Зоны потребительского риска

На минувшей неделе состоялось заседание координационного совета по защите прав потребителей при администрации города Иванова. Он подвел итоги работы в прошлом году и обсудил текущие вопросы. Некоторые моменты этого заседания достаточно интересны для широкого круга наших читателей.

В прошлом году в администрацию обратились 1054 человека с жалобами на нарушения потребительских прав. Нисколько не удивительно, что более половины из них высказывали претензии в адрес предприятий торговли. Эта сфера и по объему занимает ведущее место на потребительском рынке. Больше всего нареканий вызывает качество промышленных товаров и сложной бытовой техники. Причем речь идет не о рыночной, а о стационарной торговле. Недавняя проверка в «Эльдорадо» подтверждает тенденцию массового выброса на рынок нелицензированной техники. Поэтому покупателям необходимо проявлять особую бдительность.

Одной из причин того, что жалоб в отношении рынков сравнительно немного, на совете назвали работу их собственных служб по защите прав потребителей. И хотя такие службы входят в администрацию ТЦ и отстаивают ее интересы, определенная работа все-таки ведется. Однако службы по защите прав потребителей организованы всего на 3 из 19 торговых комплексов – ИТК, «Пассаж», и «Полет». Совет рекомендовал создать аналогичные структуры и в остальных торговых центрах.

Наиболее стремительно растет количество жалоб на предпринимателей, занимающихся изготовлением и установкой дверей, балконных решеток, оконных рам. Дело не только в том, что огромный спрос породил некорректные предложения. Медвежью услугу потребителям оказала отмена сертификации на этот вид деятельности. Кроме того, появилось много недобросовестной рекламы.

То же самое происходит в торговле семенами – с прошлого года отменено лицензирование. А на карантинные сертификаты далеко не все обращают внимание.

Остается множество проблем в соблюдении законодательства по защите прав потребителей в коммунальной сфере. В договорах по оплате коммунальных услуг не прописана ответственность за плохое качество. Об этом говорится давно, теоретически есть даже возможность пересчитать сумму, например, за тепло - если оно подается нерегулярно или в неполном объеме. Но известно, что на практике это оборачивается бесконечным хождением по инстанциям и лишней головной болью. Выход вообще-то имеется: установить счетчики тепла, горячей и холодной воды. В скором времени в муниципальном жилом фонде так и сделают. Но, к примеру, в ЖСК с этим непросто – тот же «Водоканал» заключает договоры только с юридическими лицами.

Про качество слесарных и сантехнических работ и говорить нечего. Достаточно посмотреть на «контингент», работающий в домоуправлениях. Однако в одном из них появился интересный опыт: жильцы сами оценивают, насколько хорошо работник справился с ремонтом крана или установкой мойки. Члены совета намерены распространить этот опыт в городе.

Прозвучала на заседании совета и такая цифра: в прошлом году по искам и претензиям потребителей было востребовано в их пользу более 200 тыс. руб. незаконно удержанных средств. А в администрации, между прочим, защитой потребительских прав занимается всего один человек. Для сравнения: в администрации Ярославля в этой службе 29 человек.

И все-таки нынче, как и в прошлые годы, с 15 февраля по 15 марта в городе пройдет месячник, посвященный всемирному дню потребителя. Жаль, под него не выделено денег. Поэтому члены совета решили в следующий раз разработать не просто мероприятия, а программу проведения такого месячника – чтобы под нее были выделены средства. А пока все будет по-прежнему: рейды, круглые столы, «прямые линии» с читателями газет.

Людмила Котляр

17 Февраля 2003, 19:06 +70

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...