынок. А затем 1 апреля 2010 года муниципалитет создает ОАО ГУО ЖХ № 4. - Сейчас много говорят об установке счетчиков и обязательствах частных управляющих компаний. Каким образом они возникли и как выполняются в вашей УК? - Я напомню, что процесс активного входа частных компаний на рынок ЖКУ начался в 2008 году, когда муниципалитет, чтобы получить средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, стал выставлять на конкурсы пакеты акций муниципальных управляющих компаний. Первый такой конкурс прошел летом 2008 года, на него выставлялись по 75 % акций трех муниципальных компаний – ОАО «МУК», ОАО «ГУО ЖХ № 3» и ОАО «ГУО ЖХ № 6». Инвесторы должны были представить свои инвестиционные программы. Причем акцент делался на оснащение домов общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, так как к тому времени стало очевидно, что именно нереализованная вода по горячему водоснабжению является основной составной частью задолженности УК (тогда еще муниципальных). Победители конкурса должны были в течение года оснастить весь жилой фонд, доставшийся им в управление, общедомовыми счетчиками горячей воды. При выполнении этой инвестиционной программы через год акции полностью переходили в собственность инвестора (до этого времени акции были в залоге у города). И по нашим данным, из вышеупомянутых трех компаний только ОАО «МУК» полностью выполнило инвестиционную программу. - А по другим УК? - По моим данным, на совещаниях у городского руководства уже было официально озвучено, что ОАО «ГУО ЖХ № 6» не выполнило условия инвестиционного соглашения, и сейчас мэрия намерена расторгнуть это соглашение и вернуть акции предприятия в собственность муниципалитета. - Насколько эффективна оказалась работа частных УК на рынке ЖКУ? Ведь, судя по данным, предоставленным Ивгордумой, что муниципальные, что частные УК должны миллионы за горячую воду и теплоснабжение… - Практически на любом рынке частник эффективнее, чем муниципальное предприятие. Когда мы начали работать, мы сразу выявили немало «слабых мест» в самой системе работы предприятия, которые порой невозможно устранить из-за муниципальной формы собственности. Например, раздутое штатное расписание, отсутствие материальной заинтересованности сотрудников в результатах своего труда и т.д. Безусловно, сейчас в управлении домами как в бизнесе присутствуют немалые риски. Но, в первую очередь, они связаны с нереализованной водой и с невозможностью выставления корректировок по горячей воде и отоплению. Если бы в вопросе корректировок не было политической (или популистской, этот термин так же подходит) составляющей, то на сегодня управляющие компании не имели бы многомиллионных долгов перед теплоснабжающими организациями. - Откуда возникают эти долги, ведь население довольно исправно платит? - Например, из-за того что по нормативу, исходя из которого начисляется плата за горячую воду и отопление, температура зимой в квартирах должна быть 18 градусов. А по факту в квартирах температура превышает нормативную на 2-4 градуса. За дополнительное тепло тоже надо платить. Ведь УК делают перерасчет за «недотоп», когда в квартирах холодно. Но, с одной стороны, жители Иванова не привыкли к тому, что надо доплачивать за такие моменты. А с другой – было принято политическое решение, чтобы успокоить жителей. В результате все эти деньги «повисли» долгами на УК, а в качестве дебиторской задолженности – на МУП«ИГТСК» и на МП «Ивгортеплоэнерго» - муниципальных теплоснабжающих предприятиях. В частности, из-за этого эти МУПы на сегодняшний день имеют огромную кредиторскую задолженность перед банками – порядка миллиарда рублей. Фактически проблему не решили, а отложили, потому что если решения не будет, то и УК, и теплоснабжающие организации обанкротятся. Или же по долгам МУПов будет отвечать муниципальный бюджет. Кстати, негативные последствия решений о непроведении корректировок по отоплению – это не только ивановские реалии. Сейчас, по сообщению СМИ, в Санкт-Петербурге практически все УК находятся на грани банкротства по этой причине. - Но получается, что бизнеса в УК никакого нет, если тут такие убытки… - Рентабельность УК заложена только в жилищной услуге (управление, содержание и текущий ремонт, а не в коммунальных. И здесь, если поставить дело грамотно, можно работать и зарабатывать. Фактически после того, как ИГТСК перешел на прямые расчеты с жителями домов, которые мы обслуживаем, мы будем заниматься только своими прямыми обязанностями. И здесь наши риски – это только неплатежи населения. - Вы упомянули, что 25 % акций «Муниципальной управляющей компании» сейчас принадлежит