Звоните не на «скорую», а в поликлинику

В начале ноября в Москве проходил первый всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи. С его трибуны прозвучала новость, которая касается буквально каждого: грядет коренная реформа этой системы. Что принесет она людям – как пациентам, так и врачам? В чем суть В Минздраве подготовлен приказ «Об организации неотложной помощи», в соответствии с которым в стране должна полностью измениться структура скорой медпомощи. Если сейчас машины с красным крестом выезжают буквально на все вызовы, будь то обморок, травма или высокая температура, то теперь планируется разделить единую структуру скорой и неотложной медицинской помощи на две – службу скорой помощи «03» и пункты неотложной помощи при районных поликлиниках. Кстати, до 1968 года в Советском Союзе так и было. Скорая работала только с так называемыми жизнеугрожающими вызовами – к ним относятся, например, сердечные приступы, травмы, полученные в ДТП, роды. По другим поводам надо было обращаться в неотложку. Пункты неотложной помощи работали в поликлиниках вечером и ночью, без выходных и праздничных дней, когда не вели прием участковые врачи. В 1968 году скорую объединили с неотложкой. А теперь их предлагается снова разделить. Взгляд изнутри Делегатом Всероссийского съезда была и главный врач Ивановской станции скорой помощи Людмила Потапенко. Вот ее точка зрения на предстоящую реформу: - Идея эта не новая. Есть приказ Минздрава от 1988 года, который уже тогда предусматривал разделение служб скорой и неотложной медицинской помощи. Некоторые города и регионы исполнили этот приказ, но их очень мало. Я приведу в качестве примера Санкт-Петербург, где работают с отделениями неотложной помощи уже 12 лет. Там неотложка отделена от скорой и находится при поликлиниках. На вызовы по поводу гипертонического криза, бронхиальной астмы и т. п. врачи выезжают в течение одного-двух часов. При экстренном вызове, поступающем на скорую, этот срок не может быть больше 20 минут. В большинстве регионов, в том числе и в нашей области, функции неотложки выполняет скорая, но и финансируется она только как скорая помощь, без учета неотложных вызовов. В соответствии с программой госгарантий, утвержденной правительством, на каждую тысячу населения может приходиться 318 вызовов, то есть в год скорую могут вызвать 318 человек из каждой тысячи. Исходя из этих цифр, мы и финансируемся. На этот год наша станция получила муниципальный заказ на 135 тысяч вызовов. А фактически мы выполняем ежегодно в среднем 165 тысяч вызовов. Однако оплачиваются только 135 тысяч. Да и то не полностью. При стоимости вызова в 2005 году 850 рублей мы должны получить 92 миллиона, а получаем 56. Почти полностью финансируется лишь зарплата, медикаменты, ГСМ – то, без чего мы не можем прожить. Что и говорить, скорая помощь обходится государству очень дорого. Кроме того, из-за большого количества неотложных вызовов под угрозой оказывается оказание экстренной помощи. Очевидно, поэтому и принято решение о разделении на две службы. Но для того, чтобы все это организовать, потребуется время. Для открытия пунктов неотложной помощи в поликлиниках необходиы штаты. Даже если будут работать врачи по совместительству, их надо обучить. Нужны машины. Нужны помещения, которые следует выделить специально под неотложку. Еще один очень серьезный момент – потребуется большая разъяснительная работа среди населения. Все привыкли к тому, что машина скорой помощи выезжает чуть ли не на любой вызов. Людям странно, что при приступе аритмии не надо звонить в скорую, но ведь это в самом деле не ее сфера, а неотложки. Да, работа предстоит серьезная. Но я за реорганизацию. Тут надо учитывать такой положительный момент. Врачи поликлиник хорошо знают своих пациентов. Им будет намного легче и быстрее понять больного, а значит, и помочь ему. Потому что врачи знают свой район, знают своих пациентов. Кроме того, это освободит нас от непрофильных вызовов, а их в некоторые дни бывает у нас от 20 до 40 процентов. С другой стороны, появляется проблема отсроченности. Если по приказу Минздрава скорая должна приехать по вызову в течение 20 минут, то для неотложки это может быть и час, и два, и три. Но дело в том, что по телефону очень трудно определить состояние больного. Иногда повод к вызову просто температура, а оказывается, это тяжелейший отек легких. И наоборот: звонят, что человек умирает, а он пьяный. Кстати, на съезде выступал главврач станции скорой помощи Ставрополя. Он рассказывал, как делается у них. Если оказывается, что вызов непрофильный, то больному предлагают или оплатить стоимость вызова, и тогда ему немедленно будет оказана помощь, или обратиться в поликлинику. - Людмила Владимировна, в свете предстоящей реогранизации шла ли на съезде речь о частных бригадах скорой помощи? - С высокой трибуны в очередной раз продекларировано, что скорая помощь – это бесплатная служба, которая финансируется из бюджета. - А каково лично ваше отношение к частным структурам? - Частные структуры, которые называют себя скорой медицинской помощью, не правы. Это все же не скорая медицинская помощь, а скорее неотложка. И я считаю, у человека должно быть право выбора – хочет он получить помощь бесплатно или за деньги. - А при разделении неотложка не будет ли платной? - Нет, ведь амбулаторный прием тоже не платный, он финансируется ФОМС. Так же будет и с неотложкой.
05 Декабря 2005, 13:01 +526

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...