Знакомый незнакомец

Не ошибусь, если скажу, что в Иванове Яна Бруштейна знают многие. Его, но не о нем. Например, выход его поэтического сборника был неожиданным даже для некоторых друзей Яна Борисовича. Зато творчество этого разносторонне одаренного человека уже стало достоянием тех, кто бороздит просторы интернета в поисках Прекрасного. Презентация сборника «Красные деревья», выпущенного в марте московским издательством «Библиотека «ЕДИНАЯ КНИГА», прошла в зале «Классика» на прошлой неделе. А до этого — в Москве, в Доме-музее Марины Цветаевой. Выступление самого автора со своими стихами, в том числе новыми, не успевшими войти в книгу, исполнение его произведений чтецом Сергеем Лютовым, душевные песни от трио «Меридиан» и романсы от дуэта «Очарование романса», ненавязчивый диалог, легкий фуршет — все, из чего состоит презентация книги. Книги стихов. Но прелесть этого мероприятия, как и самого сборника, в том, что они на время погружают нас в другую реальность, дарят душе «параллельный мир», позволяющий сместить акценты в сторону счастливой непрактичности и вдохновения. Дают возможность перестать суетиться и начать чувствовать. Каждый, кто оказался на презентации сборника стихов «Красные деревья», может считать себя счастливчиком — ему досталась книга Яна Бруштейна. Купить ее в Иванове не представляется возможным. Одна из тех, кто давно знает Бруштейна, — профессор ИвГУ Наталья Дзуцева — назвала его на вечере «знакомым незнакомцем» — в сборнике открываются его новые грани, черты, которые радуют, удивляют, заставляют задуматься о многом. После презентации мы пообщались с автором новой книги «на тему». — Ян Борисович, почему вас в Иванове почти не знали как поэта? — У меня был огромный перерыв — я практически не писал стихи почти 25 лет, разве что песни под гитару или строки «к случаю»! Так получилось, что много сочинял в молодости, но был сильно «бит» за это и сдался — бросил писать. По-настоящему начал снова в прошлом году. Делая свою страницу в интернете, понял, что многого не помню — в памяти и на бумаге десяток-два стихов. И тут моя любимая жена выносит огромную деревянную шкатулку… Оказывается, она сберегла множество моих листочков, почеркушек, обрывков, на которых я когда-то что-то набрасывал, а потом … выбрасывал. Из этого многие стихи возродились, дописались. А были и вовсе готовые. Еще я нашел две свои юношеские тетради и, прочитав, понял, что в этом что-то есть. Они вошли в книгу разделом «Стихи юного Яна». В Донецке есть такой поэт — Юля Приходько, она мне как-то сказала: «Если не пишется, ты начинай собирать наброски, обрывки, выставлять их». Я так и сделал, назвав потом эти миниатюры «Этюды для Юли». Раздел их тоже есть в новом сборнике. Так я расписался. В этой книге больше половины — новые стихи. Вообще я немного пишу. Есть талантливые графоманы, наделенные даром, они пишут постоянно, выдавая ежедневно новые стихи. Я даже читать не успеваю. Хорошие стихи, но часто небрежные. — Что для вас значит выход сборника сегодня, когда подобные книги издаются, мягко говоря, нечасто? — Не могу сказать, что я ждал этого или мечтал об этом. Сегодня реальная поэтическая жизнь существует в интернете, и, поскольку я человек Сети, мне там хорошо. Меня весьма устраивала моя аудитория, которая составила за год с небольшим почти 30000 человек. И это — только на сайте Стихи.ру, есть еще страницы на других сайтах, перепечатки, цитаты и т.д. Там много отзывов, всегда живой отклик, много рецензий и полемики, возможность участия в конкурсах и т.д. У меня не было желания заниматься книгами, но нашлись люди, которые начали меня теребить с этим. В первую очередь это член русского ПЕН-ЦЕНТРА (PEN-CLUB) Иван Шепета — талантливый человек, автор поэтических и литературно-критических книг. Он живет на Дальнем Востоке, я его никогда в жизни не видел. Иван нашел меня в интернете, ему понравились мои стихи, он написал эссе о некоторых моих работах, так и пошло… Вообще именно он — главный «виновник» выхода этой книги. — Как вы попали в Сеть со стихами? — Все произошло по Булгакову, точнее, по словам Воланда: «Не проси, сами придут и все дадут». Так и вышло. Сначала профессор и джазовый певец Владимир Годлевский подсказал мне, что можно сделать страничку на сайте Стихи.ру, что я и осуществил в декабре 2007 года. Стихи.