городу Иваново. Если вернуться к ситуации, когда эту компанию выселяли из помещения, то получается, что мэрия выселяла собственное предприятие? - Получается так. И сейчас компания будет искать другое помещение, но очевидно, что арендная плата будет выше, так как в муниципальном помещении арендная плата начислялась с учетом коэффициента муниципальной поддержки, принятого Ивановской городской думой прошлого созыва. Поскольку издержки по аренде на 2010 год в городских тарифах для населения были заложены исходя из низких муниципальных ставок, компания вынуждена будет сокращать какие-то статьи расходов. Недоплатить зарплату – невозможно. Один из выходов (поскольку управленческие издержки и так сведены до минимума) – направить на выплату арендной платы часть средств, предназначенных на другие нужды. Кроме того, на следующий год расходы на дорогую аренду будут заложены в тарифы для населения. Так что, с экономической точки зрения, учитывая, что мэрия является акционером «МУК», предпринимаемые ею шаги выглядят, мягко говоря, непонятными и безграмотными. - Как будут дальше развиваться события на рынке ЖКУ в Иванове, на ваш взгляд? - Я думаю, что больше ни с кем ИГТСК не будет расторгать договоры. В бюджете нет столько денег, чтобы погасить долги всех УК, а вернее, долги населения перед всеми УК. Во-вторых, гасить долги муниципальных управляющих компаний сейчас нет никакого смысла, их акционировали и будут продавать. Есть еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание . Он связан с исполнением на территории областного центра требований 185-ФЗ. Напомню, что для получения остатка лимита средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 января 2010 года 80 % домов в муниципальном образовании должны обслуживаться частными УК, еще 10 % домов – ТСЖ, а на долю муниципальных УК должно приходиться не более 10 % жилого фонда. На сегодняшний день Иваново не соответствует этим требованиям. Под управлением частных УК находятся лишь порядка 65 % жилого фонда. Эта ситуация сложилась из-за того, что ряд муниципальных управляющих компаний был акционирован лишь в апреле 2010 года (сейчас они работают как ОАО «ГУО ЖХ №1», ОАО «ГУО ЖХ № 2», ОАО «ГУО ЖХ № 4» и ОАО «ГУО ЖХ № 7»). При этом 100 % акций созданных акционерных обществ до сих пор находятся в собственности муниципалитета, то есть эти УК остались муниципальными. В результате у муниципалитета сейчас остаются не 10 %, а как минимум 25 % жилого фонда. Кроме того, как я уже говорила выше, глава администрации г. Иванова Александр Кузьмичев заявил на одном из совещаний, что в связи с невыполнением инвестиционной программы ГУО ЖХ № 6, их акции должны быть возвращены в собственность муниципалитета. А под управлением этой компании находится порядка 15 % жилых домов города. Если акции этой УК будут возвращены (а это абсолютно верный шаг городской администрации, так как она обязана отслеживать соблюдение условий инвестиционного соглашения), а недавно акционированные муниципальные компании так и не будут проданы, то под управлением муниципалитета окажется уже 40 % жилого фонда. Думаю, что при таких условиях денег по 185-ФЗ в этом году областной центр не получит. Но это еще полбеды: есть вероятность того, что фонд содействия реформированию ЖКХ может затребовать обратно те суммы, которые были выделены на капитальные ремонты городу Иваново в прошлые периоды, так как сейчас у нас процесс реформирования системы ЖКХ не только замедлился, но и пошел назад. Безусловно, есть шанс, что муниципалитет успеет продать акции ГУО ЖХ № 1, № 2, № 4 и № 7, но для этого требуется соответствующее решение Ивановской городской думы. А ближайшее очередное пленарное заседание думы – в конце сентября. Какие проблемы могут возникнуть в связи с этим, думаю, не надо уточнять. При том дефиците бюджета, который существует на сегодня в Иванове, город не сможет самостоятельно «разрулить» эту ситуацию в финансовом плане. Надеюсь, впрочем, что с помощью областного руководства нынешней администрации г. Иванова удастся найти приемлемое решение, соблюдя требования действующего законодательства и не нанеся ущерба жителям города. Судя по тому, что разрешить конфликтную ситуацию, возникшую в конце июня вокруг перехода МУП ИГТСК на прямые договоры с жителями города, удалось лишь после нашего обращения к губернатору Михаилу Меню и после непосредственного участия в совещании по этим вопросам его первого заместителя Александра Фомина, можно однозначно сказать, что областная власть контролирует ситуацию в сфере ЖКХ.
14 Июля 2010, 15:21 +127

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...