ру — это дикое поле, на котором растет все — нет никакого отбора, и любой графоман может открыть свою страницу. Свою страничку может сделать даже человек, который вообще не пишет стихов — просто для того, чтобы общаться, вступать в полемику. Есть плохие поэты, но они нередко становятся хорошими читателями. Есть и те, кто влюблен в свое творчество, пишет не просто плохо, а порой за пределами добра и зла… Мне повезло — я сразу попал на хорошего поэта и по его стопам, по его рецензиям я постепенно оброс связями. Получилась интересная компания. — Получается, Сеть открыла перед вами новые горизонты? — Наверное. Многие, кто заходит на мою страницу, становятся постоянными читателями. У меня самого много избранных — тех, кого я с удовольствием читаю. Здесь ведь есть и Дмитрий Кедров, и Евгений Евтушенко, и Кирилл Ковальджи. Печатаются и поэты, никому не известные, но очень талантливые. Например, Лала Тарапакина из Одессы меня потрясла своими стихами, мы уже подружились. Через этот сайт меня несколько раз приглашали в Москву выступать, я участвовал в разных поэтических вечерах. Благодаря интернету, познакомился с одним из лучших сегодняшних российских поэтов — Алексеем Ивантером, который, кстати, и нашел издательство, выпустившее потом мой сборник. А возглавляет это элитарное издательство «Библиотека «ЕДИНАЯ КНИГА» Сергей Надеев — нежнейшей души человек, поэт, тончайший лирик. Сергей сделал макет книги, меня заставили ее полностью самому оформить. Это была каторжная работа, потому что нужно было все сделать быстро. В итоге от идеи до выпуска книги прошло всего 3-4 месяца. — Вашу книгу в Иванове не найти. Почему так получилось? — Я получил 300 экземпляров сборника в качестве гонорара, а остальным распоряжается издательство. Кто был на моих презентациях в Иванове, тому я подарил книгу. Есть она и в научной библиотеке. Ведь сейчас поэзия не продается в России, зато продается на Западе. Книга «Красные деревья» участвовала в книжных ярмарках в Москве и Франкфурте, была отмечена дипломом за культуру издания. По-моему, издательство собирается выпустить дополнительный тираж, который, видимо, уйдет за границу. Поэзия сейчас больше расходится в своем кругу, и я уже отослал книгу своим друзьям в Америку, Китай, Британию, Украину, Казахстан, ну и по России, конечно… У меня тоже много книг с автографами, есть в этом что-то хорошее. Прошло время, когда поэтические книги издавались стотысячными тиражами. — Вам не жаль, что «живая» книга сегодня не так ценится, как раньше? — Я спокойно к этому отношусь. Один поэт из Британии, Виктор Гуревич, которому я послал сборник, говорит: «Конечно, сесть на диване с книжкой это совсем не то, что сидеть у монитора». Для меня это не так. Я стихи даже пишу на компьютере, хотя кто-то уверен, что нужно это делать ручкой, причем лучше перьевой. Ерунда! Стихи все равно рождаются в голове, все остальное — технология. Я живу в компьютере. Но сама работа над стихами — мучительное, трудное дело. Я пишу стихи, потом они «выстаиваются», после чего я работаю снова, переделываю, оттачиваю и т. д. — Как автор творческих работ — графики, поэзии — вы нуждаетесь в зрителе, читателе? Или это делается больше для себя? — Конечно, нуждаюсь! Поэтому на сайте Артбазар.ру есть моя страница компьютерной графики. Оформляя сборник «Красные деревья», я использовал фотографии, росписи пещеры Альтамира, а также впервые делал черно-белые рисунки, затем сканировал их и «доводил» в компьютере… Я сделал несколько выставок живописи, компьютерной графики и успокоился, сейчас мои рисунки носят скорее прикладной характер. Я больше занят поэзией. — Как вы считаете, актуален ли эпатаж в деле продвижения литературы? — Да, но не для меня. Вообще это работает. В «официальной» литературе есть такое, когда люди ради успеха конструируют авангард, в котором нет души, и они сами понимают, что все это ерунда… Хотя у меня лучше получается техника «старинного стиха», это выражение Ивана Шепеты, но пользуюсь и современными ритмами, рифмами, если этого требует поставленная художественная задача. Но авангард ради эпатажа — это не мое. — Можно ли сделать творчество бизнесом? — Можно, если начать писать детективные или фантастические романы с колдунами и привидениями. На этом можно неплохо зарабатывать. Поэты могут писать тексты для попсы… Есть у нас памятники самим себе, которые ходят в белых костюмах и пишут посвящения всем подряд. В советское время, когда поэзия обслуживала идеологию, на ней можно было заработать, но не сегодня. Я думаю, в поэзии не должно быть никакого практического смысла. Только радость и работа души.
02 Мая 2009, 17:36 +72

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...